Короткое расстояние от идиотизма до героизма или...

Feb 21, 2020 14:12

Как советские косяки становились триумфом энтузиастов

Наверно, только птицы в небе и рыбы в море знают, кто прав,
Но мы знаем, что о главном не пишут в газетах,
И о главном молчит телеграф.
Аквариум. Капитан Воронин

Все мы слышали о челюскинцах. Где-то там во льдах застряла экспедиция, а потом ее летчики вывезли в теплые края, за что получили первые звания Героев Советского Союза. Но как-то было не до деталей, по крайне мере, мне.
Тут читаю книжку про советскую литературу известного критика Станислава Рассадина: https://e-libra.ru/read/485435-sovetskaya-literatura-pobezhdennye-pobediteli.html

А он там пишет: "приключившаяся в 1934 году гибель ледокола Челюскин  и спасение челюскинцев, катастрофа, вызванная советским шапкозакидательством, но превращенная пропагандой в триумф социализма"...
Что за клевета?! Какое шапкозакидательство?! Стечение обстоятельств, видимо, льды толстые оказались или еще что-то непредвиденное - дай, думаю, почитаю про "Челюскин". И в самом деле, оказалось много интересного.

Этот текст посвящен приключениям "Челюскина" и "Сибирякова" - двух знаменитых пароходов.


Эпопея "Челюскина"
"Отечественный приоритет в Арктике Советский Союз стал отстаивать ещё на заре своего существования: в 1923 году советское правительство объявило, что все земли, находящиеся в советском секторе Арктики, принадлежат СССР. Далеко не все соседи были согласны с этим, имели свои притязания и другие страны, например Норвегия...
В 1932 году экспедиция Отто Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» под командованием капитана Владимира Воронина сумела пройти за одну навигацию из Белого в Баренцево море, тем самым впервые осуществив сквозное плавание по Северному морскому пути...

В качестве судна для экспедиции был выбран только что построенный в Дании по заказу СССР транспортный пароход «Лена», который был переименован в «Челюскин», в честь знаменитого русского исследователя Арктики.
Капитан Владимир Воронин, изучив новое судно, обратил внимание на ряд существенных конструктивных недостатков, а также на то, что «Челюскин» не приспособлен к плаванию среди льдов.
Но осторожные замечания Воронина не могли соперничать с энтузиазмом Шмидта. В успехе предстоящей экспедиции не сомневались настолько, что геодезист Васильев, к примеру, отправился в плавание с беременной женой...

Уже 15 августа, при первой серьёзной встрече с тяжёлыми льдами, судно получило повреждения. Однако вызванный на помощь ледокол «Красин» пробил «Челюскину» дорогу. При этом пароход всё равно шёл под серьёзной нагрузкой, так как канал, пробиваемый «Красиным», был узок для тяжёлого сухогруза.
Однако экспедиция продолжалась, и без приключений «Челюскин» добрался до Чукотского моря, где был зажат многолетними льдами. Ввиду этого подойти к острову Врангеля, как было запланировано, «Челюскин» не смог. С середины октября до начала ноября судно дрейфовало в сторону Берингова пролива и 4 ноября достигло его. Фактически Северный морской путь был пройден"//https://aif.ru/society/history/tragediya_stavshaya_triumfom_chelyuskin_pogib_iz-za_oshibki_otto_shmidta

