Политические формы диктатуры пролетариата, ч.1

Jan 29, 2023 15:20



После публикации статьи об экономических основах пролетарской диктатуры, я обещал продолжение, касающееся ее возможных политических форм. Начинаю отдавать долги.

При работе над этой статьей я взял за основу марксистские теоретические разработки, положения Конституции РСФСР 1918 года - на мой взгляд, наиболее демократичной из всех, что знал мир - практику "реального социализма" в СССР и странах соцлагеря и даже принципы работы буржуазной демократии в некоторых наиболее передовых странах Запада. Разумеется, все это было подвергнуто критической обработке и подогнано под современные реалии. Я не утверждаю, что диктатура пролетариата должна иметь именно такие и никакие другие формы, кроме описанных в статье. Моя цель - дать представление о самих принципах функционирования такой диктатуры.

Статья будет поделена на 5-6 частей. Первая будет касаться органов пролетарской диктатуры и выборов в них. Последующие будут посвящены полномочиям Советов, органам исполнительной и судебной власти, политическим партиям, армии и органам правопорядка, роли коммунистической партии в управлении государством, административному и национальному вопросу, принципам внешней политики рабочего государства и устройству социалистического гражданского общества.

Начнем первую часть статьи с того,

Что такое диктатура пролетариата.

Широкораспространенной ошибкой является отождествление диктатуры, как господства класса, с диктатурой, как формой государственного устройства. На деле диктатура пролетариата предполагает контроль пролетариата над государством, но не предполагает (хотя и не исключает) авторитарной формы государственной власти.

Для понимания: любое капиталистическое государство является буржуазной классовой диктатурой, но по форме правления оно может быть как демократией, так и диктатурой. Важное сходство между пролетарской и буржуазной диктатурами заключается в том, что наиболее комфортной формой государственного устройства для них является демократия, дающая доступ к государственной власти широким слоям господствующего класса. Однако если для буржуазного строя авторитаризм является лишь крупным неудобством, то для пролетарской диктатуры (в силу существующих производственных отношений) недостаток демократизма, отстраненность широких масс от власти, заканчивается бюрократическим перерождением, формированием новой правящей элиты, готовой оспорить классовое господство пролетариата. И чем беднее и неразвитее страна, чем менее культурно развито ее население, чем острее в ней идет классовая борьба - тем больше опасность проявления авторитарных тенденций. Именно поэтому демократия крайне важна для обеспечения устойчивости пролетарской диктатуры.

Историческими органами пролетарской диктатуры в нашей стране являются Советы (впрочем, не только в нашей стране - подобные органы рабочего самоуправления в 20-30гг прошлого века формировали или пытались формировать в Германии, Австрии, Китае, Вьетнаме, Венгрии и даже в Ирландии).

Советы отличаются от буржуазных парламентов целым рядом признаков:
1.Действует принцип императивного мандата. Избиратели дают своим представителям (делегатам) поручения(наказы), имеют права требовать от них отчета о проделанной работе и досрочно отзывать в случае неудовлетворительной работы.
2.Делегаты не являются профессиональными политиками и зачастую участвуют в политической деятельности без отрыва от трудовой деятельности.
3.Многоступенчатая форма организации при демократическом централизме - Советы младшего звена избирают Советы старшего звена, и подчиняются их решениям.
4.Советы одновременно осуществляют как законодательную, так и исполнительную власть (через свои подотчетные органы - исполнительные комитеты), а также назначают судей
5.Классовый принцип формирования. Представители эксплуататорских классов, а также деклассированные элементы, не имеют права избираться и избирать своих делегатов.
6.Избрание делегатов открытым голосованием, в противоположность буржуазно-демократическому тайному голосованию.

Структура Советов.

Советы в моей системе делятся на 5 ступеней:

1 ступень: местные Советы, избираемые напрямую населением. Сюда входят сельские, поселковые Советы, Советы городов численностью до 150 тысяч человек, Советы городских районов, а также Советы коммун.

