Противоречия семьи

Apr 11, 2023 17:23

Продолжение
Советская идеология любила семью. Все знали, что это «ячейка общества». Что бы это значило? Трудовой коллектив, напр., тоже ячейка общества, и что?
Очевидно, это значило, что семья - неделимая ячейка. Т.е. так-то наше общество атомизировано, но всё же не до отдельных индивидов, остается связь в ячейке. И это связь тверда, в отличие от всех прочих. На деле же это, как любят идеологи, такой призыв - НАДО, чтобы была тверда. В реальности же всё было как и во всем мире.

Кризис семьи.

Семья разлагается по крайней мере последнюю сотню лет, факты этого общеизвестны: масса безнадзорных детей при живых родителях, пропасть между поколениями, супружеское насилие и насилие над детьми вплоть до убийств и инцестов, бессилие педагогики - детская преступность, алкоголизм и наркомания, беспорядочная половая жизнь, ранние беременности, самоубийства; никому не нужные престарелые родители сживаются детьми со свету; несчастные, все чаще распадающиеся браки; заедающий быт; матери-одиночки. Следствие - проблемы с демографией: буржуазные нации вырождаются, русские - по млн. в год, но и в других странах доля носителей ценностей буржуазной цивилизации (т.н. белых) устойчиво сокращается. Странно было бы абсолютизировать здесь роль рас, биологии, наследственности - в колониальную эпоху эти народы, и прежде всего самые "белые" из них - англичане - плодились как кролики, вытесняя коренное население даже во вроде бы совершенно неподходящих для белого человека тропических странах.

Опасаясь грозящего сокращения ресурсов удобной в управлении рабочей силы правящий класс России и церковь озаботились этой проблемой, выдав традиционные рецепты, которые не могут воодушевить даже самих разработчиков: пропаганда "патриотизма" (например, была акция "роди патриота" - 12 сентября сокращенный рабочий день, чтобы на день независимости России 12 июня родилось побольше будущих патриотов) и материальное стимулирование.

Итак, в отличие от капиталистического строя в целом, который на протяжении 20 века порой вроде бы опровергал прогнозы о своей "последней стадии" загнивания, буржуазная (пролетарская) семья не выказывала такой прыти, демонстрируя устойчивую тенденцию к упадку.
Но депопуляция - только часть беды, "белым" грозят "инородцы".

Буржуазная и традиционная семья.

Возрастающее демографическое давление Юга на Север создает питательную среду для ксенофобии и национализма. Причину такого давления идеолог привычно ищет в национальных и этнических особенностях людей. Берусь показать, что главная причина - социальная, кроется в силе традиционной семьи.
Традиционная семья - пережиток добуржуазных отношений, родоплеменного строя. В отличие от буржуазной семьи, которую ещё называют нуклеарной, парной, в традиционной семье над парой довлеет род, сохраняя элементы общинной солидарности.

Парная семья - наиболее слабый и наименее жизнеспособный из возможных видов социальных организмов, легко распадается даже в благополучном обществе, тем более при любых социальных подвижках, выбрасывая на улицы своих детей, которые создают остальным социальные проблемы, поэтому ими вынуждено заниматься государство. А государство не может решать проблемы иначе, чем создавая свои учреждения, напр., детдома.

При нормальных условиях традиционная семья уничтожается с развитием капитализма, как произошло в передовых обществах, давая возможность в будущем перейти на более высокий уровень солидарности. Но в реальности мы сталкиваемся, как и в экономике, с неоднородностью развития разных стран и разных частей одной большой страны, что коренным образом ломает идеальные схемы. Оказываясь в одной стране и эпохе, что и носители буржуазных семейных отношений времен их упадка, носители традиций получают неожиданное преимущество, которых у них не было бы ранее, и которые так значительны, что заставляют отказаться от либеральных ценностей личной независимости, которые на самом деле близки и понятны человеку любого происхождения.

Для примера полезен замечательный текст "Хороший человек из Асбехитахта"
https://oboguev.livejournal.com/6638780.html
Данный текст в то же время хорошо демонстрирует и все тоталитарные средневековые мерзости традиционной семьи.
Идеологи подобного этнофашизма провозглашают общественную среду своего обитания сборищем "лохов", неспособных к самоорганизации для сопротивления, уповающих на гос. поддержку (а их интересы буржуазному гос-ву никогда не будут родными).

А положительная сторона описана гораздо ранее:
Но она [родовая организация] все же сохранила свой естественно сложившийся демократический характер, отличающий весь родовой строй, и даже в той вырождающейся форме, которая была ей навязана в дальнейшем, удержала вплоть до новейшего времени живые элементы этого строя, а тем самым оружие в руках угнетенных.
...
Их личные способности и храбрость, их свободолюбие и демократический инстинкт, побуждавший видеть во всех общественных делах свое собственное дело,- одним словом, все те качества, которые были утрачены римлянами и благодаря которым только и можно было образовать из тины римского мира новые государства и дать толчок росту новых национальностей,- чем было все это, как не характерными чертами человека, стоящего на высшей ступени варварства, как не плодами его родового строя?
...
дали угнетенному классу ...локальную сплоченность и средство сопротивления, чего в готовом виде не могли найти ни античные рабы, ни современные пролетарии,- то чем это было вызвано, как не их варварством, не их способом селиться родами, свойственным исключительно периоду варварства? ... только варвары способны были омолодить дряхлый мир гибнущей цивилизации.

В общем, государство выступает как выразитель интересов всего общества, имеющий в то же время почти исключительное право разруливать отношения внутри этого общества. То, как оно это делает, почти никого не может удовлетворить.
Отсюда неизбежно существование и возникновение в обществе альтернативных моделей соединения людей. Основой всех таких моделей являются более сильные, чем у окружения, солидарные связи.
Только в солидарном сообществе человек может чувствовать себя защищенным и (парадоксальным образом) свободным, несмотря на ограничения, накладываемые принятыми в данном сообществе правилами поведения. Благодаря этому, а также очевидным преимуществам коллективизма, солидарное сообщество всегда выигрывает в конкуренции у окружения и успешно противостоит самому гос-ву.

Что же обеспечивало ранее процветание буржуазной семьи?
Это - абсолютное право собственности главы семьи на все имущество, в том числе жен и детей. Он был владыка своей "крепости", все остальные - узники. Теперь понятна и причина упадка - абсолютной собственности больше нет (ни одно цивилизованное государство ее больше не признает), глава семьи зачастую сам чувствует себя узником в своей крепости. Но жёны и дети освободились не полностью, остались заложниками обстоятельств, стены и крепость осталась. В итоге - все несчастливы.

Глубинная причина приверженности семейным ценностям - понятное и полезное стремление индивида сохранить и предать в надежные и нечужие руки плоды всех усилий прожитой жизни ("Нет, весь я не умру!"). Это есть стремление к экономному и рачительному отношению к труду.
До сих пор человек, вроде бы существо социальное, пытался передать свои "свершения" в основном по линии биологической. Лишь освободившись от этой биологической привязки, человек станет вполне социальным.

против идеологии

Previous post Next post
Up