"До чистой воды оставалось три четверти мили. В этот же день ледорез «Литке» (флагман Северо-Восточной полярной экспедиции Наркомвода), который был рядом, предложил помощь. Однако руководство экспедиции, зная о повреждениях ледореза, экипаж которого еле успевал откачивать воду, отказалось. Вечером «Челюскин» поволокло обратно в Чукотское море. Через 10 дней судно было у мыса Хоп на Аляске. Тогда у «Литке» попросили о помощи. Моряки ледореза, которым самим в любую минуту грозила гибель, сделали всё возможное, и подошли к «Челюскину» на 25 км, но были остановлены непроходимым многолетним льдом - паком. Шмидт и Воронин, опасаясь гибели «Литке», отпустили ледорез.
13 февраля 1934 года «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. Эвакуация прошла быстро и чётко, поэтому удалось выгрузить несколько тонн продовольствия, снаряжения, топлива и различных вещей, необходимых для выживания. При перекличке выяснилось, что погиб завхоз Б. Могилевич, его сбила бочка, покатившаяся по палубе, и он ушёл вместе с судном в ледяную пучину.
Москва придала спасению экипажа «Челюскина» большое значение. Уже через два дня после крушения судна была учреждена специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев... основные надежды возлагали на авиацию.
...
Берег располагался примерно в 150 км от лагеря, но Шмидт запретил пеший переход. Женщины и дети, да и многие мужчины, не смогли бы дойти до берега. Слишком много опасностей таил такой переход, особенно в условиях отсутствия нужного снаряжения. Недовольных жестко смирили... Решили ждать помощи с материка.
Решение было правильным...
Уже 5 марта (около 3 недель после катастрофы) лётчик Анатолий Ляпидевский на тяжелом двухмоторном самолёте АНТ-4 (ТБ-1) вывез с льдины первую партию челюскинцев (десять женщин и двоих детей). Ляпидевский совершил настоящий подвиг. По его словам, посадочная площадка была маленькая - примерно 450 на 150 метров, а требовалось 650 метров на 150. Однако все обошлось.
Следующий рейс смог прибыть только 7 апреля. Это был Слепнёв на американском моноплане «Флейстер». Самолёт при посадке был поврежден. За ним сели Василий Молоков, Николай Каманин на одномоторных советских самолетах Р-5. Советские машины не могли увезти много людей. Они строились как разведчики и легкие бомбардировщики. Молоков и Каманин забрали 5 человек (пятого - «лишнего», машиниста Мартисова запихали в парашютный ящик под фюзеляжем). Слепнёв остался ждать запасных частей.
В дальнейшем «воздушный мост работал безостановочно. За неделю советские летчики на легких самолетах вывезли всех. Летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов вывозили людей на одномоторных самолетах Р-5, а Иван Доронин - на «Юнкерсе» W-34. Шмидт хотел покинуть лагерь одним из последних, категорически отказываясь покинуть лагерь. Однако у него начала прогрессировать застарелая легочная болезнь, возникла угроза гибели руководителя экспедиции. Поэтому приказом из Москвы ему пришлось передать руководство своему заместителю Боброву. Шмидта вывезли на Аляску, чтобы как можно быстрее оказать врачебную помомщь.
13 апреля был сделан последний рейс"//https://aif.ru/society/history/tragediya_stavshaya_triumfom_chelyuskin_pogib_iz-za_oshibki_otto_shmidta

Американцев многие считают врагами СССР и России. Я всем желаю иметь таких врагов:

"Малоизвестный факт, но, помимо лётчиков, были награждены и два американских бортмеханика, обслуживавших американские самолёты, закупленные для спасательной операции. Клайд Армстед и Уильям Левери удостоились орденов Ленина"//https://aif.ru/society/history/tragediya_stavshaya_triumfom_chelyuskin_pogib_iz-za_oshibki_otto_shmidta

А Ляпидевский стал первым советским Героем.

Бессмысленный огонь "Александра Сибирякова"

Про этот пароход я кое-что знаю. В 1982 году читал детскую книжку про разных советских героев. И впечатлился боем парохода с тяжелым крейсером. Представления о возможностях обоих у меня были смутные, а советских детей учили, что сдаваться нельзя никогда и ни за что!))


"Заложен 23 ноября 1908 года на верфи «Гендерсон и К°» по заказу британской компании «Беллавенчур Стимшип» (англ. Bellaventure Steamship Co Ltd). Спущен на воду в 1909 году под названием «Беллавенчур»...
В августе 1941 года вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд-6»). На корабле было установлено вооружение: два 76-мм орудия (корма), два 45-мм орудия (бак), два 20-мм зенитных автомата «Эрликон»...