2 ступень: окружные Советы, избираемые местными Советами. Это Советы городских округов(районов), а также Советы городов численностью от 150 тысяч до миллиона.

3 ступень: региональные Советы, избираемые окружными Советами. Это Советы городов численностью более 1 миллиона жителей, областные и краевые Советы, а также Советы республик. Если город-миллионер является одновременно столицей региона, то вышестоящим над ним является Совет региона.

4 ступень: Верховный Совет страны, избираемый региональными Советами.

5 ступень: собираемый в исключительных случаях (изменение Конституции, обьявление войны, принятие новых регионов или утверждение суверенитета старых) Всероссийский Съезд Советов.

Не все Советы являются постоянно действующими органами. Советы 1 звена должны собираться не реже 2 раз в месяц, Советы 2 звена - не реже 1 раза в неделю, Советы 3 звена - не реже 2 раз в неделю, Верховный Совет действует постоянно, исключая праздничные и выходные дни, а также двухнедельные каникулы. Всероссийский Съезд Советов работает до тех пор, пока не будут приняты решения по всем вопросам, ради решения которых его собирали.

Избирательное право.

Выборы делегатов в Советы имеют соответствующие размерам населенного пункта лимиты:

1 делегат от 100 человек для сельского или поселкового Советов
1 делегат от 500 человек для Совета города, с численностью населения до 100 000 человек.
1 делегат от 1000 человек для Совета городского района и Совета города, с численностью населения выше 100 000 человек

Важно указать, что делегаты при принятии решений голосуют не от своего имени, а от имени избирателей, отдавших за них голоса, и соответственно, имеют количество голосов пропорциональное количеству избирателей. Т.е. условно говоря, у одного делегата может быть 200 голосов, а у другого - 1200. Более того, в случае избрания делегата из нижестоящего Совета в вышестоящий, он присоединяет к своим голосам голоса всех делегатов нижестоящего Совета.

Рассмотрим вопрос, какие категории населения обладают избирательным правом, а какие его лишены. Избирательным правом обладают:

- совершеннолетние граждане России
- совершеннолетние граждане иных стран, постоянно проживающие на территории России не менее года и официально трудоустроенные

Понимаю,что последний пункт вызовет недовольство националистов, но мнение национально-озабоченных волнует меня в последнюю очередь. На мой взгляд, рабочее государство не имеет права отказывать в избирательных правах иностранным рабочим, которые вносят свой труд в общую лепту, платят все положенные налоги и соблюдают все положенные законы.

Далее, лишены права избирать и быть избранными:

- лица, прибегающие к использованию наемного труда с целью извлечения прибыли
- лица, живущие на нетрудовой доход, например на ренту с капитала или какого-либо имущества
- лица, состоявшие при старом режиме в спецслужбах и правительственных структурах (бессрочно)
- лица, состоявшие при старом режиме в полиции и других силовых структурах, а также в проправительственных партиях и общественных организациях (срок лишения - 15 лет)
- лица, ранее занимавшиеся эксплуатацией наемного труда(срок лишения - 8 лет с момента прекращения данной деятельности)
- лица, признанные в судебном порядке душевнобольными
- лица, нетрудоустроенные более полугода к моменту выборов
- лица, занимающиеся деятельностью, не представляющей общественной полезности
- лица, осужденные за уголовные преступления и контрреволюционную деятельность (срок лишения избирательных прав после отбытия основного наказания устанавливается судом)
- лица, постоянно проживающие за рубежом не менее года
- иностранцы, несоответсвующие вышеуказанным критериям
- лица, находящиеся на государственной службе и (или) осуществляющие управленческие функции
- священнослужители
- профессиональные военные и стражи порядка
- стражи революции (о них - позже)

Тут требуется сразу несколько пояснений.

