Западу, безусловно, хотелось бы, чтоб в Турции пришли к власти кемалисты, любым способом. Но нужно ли это Кырыч...дырычоглу?
Надо понимать, что 50% с хвостиком - это обычный результат Эрдогана, что говорит о стабильном расколе Турции примерно на две равные части: кемалисты-заевропейцы, главным образом жители крупных городов vs исламисты-неоосманисты, турецкая провинция.
По крайней мере, электорат Эрдогана не уменьшился, что важно для тутошнего спора протекционисты (в лице меня) vs заевропейцы (все остальные). Правда, прошло всего 1,5 года, а эпичный фейл Эрдогана был обещан через 3-5 лет, но выборы - хорошая точка для промежуточных итогов.
Итак, следим за сбычей прогнозов:
21.12.2021, заевропейцы:
Турция скоро приползет в МВФ на брюхе, клянчить кредит)))))Эрдоган, 26.12.2021:
властям Турции удалось выплатить долг перед МВФ, который ранее достигал $23,5 млрд, и увеличить резервы Центробанка с $27,5 млрд до $120 млрд. Эрдоган девальвацией ограбил свой народ, временно снял сливки, так как турецкие товары подешевели, только вот из-за девальвации сырьё и комплектующие для турецких производителей также подорожали, так что эффект быстро исчерпается, а вот бедность останется на долгие годы. Если измерять успешность выплатой догов и резервами, то тогда вы должны на Сахипзадовну и Силуанова молиться, долг при них низкий, а резервы большие.
Резервы-то у Сахипзадовны и Силуанова большие, но вот воспользоваться ими они не могут, остается только на них молиться.
Но нет худа без добра: не могут воспользоваться - значит, не могут скупать за доллары рубли, из-за чего денежная масса растет на 20%. Вангую, что рост ВВП во втором квартале будет не меньше 5-6%. И обратите внимание, без той непременной гиперинфляции, которой нас стращают в случае роста М2 свидетели секты Набиуллиной.
Однако, вернемся к обнищанию турок:
ВВП на душу в долларах: 2018 - 14933, 2022 - 15027.
Т.е. показатель не снизился, хоть и не вырос. Объясняется просто: девальвация лиры ведет к росту турецкого производства и экспорта (рост ВВП в 2022 - 5,6%, а рост экспорта - 12,9%), а снижение покупательной способности лиры компенсируется постоянным повышением минимальной оплаты труда, что сохраняет реальные доходы на примерно постоянном уровне.
Конечно, у этой экспорто-ориентированной модели есть слабое место - рано или поздно потолок будет достигнут, как Китаем. Тем более, что у основного для турецких производителей рынка - ЕС - кажется, намечаются проблемы. Но пока еще есть резервы роста, и особый козырь - транзитное положение Турции между Закавказьем и ЕС, Ср.Азией и ЕС, Китаем и ЕС.
Ждем-с.