Первая часть
https://new-rabochy.livejournal.com/2605995.html Вторая часть
https://new-rabochy.livejournal.com/2612690.html 3. Бытие и сознание: развитие.
Преодоление бытия. Потенциальность
Вся история развития жизни на Земле и история человечества показывает постепенный рост роли сознания у эволюционирующих живых существ Земли и у человека. И, соответственно, за это время роль сознания выросла безмерно и продолжает расти.
Сознание дорастает до того, что вместо каких-то жестко генетически запрограммированных шаблонных действий (инстинкты), ему становится достаточно легко (оно уже достаточно развито для этого) каждый раз отдельно думать, что делать в такой-то ситуации, учитывая все индивидуальные нюансы именно этой конкретной ситуации. Образно говоря, по аналогии с компьютером, объём сознания растёт от нескольких килобайт до многих гигабайт и терабайт и столь же вырастает скорость обработки информации, так что пользоваться заранее заготовленными шаблонами (инстинктами), которые ещё неизвестно, в какой степени приемлемы в каждый следующим момент в каждой следующей ситуации, - пользоваться ими становится не нужно.
Или можно ещё сказать так. Сознание слабо развитых существ могло производить одновременно только, допустим, условно говоря, 2-3 несложные операции, а сознание современных высоко развитых животных и тем более человека способно одновременно выполнять сотни или тысячи оценивающих и анализирующих окружающий мир операций. (Есть такой способ показать различие мозга животных и человека - по количеству нейронов. Например, в мозге червя нематоды содержится примерно 300 нейронов, в мозге медицинской пиявки - 10 тыс. нейронов, у пчелы - 1 млн. нейронов, у собаки - 2 млрд. нейронов, а в мозге человека в среднем - около 86 млрд. нейронов. Но это не очень точный показатель развитости мышления, т.к., например, в мозге слона нейронов почти втрое больше, чем у человека, но в коре головного мозга их у слона в разы меньше, чем у нас. И даже если говорить только о нейронах, разница в тысячи и миллионы раз между разными живыми существами показательна.) Поэтому сознание довольно высоко развитых животных и человека не нуждается в заранее заготовленных шаблонах (которые неизвестно, хорошо ли подойдут к данной конкретной ситуации) - инстинктах, запрограммированных генетически, а вместо этого гораздо успешнее и так же быстро анализирует с помощью мышления каждую конкретную ситуацию.
Но, если говорить конкретно, рост мощи сознания - это ещё не обязательно знак того, что сознание начинает доминировать и уже доминирует.
Да, сила сознания заключается в том, что оно осознаёт себя всё лучше на каждой более высокой стадии развития и способно совершенно целенаправленно развиваться, повышая свою мощь…
Особенно на стадии, когда человек уже стал человеком (первобытным) и в это время его сознание уже дошло до достаточно хорошего осознания самого себя. С этого времени, осознавая себя, оно понимает, а точнее, человек, обладающий сознанием, понимает, что он является самостоятельной, независимой личностью. Но в то же время сознание ощущает себя зависимым от внешних бытийных обстоятельств, как раб на цепи, который, вроде бы, и является отдельной личностью, но при этом он родился рабом и может делать только то, что позволяет его положение раба. Теоретически он осознаёт себя, как самостоятельная личность. Но бытийно - он раб. Возникает конфликт между тем, что человек осознаёт себя отдельной личностью, но рабовладелец его отдельной и самостоятельной личностью не признаёт. Как он будет мыслить в таком положении? Будет ли он и его дети и внуки и т.д. и т.д. осознавать, что каждый из них - отдельная самостоятельная личность, но при этом они будут абсолютно спокойно выносить, что на деле они остаются рабами? Нет, они будут хотеть и пытаться действовать так, чтобы улучшать свои условия жизни, то есть уменьшать свою зависимость от бытия, чтобы в конце концов избавиться от зависимости от бытия и стать господами самим себе.
Другими словами, если сознание доросло до того, что оно есть самостоятельное сознание, но оно зависит от окружающих бытийных условий, сознание будет стараться победить эти бытийные условия и стать не рабом, а господином бытия.
