Бульдозер и Паровозик. Притча про дружбу

Jan 19, 2020 14:36


Жили-были в одном дворе два мальчика: Леша, по прозвищу «Бульдог» (было в его поведении и облике что-то от представителя этой собачьей породы) и Эдик, по прозвищу «Паровозик» (любимым занятием Эдика была игра в железную дорогу).

Друзья ходили в один класс, пока жизнь не развела их: Леша пошел после восьмого класса работать на стройку, а Эдик ( Read more... )

капитализм

Leave a comment

sir_derryk January 19 2020, 11:47:08 UTC
>>Алексей вернулся к работе бульдозеристом, а Эдуард начал срочно искать себе другого машиниста.
Ну то есть Алексей потерял полторы штуки в месяц, а Эдуард - время (исходим из того, что машиниста найти можно достаточно быстро). Будем считать, что новому Эдуард тоже платил три штуки, чтобы купить лояльность.

По теме:
1. Нет. Алексей получал в два раза больше, чем другой машинист, просто потому что был другом Эдуарда.
2. Теоретически такой способ существует. Называется "стать партнером", "войти в долю" и т.д. Вопрос в том, что именно может вложить Алексей в дело, чтобы Эдуарду было выгодно пойти на партнерство. Навскидку я такого не вижу, хотя, возможно, оно и есть.

Reply

al_firsov January 19 2020, 11:57:44 UTC
===По теме:
1. Нет. Алексей получал в два раза больше, чем другой машинист, просто потому что был другом Эдуарда.===
Первый пост и сразу такая любопытная позиция - Алексею переплачивали.

Т.е. с Вашей точки зрения, справедливо было бы:
а) платить Алексею столько, сколько его труд стоит на рынке (про либеральность: зарплата машинистов и так включает лояльность - бережное отношение к технике, грузу, сопроводительным документам, клиентам и т.д. - не умеешь, не хочешь работать профессионально - не обесудь), и
б) все, что получает в результате работы тепловоза Эдуард отдавать ему.

Я бы сформулировал такой подход грубо как:
"Работает тепловоз, а машинист только контролирует работу техники. Соответственно. Чей актив - тому и прибыль".
Коммунисты могут не понять...

Reply

sir_derryk January 19 2020, 12:11:08 UTC
Парадокс в том, что в данном случае нет единого справедливого решения. Более того, его почти всегда нет. Просто потому, что то, что справедливо для одной стороны, наверняка несправедливо для другой. И с этой точки зрения честная сделка это та, которую считают несправедливой обе стороны (хотя, что самое интересное, она может быть объективно выгодной для обеих сторон ( ... )

Reply

black_semargl January 19 2020, 12:21:04 UTC
В самом деле, всё что сверх рыночной цены - переплата "за дружбу".

И ещё вопрос - а сколько это "приличная зарплата менеджера за ведение бухгалтерского учета и поиск клиентов"?
Вдруг 75000?

Reply

vishniakov January 19 2020, 12:22:52 UTC
На самом деле ситуация может обернутся и в другую сторону - если вдруг тепловозов (и владельцев тепловозов) на рынке будет много, а машинистов - мало, то оплата труда машиниста будет расти, вплоть до того, что машинист будет получать больше, чем владелец тепловоза. Потому что при работающем тепловозе владелец получается хоть что-то, а при простаивающем из-за отсутствия машиниста - ничего.

И поэтому "грузы перевозит не Алексей, сидящий в кабине, его, Эдуарда тепловоз" и "все риски несет он, а не Алексей." к делу (и к справедливости) отношения не имеет.

Reply

sir_derryk January 19 2020, 12:35:20 UTC
На самом деле имеет. То, что тепловозов станет много, а машинистов - мало, это тот самый риск, который несет Эдуард. Обратите внимание: он платит Алексею фиксированную зарплату вне зависимости от простоев.
На самом деле он еще и налоги платит, и расходники, и ТО, и так далее. Но главный риск здесь - это возникновение ситуации "тепловоз есть, а заказов нет". Алексей от данного риска застрахован, причем дважды: зарплата у него по факту, а не по километражу, плюс сменить работу он может (Эдуард тепловоз, конечно, тоже может продать, но это далеко не так просто).

Reply

vishniakov January 19 2020, 13:19:36 UTC
Не-не-не. Это не про риски. Это про рынок труда. То есть все нормально, все работает, но машинистов мало, а цены на их труд - высокие. То есть далеко не всегда будет прям совсем огромный отрыв в личном доходе владельца (не организации) и оплате труда работника.
Другое дело, что число тепловозов растет медленнее, чем можно готовить новых машинистов, поэтому в реальности такая ситуация на ж/д маловероятна.

Reply

sir_derryk January 19 2020, 13:22:16 UTC
Ситуация "тепловоз есть, а заказов нет" как раз не про рынок труда, а про риски.
А то, что вы говорите, конечно же, правильно.

Reply

vishniakov January 19 2020, 13:28:27 UTC
Так я то говорю про "тепловоз есть, заказы есть, а машинистов вакантных нет". Что, с одной стороны, тоже риски, с другой стороны - высокая стоимость труда специалиста.

Reply

sir_derryk January 19 2020, 13:29:07 UTC
Ну я и сказал, что то, что вы говорите, конечно же, правильно.
Но тем не менее риски у Эдуарда есть. Просто другие.

Reply

al_firsov January 19 2020, 15:24:51 UTC
===Это про рынок труда. То есть все нормально, все работает, но машинистов мало, а цены на их труд - высокие. То есть далеко не всегда будет прям совсем огромный отрыв в личном доходе владельца (не организации) и оплате труда работника.
Другое дело, что число тепловозов растет медленнее, чем можно готовить новых машинистов, поэтому в реальности такая ситуация на ж/д маловероятна.===
Но рынок капиталов гораздо менее гибкий, чем рынок труда.
Один и тот же человек может гораздо быстрее работу сменить, чем владелец капитала (скажем, тепловоза, продаст свой бизнес и начнет заниматься, например, оленеводством).

Reply

vishniakov January 19 2020, 16:36:39 UTC
Ну да. Именно поэтому зарплаты обычно адекватно отражают всю ситуацию в экономике.

То есть не только потребность в машинистах, сложность обучения на машиниста, но и потребность в других специальностях, на которые (при наличии перспектив высокой зарплаты) машинисты могут переучиваться, создавая дефицит кадров на ж/д и вынуждая владельцев капитала повышать зарплату.

Reply

vishniakov January 19 2020, 12:16:36 UTC
Совершенно согласен.

Reply


Leave a comment

Up