Первое. Я называл Советы органами пролетарской диктатуры, но очевидно,что точно также в нем будет представлен и мелокобуржуазный элемент, который слишком велик, чтобы оставить его за бортом политического процесса. Тут есть интересный момент, связанный с тем, что пролетариат после пролетарской революции в значительной мере перестает быть пролетариатом, поскольку исчезает (в более-менее длительной перспективе) присвоение частником прибавочной стоимость. Да, остается присвоение прибавочной стоимости государством, но поскольку речь идет о пролетарском государстве, эту прибавочную стоимость оно использует ради защиты и продвижения классовых интересов самого пролетариата. С другой стороны, мелкая буржуазия, лишенная возможности эксплуатировать рабочий класс, также теряет значительную часть своей буржуазной сущности, превращаясь в социалистических кооператоров и индивидуальных производителей. Позиции обоих классов сближаются, и хотя полного слияния так и не происходит, образуется некая общность, которую в Советском Союзе несколько туманно называли "трудящимися".

Второе. Кто-то спросит - зачем такое количество лишенцев? Не лучше ли после революции перейти к политике амнистий и сглаживания острых углов, попытаться примирить конфликтующее общество? Однако дело в том, что социалистическая революция не уничтожает ни классовое деление общества, ни классовые конфликты. Сглаживать, примирять их - значит ставить под угрозу пролетарскую диктатуру. Чтобы пролетариат сохранял свои господствующие позиции в обществе, важно чтобы он помнил, в чем его интерес, кто его враги, какой ценой досталась победа - в общем, сохранял собственное классовое самосознание, не давал ему размываться и замыливаться.

Третье - касательно лишения избирательных прав различного рода госслужащих, занятых административной работой, а также представителей силовых структур. Простое обьяснение - госслужащие и так находящиеся в системе управления государством, не должны получить дополнительных рычагов влияния. Также необходимо поддерживать высокий уровень эгалитарности общества. Опыт СССР ясно показал опасность превращения бюрократии, спецслужб и офицерства в касты, стоящие над обществом, ставящие свои личные интересы выше интересов общества и при этом обладающие огромными ресурсами для продвижения этих интересов. Лишение избирательного права должно стать частью ограничений, которые сделают чиновничество и силовые структуры менее привлекательными для любителей власти и привилегий.

Четвертое. Касательно деятельности, не представляющей общественной полезности. Я не могу сказать конкретнее, о каких видах деятельности может идти речь, но допускаю, что в рабочем государстве некоторые виды деятельности хоть и будут считаться общественно бесполезными или даже неполезными, но не будут прямо запрещены.

Пятое. При люстрации служивших в госорганах старого режима могут быть сделаны исключения, если служивший вовремя перешел на сторону революции (вовремя - значит до того, как ее победа стала очевидной) и не замарался соучастием в преступлениях режима. Решения по данным исключениям будет принимать особый комитет, подчиненный Верховному Совету.

Выборы в Советы.

Теперь подробнее об избирательном процессе. Как происходит выдвижение кандидатов в делегаты Советов? Выдвинуть кандидата могут рабочие коллективы, официально зарегистрированные общественные организации (за исключением религиозных) и легальные партии (да-да, однопартийности не будет - эта практика показала себя не с самой лучше стороны. Но о партиях - позже).  Партии и общественные организации могут выдвигать своих кандидатов в любом населенном пункте, главное чтобы выдвиженцы были местными житилями. Рабочие коллективы для выдвижения кандидатов должны насчитывать не менее 10 участников. Если число выдвинувших кандидата превышает требуемый проходной порог (напомню, он составляет в зависимости от типа населенного пункта 100, 500 и 1000 человек), то кандидат считается избранным без каких-либо дополнительных избирательных процедур. Если же число выдвинувших ниже этого порога, кандидат добавляется в избирательный список, в котором он получает свою страницу, где должны указываться анкетные данные (ФИО, возраст, род деятельности, классовая принадлежность, национальность, религиозные и политические взгляды или отсутствие таковых, организация-выдвиженец и тп), краткая программа, а также любые данные, которые кандидат сочтет нужным внести.