Пока сознание (у животных) не до конца себя осознало, оно будет оставаться рабом бытия. Как только оно себя осознало - начинается процесс, в конце которого сознание неизбежно освободится от доминирования бытия и от того, чтобы быть рабом бытия.
То, что внешне кажется доминированием бытия над сознанием, в то же время у людей является постоянным стремлением сознания преодолеть путы бытия, выйти из-под зависимости от бытия и взять в свои руки контроль над бытием.
Но при этом то, что сознание стремится развиваться и преодолевать зависимость от бытия, это только его потенциальная возможность в общих чертах.
Конкретный признак доминирования сознания (доминирования уже в данный момент) заключается только в конкретных явлениях, когда сознание толкает человека на такие действия, которые бессмысленны с точки зрения удовлетворения каких-то материальных потребностей человека - голод и пр. - которые ничего такого не удовлетворяют или даже противоречат удовлетворению материально-бытийных потребностей. Например, когда человек покупает что-то красивое, вместо того, чтобы потратить на что-то полезное для удовлетворения своих бытийных потребностей. Покупка чего-либо эстетичного - это только услада для сознания, которое хочет видеть красоту. Точно так же создание чего-то эстетического. Если это создание для себя - понятно, что тем самым человек только удовлетворяет потребность своего сознания видеть красоту. Если что-то красивое создаётся на продажу, это основывается на том, что кто-то захочет купить это красивое, чтобы удовлетворить потребность своего сознания видеть красоту.
Выставочный центр Lotus в г. Чанчжоу (Китай)
Церковь Святого Игоря Черниговского (РФ, Ново-Переделкино) (ещё фото церкви:
https://vladimirdar.livejournal.com/117609.html)
И таких решений, на которые человека толкает сознание, даже ущемляя какие-то его бытийные интересы, - великое множество.
Человек может делать и то, в чём нуждается его тело, и то, в чём нуждается его сознание.
Отчасти наше сознание побуждает нас на поступки, которые явно не удовлетворяют наши материально-бытийные интересы, а иногда и противоречат им, ущемляют их, а происходят только из потребностей нашего
сознания. И когда мы что-то делаем по материально-бытийным причинам, тем самым в наших поступках проявляется доминирование бытия. Когда делаем то, в чём нуждается наше сознание - в это время проявляется доминирование нашего сознания над бытием.
Причём очень важно, что это не статичный, а постоянно развивающийся процесс.
Жизнь, допустим, насекомых, на основе инстинктивных реакций, можно назвать простой и однозначной. Инстинкт - жёсткая поведенческая реакция на какой-либо раздражитель. При такой жёсткости реакций жизнь насекомого подобна отражению в зеркале или в любой отражающей поверхности: угол падения равен углу отражения, только так и не иначе.
У людей это становится не так. Сознание само начинает думать и решать, как отразить то, что оно восприняло извне.
Развитие сознания, мышления к моменту возникновения человека привело к тому, что под воздействием сознания, осмысления, человек может поступать даже и совершенно наперекор каким-то своим желаниям: организм хочет есть, но человек может из своих соображений в каких-то случаях отказываться от еды и поступать так как угодно часто. Хотя и в этом случае полного избавления от того, чтобы в чём-то частично действовать по материально-бытийным причинам, у человека нет, иногда всё же придётся поесть, т.к. вообще без питания тело рано или поздно умрёт.
Сознание человека достигло такой стадии развития, что оно, если не доминирует над бытием, то, как минимум, может мыслить достаточно независимо от бытия и само решает, удовлетворять ли бытийные потребности, в какой степени удовлетворять, а в какой степени действовать по потребностям своего сознания (купить что-то красивое, хотя и есть тоже хочется).
Независимое (в большей или меньшей степени) действие сознания - промежуточная стадия между тем, что бытие определяет сознание или сознание определяет бытие, - стадия очень длительная, как передвижение по миллиону оттенков серого между чёрным и белым. Это первое.