На «Адмирале Шеере» была включена аппаратура радиопомех, поднят немецкий военно-морской флаг. Крейсер потребовал прекратить радиопередачи и лечь в дрейф, затем был дан предупредительный выстрел. В 13 ч. 45 мин. были даны радиограммы: «Началась канонада, ждите», затем «Нас обстреливают». «Александр Сибиряков» имел на борту два 76-мм зенитных орудия, которые можно использовать против подлодок, но их нельзя было даже сравнивать с мощной артиллерией немецкого крейсера (6 орудий калибра 283 мм, 8 орудий - 150 мм, 6 орудий - 105 мм, плюс малокалиберная зенитная артиллерия и два 533-мм четырёхтрубных торпедных аппарата). Тем не менее, «Сибиряков» открыл огонь по противнику с дистанции 64 кабельтовых[13]. Ответный огонь крейсера был метким: из 27 снарядов главного калибра в 6 залпах 4 попали в цель. Первым попаданием снаряда снесло фор-стеньгу и повредило радиостанцию (перешли на аварийный передатчик)[9][11], систему телефонной связи. Вторым снарядом накрыло корму, мощный взрыв выбросил высоко в воздух тела бойцов, коробки груза, элементы кормы, кормовых орудий, шлюпок, - около 30 человек погибло. Третий снаряд попал на носовую палубу, где взорвались бочки с бензином (около 300 штук), из-за чего обгорели многие находившиеся на борту. К дымовой завесе, выставленной ледоколом, прибавился дым мощного пожара. Четвертый снаряд угодил в ботдек и взорвался в котельном отделении (левый паровой котёл вышел из строя). Ледокол полностью потерял ход и дал дифферент на нос.
В результате третьего попадания тяжело ранило капитана в руку, он терял много крови. Командование принял комиссар З. А. Элимелах[14], и далее руководил боем, несмотря на ранение в голову. По его приказу радист А. Г. Шаршавин передал в эфир радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте. 14 ч. 05 мин.» По приказу комиссара старший механик Бочурко открыл кингстон. Комиссар и старший механик погибли вместе с кораблём.
Последнее уцелевшее орудие продолжало обстрел вражеского крейсера с дистанции в 2,2 мили. В 14 ч. 30 мин. крейсер, подавив огневую точку, прекратил шрапнельный огонь и подошёл к месту, где находился тонущий ледокол. Бой крейсера с ледоколом продолжался 43 минуты. Из двух шлюпок со спасшимися одну немцам удалось потопить. К оставшейся шлюпке был выслан катер для поиска возможных данных о караванах, ледовой обстановке, кодов и шифров. В шлюпке немецкими моряками были обнаружены 28 человек, из которых 18 (по другим данным 19 или 22[15][16]), включая капитана Качарава, радиста Шаршавина, руководителя планируемой полярной станции Золотова, были захвачены в плен. Оказавший сопротивление матрос Матвеев был расстрелян, несколько человек отказалось от эвакуации на немецкий крейсер, выпрыгнули за борт и остались в воде[17]. Около 15 часов ледокол начал быстро погружаться под воду, образуя воронку. Моряки «Адмирала Шеера» фотографировали эвакуацию и погружение «Александра Сибирякова».
Кочегару Вавилову удалось добраться до острова Белуха[9]. В сентябре он был замечен с борта парохода «Сакко» и 29 сентября, через 32 дня, эвакуирован с острова самолётом (летчик Черевичный)[9][11].
13 человек из пленённых выжили в немецких лагерях и были освобождены после окончания войны"//https://ru.wikipedia.org/wiki/Александр_Сибиряков_(корабль)

Насколько можно понять, советские моряки не хотели, чтобы ледокол достался нацистам. Не достаточно ли было открыть кингстоны и начать эвакуацию людей? В последний момент можно было заготовить взрывчатку к горючему и рассчитать подрыв через несколько минут - за которые шлюпки отойдут от судна.

Стрелять по кораблю класса "Шеер" из 76-мм - это даже не слону дробина. Утопили этого красавца англичане ПЯТЬЮ ПЯТИТОННЫМИ БОМБАМИ - налет на доки Киля осуществляло 300 самолетов.
(А вес снаряда 76-мм пушки обычно около 6 кг, в 1000 раз слабее той бомбы.)

Кочегар Вавилов чудом выжил и не попал в плен.

В Сети постоянно фигурирует слово "подвиг" - но подвиг есть "Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях".
В чем подвиг Вавилова? Что он выжил? Это называется "везение". А действия "Сибирякова" чему помешали или чему помогли? Затопить пароход можно было не прибегая к ведению огня из несерьезного орудия.

"Сведения немецкой стороны в основном подтверждают эти события, одновременно сообщая важные детали: «"Сибиряков" немедленно повернул к берегу острова Белуха и очень удачно замаскировался с помощью дымовых шашек, одновременно открыв огонь по немецкому крейсеру из всех орудий. "Адмиралу "Шееру" удалось вторым залпом попасть в цель. Всего было произведено шесть залпов из 280 мм орудий, из них половина - обеими башнями. В советский ледокол попало, видимо, четыре снаряда, и он после некоторого маневрирования потерял ход. "Адмирал Шеер" в 12.45 прекратил огонь… а "Сибиряков" продолжал стрелять, охваченный пламенем, но не добился попаданий"//https://military.wikireading.ru/65379

В плену моряки не выдали раненого капитана Качараву, сославшись, видимо, на его гибель.
Важное значение имела передача сведений о присутствии крейсера противника в Карском море, но радиограмма была передана еще до начала обстрела.

В чем был смысл ведения огня?! И где все это время находился Краснознаменный Северный Военно-Морской Флот?!

Вот тут люди сетуют, что капитан Качарава не получил Героя (как и Шмидт ранее): http://nvo.ng.ru/history/2013-06-14/14_sibiryakov.html

Но, видимо, "наверху" тоже не видели подвига в нелепой стрельбе из пушчонки по карманному линкору. Погибло человек 80, сам Качарава выжил (в отличие от комиссара-еврея). И его бы наградили Героем? Чтоб те 80 перевернулись на морском дне?

история СССР

Previous post Next post
Up