Критика труда в текстах Маркса и Энгельса

Mar 12, 2023 08:37


В кругах серьёзных людей не раз критиковался безответственный и волюнтаристский призыв: читайте классиков! Ага, щас вот школьники сядут и прочтут. Учебник нужен толковый, но его пока нет. С этим я совершенно согласен, но ведь и резко противопоставлять тексты классиков и ненаписанный ещё учебник нельзя. Будут и к классикам обращаться, но, разумеется ( Read more... )

непривлекательность труда, труд, теория, свободное время, К. Маркс, отчужденный труд, политэкономия, частная собственность, Марксизм, марксизм, пробелы в марксизме, Социализм, марксистский ликбез, учебник по марксизму, творческая самозанятость, освобождение от труда, СССР, уничтожение труда

Leave a comment

asparagus66 March 12 2023, 11:52:52 UTC

Значитца так товарищи марксисты. Вам надо четко понимать: Что не понимал Маркс и его яйцеголовые последователи. А не понимали они "радости" труда ремесленника. Не наемного работника разделенного труда, а создателя "вещи" от А до Я. Само осознание того, что ты сам, своими руками, с помощью дополняющих и продолжающих ее орудий, создал ценный предмет - например, шкаф, костюм, ботинки, хлеб, бочку, колокол - наполняет гордостью от того, что ты действительно овладел, пусть небольшой, но важной частью мира.

Reply

karlsonmarxx March 12 2023, 11:57:51 UTC

здаецца мне , они как раз таки понимали.

Reply

asparagus66 March 12 2023, 12:00:29 UTC

Вы правы, я не верно выразился:( Маркс понимал;) а марксисты не... Сущность пролетария связана с его местом и функцией в процессе капиталистического производства. Маркс определяет эту функцию четко и ясно - частичный рабочий. Этому посвящена глава XII «Разделение труда и мануфактура» I тома «Капитала». Там Маркс начинает с того, что на мануфактуре (и вообще на капиталистическом производстве) труд разделен. При этом разделение труда - не принадлежность капитализма. Оно существовало и при рабовладении, и при феодализме. Но в случае капиталистического производства речь идет о разделении труда на огромное количество мелких операций, каждая из которых выглядит бессмысленно. Это превращает человека в тупого исполнителя чужой воли, не знающего удовлетворённости результатом своего труда, зато повышает производительность труда и несет прибыль капиталисту.

Reply

karlsonmarxx March 12 2023, 12:07:31 UTC

поэтому и пророчил личную собственность на средства производства в будущем. а какое СП может быть личным? Только мозг, наполненный бесплатными общедоступными знаниями.

Reply

asparagus66 March 12 2023, 12:10:53 UTC

Что не поняли победившие капитализм марксисты? Что, пролетарий работает не потому, что ему нравится его работа, не потому что он чувствует к ней призвание и не потому, что он хочет стать мастером своего дела, находя в этом моральное удовлетворение. Его труд - «…не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей» [Маркс]. Удовлетворить он их может, лишь получив заработную плату. Единственной мотивацией пролетария являются деньги. «… В заработной плате и самый труд выступает не как самоцель, а как слуга заработка» [Маркс5].

Вывод: Если пролетарию не платить, он трудиться не будет.

Теперь обратимся к светлому будущему. Поскольку труд каждого отдельного частичного рабочего на капиталистическом предприятии сам по себе лишен большого смысла, нужен руководитель, который командует рабочими, объединяет их усилия и придает их труду смысл. Это - капиталист или нанятый им управляющий. Маркс пишет об этом: «Сосредоточение значительного числа рабочих под командой одного и того же капитала ( ... )

Reply

ext_5347958 March 12 2023, 19:37:59 UTC

Свободный труд на свободной земле!

Но это эсеры, а не марксисты.

Работа от слова раб.

Reply

asparagus66 March 13 2023, 09:04:24 UTC

Дело в том, что славяне не знали античного рабства, и славянский *orbъ означал не раба в классическом понимании (когда на ум приходят цепи и Спартак), а зависимого члена семьи, несвободного и неполноправного работника.Есть версия, что *orbъ - это ребенок до 16 лет, стандартная возрастная категория у многих народов. В качестве параллели ярко смотрится слово отрок, которое в древнерусском языке означало «слугу, работника», а в старославянском - «ребенка, дитя».

А если серьезно,подростки действительно активно помогали и помогают родителям по хозяйству или в ремесле, являясь самыми близкими домашними или подсобными работниками, одновременно перенимая секреты мастерства. В этом контексте можно вспомнить о категории подмастерья - обычно молодой ученик выполняет как раз самую черновую, скучную или тяжелую работу, но при этом нарабатывает навыки, с перспективой самому стать мастером. Вот такая философия «работы».

Reply


Leave a comment

Up