Собственно говоря, и уже высоко развитые животные живут не под стопроцентной властью инстинктов, и у них бытие доминирует не на сто процентов, а сознание начинает что-то оценивать и решать, и это уже не абсолютное доминирование бытия. Чем выше развитие сознания, тем в большем числе случаев, конкретных эпизодов жизни, проявляется его доминирование. Хотя переход к абсолютному доминированию сознания, может быть, нужно считать невозможным, если считать, что абсолютное доминирование сознания - это полный отказ от удовлетворения бытийных и физических потребностей, а это невозможно, т.к. тело без удовлетворения физических потребностей жить не может.
Если сознание опять же сравнить с рабом, то раб стремится на свободу и рано или поздно этой свободы добьётся. Мало того - если бремя бытийной жизни остаётся в чём-то тягостным для сознания, то, чтобы избавиться от этой тягостности, сознание рано или поздно найдёт возможность достигнуть достаточно полного контроля над бытием, то есть найдёт возможность из раба бытия дорасти (доразвиться) до господина и повелителя бытия. То есть потенциально сознание, развиваясь, когда-то неизбежно станет господином бытия. Но это только потенциал…
А в реальности всё немного сложнее. Маркс говорит о том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Он априори воспринимает бытие чем-то вроде Бога - как великую и нерушимую данность, которой невозможно сопротивляться, а можно только быть её рабом и приспосабливаться под условия этой данности. Но повторим, в реальности всё сложнее и, главное, реальность не статична, она развивается и изменяется.
У животных, особенно не самых развитых, при их недостаточном уровне развития сознания - да, бытие является великой и нерушимой данностью. Их сознание на основе инстинктов слабо и они никак не могут существенно влиять на бытие, а вынуждены только приспосабливаться. У самых высоко развитых животных вплоть до обезьян сознание уже развито получше, они уже обладают основами мышления, но по факту - они тысячелетиями живут неизменно, никак не меняя бытие, а только приспосабливаясь под него. Их сознание всё ещё слишком слабо и для них бытие всё ещё остаётся нерушимым и неизменным и тысячи, и миллионы лет.
Только человек стал воспринимать бытие и распоряжаться им по-другому. Да, сознание существует и бытие существует. В какой-то мере сознание даже зависит от бытия, как и сказал Маркс, - если бытие окажется в какой-то период слишком трудно переносимым, то человек может погибнуть, а вместе с тем погибает и его сознание.
На уровне символов, сознание и бытие - это диалектическая пара, как король и подданные. Король, именно в качестве короля, существует только благодаря тому, что у него есть подданные - если, допустим, король оказывается выброшенным на необитаемый остров, он перестаёт быть королём, а становится потерпевшим крушение «Робинзоном». Для него существование подданных - это нерушимая данность, от которой он избавиться не может, не перестав быть королём над ними. Король полностью зависим от того, есть у него подданные или нет. Но, тем не менее, пока у него есть подданные, он остаётся именно королём, повелителем. Или точно также, допустим, с президентом и народом: власть президента может быть даже ограничена, но, тем не менее, по факту, он - главный, а народ - поданные. Но он главный опять же только до тех пор, пока у него есть подданные… Это пояснение для того, чтобы было понятно, что если сознание не может существовать без существования бытия, это не говорит о том, что уже по этой причине сознание подчинено и определяется бытием. Разумеется, сознание зависит от бытия, как король зависит от того, есть у него подданные или нет.
Определённая зависимость сознания от бытия - это не критерий того, чтобы сказать, что бытие определяет сознание, то есть что бытие доминирует над сознанием. (Зависимость сознания от бытия и бытия от сознания двухсторонняя - первое влияет на второе, а второе на первое, скажем, захотел человек красоты, выдумал в сознании резные ставни, сделал их - вот вам и зависимость бытия от сознания, а если бы не выдумал, то в бытии их бы и не было. В нашей жизни определённые зависимости сознания от бытия несомненно есть. Но по аналогии с тем, что король в чём-то зависит от подданных, но остаётся их королём, по существованию факта зависимости невозможно судить о том, что над чем доминирует.)
