О величии священной нашей державы: Часть вторая

May 19, 2023 13:12

Часть первая
2 -- продолжение из первой части.
Мне товарищи подсказывают: Толстой вошёл в мировую литературу. Ну и прекрасно, давайте читать Толстого и восхищаться им, как мы читаем Шекспира (которого, кстати, Толстой терпеть не мог; бывало, встретит его на улице и говорит: "Ну что, брат Шекспир, опять х*рню пишешь?") и восхищаемся им! Только надо понимать -- это мировая литература, точнее, западноевропейская, а не русская. Русского в Толстове Толстом только то, что он родился в России и писал иногда на русском языке. Ну так вспомним слова Пушкина: "... черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом!" То есть западноевропеец Пушкин печалился о том, что оказался не в самом подходящем для него месте; то же и с Толстым.

3. Музыка -- та же история. Западноевропеец Чайковский, которого чёрт догадал родиться в России с душою и с талантом, писал западноевропейскую музыку согласно западноевропейским (преимущественно католическим) музыкальным канонам. Недаром американе и канадяне так любят исполнять его "Щелкунчика" под Рождество! А в этом балете, между прочим, действуют такие русачки, как Штальбаум, Мари, Фриц, Марианна, Дроссельмейер. Ну не по русской же сказке писать музыку к балету?!

Мусоргский, Римский-Корсаков, и т.д. -- всё западноевропейцы.

4. Но, может быть, мы можем гордиться великой русской наукой? Это вряд ли. Науку в императорской России уподоблю любительскому садику во дворе пенсионера, в то время как наука Германии была огромным полем, усеянным талантами. Доморощенные российские учёные были редкими случайными событиями в косной культурной ткани РКМП.

При этом в сталинский период прикладывались огромные усилия к тому, чтобы создать иллюзию великой российской науки. Дошло до того, что великим учёным объявили Ломоносова, открывшего закон сохранения массы в виде "где от чего убудет, там где-то ещё прибудет". В это же время его современник Гаусс формулировал такого сорта законы, используя объёмные интегралы и частные производные.

Таблица Менделеева -- да, одна гениальная догадка. Но эта идея висела в воздухе и была открыта независимо где-то в Германии.

Теорема Остроградского-Гаусса? Это напоминает мне фразу Остапа Бендера "Гомер, Мильтон и Паниковский!" Гаусс -- титан колоссального масштаба, энциклопедический математик, внёсший огромный вклад в науку, и Остроградский, незаметный середнячок вроде Софьи Ковалевской.

Науки в императорской России, практически, не было. И дело, конечно, не в умственной ущербности русских, а в нескольких факторах:
1) очень малое поле для выборки талантов: напомню, львиная доля российского населения жила на грани выживания, тут не до образования, быть бы живу;
2) паразитический характер дворянской культуры, откуда только и могла произойти наука. Пушкин написал: "Мы ленивы и нелюбопытны", и он имел в виду не только простолюдинов;
3) Православие не приветствовало интереса к сему свету, в отличие от безбожников-протестантов.

5. Технологии: если мы рассмотрим передовые технологии середины прошлого века, мы увидим, что технологическая культура СССР (про императорскую Россию и говорить нечего) была в самом зачаточном состоянии. Например, деятельность С.П. Королёва до окончания войны была детским садом; лишь захват ракет "Фау-2" открыл наши глаза на то, как должен строиться жидкостный и криогенный ракетный двигатель; по большому счёту, эта конструкция используется до сих пор. (Видел этот двигатель в разрезе, как и саму ракету, в "Техническом музее" в Мюнхене; экспозиция там фантастическая! Будете поблизости, обязательно зайдите!)


Авиация: немцы поняли задолго до войны, что нужно переходить на реактивную авиацию с турбореактивными двигателями, разработка которых началась в 1930-х годах сразу в трех компаниях: "Юнкерс", "Хейнкель" и "BMW". К концу 1930-х годов были построены двигатели с многоступенчатыми турбинами. В 1942 году взлетел первый германский реактивный истребитель Me-262 с двигателями "Юнкерса" Jumo-004 (см. фото слева).

А чем же были заняты советские конструкторы реактивной авиации? Они построили в 1942 году ракетный самолёт БИ-1, двигатель которого работал на азотной кислоте и керосине, и длительность его  работы не превышала 4 минут. (Это хорошо известно: ракетные двигатели работают недолго. На сколько, вы думаете, хватает топлива космическим ракетам-носителям? На несколько минут -- см. по этому поводу мою маленькую работу Топливная эффективность реактивных двигателей и не менее интересное продолжение.)

В общем, БИ-1 должен был взлететь, за 4 минуты сделать свои дела, потом двигатель глохнет, и надо как-то планировать на аэродром. Я удивляюсь, как организаторы этого проекта не были расстреляны за идиотизм.

А первые настоящие советские реактивные самолёты, которые взлетели уже после войны, полетели на чём? Правильно, на немецких двигателях, разработанных еще до войны:

Двигатели Jumo-004 (РД-10) устанавливались на истребителях Як-15; Як-17; Як-19; Су-9.

Двигатели BMW-003С (РД-21) устанавливались на истребителе МиГ-9.

Двигатели Jumo-022 (НК-2М) устанавливались на АН-8; Ту-91.
Двигатели группы Шайбе (НК-12) устанавливались на Ту-95 и служат до сих пор.
Ядерное оружие: про скоммунизженный для нас американскими товарищами проект ядерной бомбы знают все. Впрочем, здесь надо упомянуть одно замечательное исключение из общей канвы моего рассказа: фермы центрифуг для разделения изотопов урана -- это было действительно великое советское достижение! Американцы выбрали неудачный путь: разделение методом диффузии. Благодаря советскому преимуществу ельцинско-путинские бандерлоги скармливали американцам советские запасы обогащённого урана.

Ну, а самую мякотку -- кульминацию, позвольте отложить до завтра.

Продолжение следует.

технологии, Россия, культура, СССР, идиотизм, патриотизм

Previous post Next post
Up