Кроме факта взаимозависимости бытия и сознания, есть другие критерии и если их игнорировать, то понимания сути вопроса вообще не будет. Определение доминирования того или другого зависит от других критериев, а именно от того, что над чем доминирует по фактам реальной жизни. А по фактам реальности мы уже говорили, что у животных доминирование бытия над сознанием видно очень явно и резко. А вот у людей…
На заре своего существования, отделившись от животного мира, люди, разумеется, сначала очень мало умея противостоять бытию, тоже приспосабливались к нему. Но со временем они стали учиться ему противостоять и всё больше изолироваться от естественного бытия. Сначала это выражалось в постройке простейших хижин, но потом люди стали учиться все более активно создавать себе искусственное бытие, какое им нравится (при этом даже часто уничтожая бытие естественное - выжигая, вырубая леса и пр.). То есть человек и до сих пор не может сказать, что он вообще не зависит от естественного бытия - нет, в какой-то мере зависит (от погоды, климата, например). Но от естественного бытия зависит всё меньше. А всё больше - что-то придумывает в своём сознании - и, как повелитель-доминатор, создаёт то бытие, которое придумал.
Таким образом, второе (кроме того, что человек уже явно умеет мыслить независимо). В отличие от животных, сознание человека оказалось развито уже до такой степени, что он на заре своего существования стал выдумывать у себя в сознании и изобретать себе новое бытие, этим уже начав проявлять настоящее доминирование своего сознания над бытием. Сначала даже только кое в чём, но не во всём, изобретя каменный топор и хижину, и вплоть до постройки полностью искусственных современных городов. Таким образом, двигаясь по миллиону оттенков между полным доминированием естественного бытия и таким же полным доминированием сознания (но действительно полного доминирования сознания, разумеется, и сейчас не достигнуто - мы двигаемся по полутонам…), человек овладевает всё бóльшим контролем над бытием, всё больше развивает свою способность к тому, чтобы сознание определяло его бытие.
М. Туган-Барановский в одной из своих книг («Теоретические основы марксизма») пишет на эту тему, оспаривая, в свою очередь, высказывание Энгельса:
«Хотя общество и состоит из отдельных личностей, каждая из которых преследует свои сознательные цели, но, как говорит Энгельс, «столкновение бесчисленных отдельных воль и отдельных последствий вызывают в социальной области состояние, которое совершенно аналогично состоянию бессознательной природы. Люди стремятся к достижению своих отдельных целей, но результаты, вытекающие из их отдельных действий, не составляют предмета их желаний».
Однако замечание Энгельса верно лишь отчасти. Справедливее было бы сказать, что история общества до настоящего времени не была, в целом, желаемым результатом действий отдельных людей, но более и более становится таковым. В этой области, как и в остальных, прогресс заключается в возрастающем влиянии сознательной человеческой воли на стихийные силы природы. Социальное развитие приобретает всё в большей и большей мере характер искусственного, телеологического процесса, становится все более и более непосредственно желаемым результатом человеческой деятельности».
Правда, надо сказать, что и эта способность человека - не приспосабливаться к бытию, а активно творить бытие и постепенно делать бытие вторичным по отношению к сознанию, которое его творит, - эта способность до сих пор используется человеком искаженно и неполноценно. То, что люди могут активно творить своё бытие - эта их способность пока ещё существует отчасти потенциально. На деле способность и возможность творить бытие в большой степени экспроприировали себе господствующие классы (это отдельная тема, об этом ещё будет говориться в следующей части). Потенциально все люди в какой-то мере могут творить свой быт, изобретая его в своём сознании, но, к сожалению, надо отметить, что это всё же именно показатель того, что сознание только стремится быть господином над бытием, но… в классовом обществе это стремление не реализуемо в полной мере…
Взаимодействие бытия и сознание - это явление не статичное, а развивающееся и меняющееся.
Уже самые древние представители рода людского начали создавать себе искусственное бытие, и с тех пор этот процесс усиления контроля человеческого сознания над человеческим бытием развивается, но здесь выше говорилось о том, на какие два этапа делил историю человечества Маркс, и по логике получается, что увеличение контроля сознания приведёт к настоящему доминированию сознания только во втором этапе. В наше же время в антагонистическом сословно-классовом обществе на практике люди разделены на тех, кто уже вполне успешно творит своё бытие соответственно с запросами своего сознания, и тех, кто поставлен в условия, которые отчасти позволяют, но сильно уменьшают их возможность творить свой быт. Такова двойственная реальность сословно-классового общества. В следующей части - об этом (и не только).