Поскольку живем мы не в каменном веке, голосование можно проводить по большей части с помощью интернета через Госуслуги, открыв лишь небольшое количество "физических" участков для тех, кто по каким-то причинам не хочет или не может воспользоваться интернетом. Поскольку голосование открытое, подтасовка результатов, подобно тому как это делается в буржуазной России (да и вообще в буржуазных странах) будет исключена. Каждый сможет проверить свой голос по опубликованным на странице выборов данным, в которых будет приведены полные списки голосовавших и кандидатуры, за которые они голосовали. Так что тренд с фальсификациями навсегда уйдет в прошлое.

Принцип определения победителя прост - каждый, кто наберет проходное количество голосов, становится делегатом в Совет. Если количество прошедших избирательный порог меньше, чем требуемый для работы Совета минимум, на вакантные места проходят набравшие наибольшее количество голосов.

Делегаты Советов 1 ступени избирают из своего числа одного или нескольких делегатов (в зависимости от квоты), которые будут заседать в Совете 2 звена, те - по такому же принципу избирают делегатов Советов 3 звена, а те - Верховный Совет. Напомню, голос делегата равен не единице, а сумме всех отданных за него голосов.

Срок действия мандата - 5 лет, и он не может быть получен делегатом два раза подряд, без пятилетнего перерыва. Однако, если делегат провел в своей должности не более 3 лет, он может быть избран в вышестоящий Совет, и в этом случае его срок обновляется. Таким образом максимальный срок непрерывного пребывания делегата в структурах Советов может составлять (3+3+3+5) 14 лет. Также мандат делегата  может быть досрочно прерван по инициативе выдвинувшей его организации. Если организация достаточно многочисленна, она также может досрочно заменить своего делегата, в противном случае на место отозванного делегата на ближайших выборах избирается новый.

Выборы проводятся ежегодно в один и тот же день. Точнее было бы назвать их довыборами, поскольку каждый Совет обновляется на 20% в год, когда вместо тех, у кого закончился мандат, доизбираются новые делегаты. Таким образом в Совете будут делегаты полного пятилетнего цикла: 20% - "первогодки", 20% - делегаты второго года , 20%  - делегаты третьего года, 20% - делегаты четвертого года, и 20% - делегаты пятого, последнего года. Это важно, поскольку среди делегатов будут самые обычные люди, незнакомые с государственным управлением. Путем постепенной смены состава Совета будут обеспечиваться преемственность и политическое образование новичков более опытными товарищами. Кроме того, регулярные довыборы должны приучить население к постоянному участию в управлении государством.

Делегаты Советов.

Если вы обратили внимание, я использую для представителей пролетариата слово "делегат" (т.е. буквально "представитель") вместо использовавшегося в СССР термина "народный депутат". Связанно это с тем, что за 30 лет буржуазного режима слово "депутат" стало устойчиво ассоциироваться в народном сознании с бездельниками, болтунами и лжецами. Так что ребрендинг здесь совершенно необходим.

Как уже было сказано выше, Советы низших ступеней работают непостоянно, собираясь в условленные даты, дабы избрать, проконтролировать или направить собственные правительства - исполнительные комитеты. Потому делегаты младших Советов занимаются политической деятельностью без отрыва от профессиональной. Дни, которые они тратят на работу в Советах, оплачиваются как рабочие. Делегаты младших Советов имеют право собираться и в иные дни, кроме указанных законом, по своему усмотрению - хоть каждый день. Однако эти дни оплачиваться не будут.

Делегаты Верховного Совета, заседающие постоянно на протяжении пяти лет, получают заработную плату, равную их доходу на последнем рабочем месте перед избранием.

Делегат может по собственному желанию и решению Совета войти в состав исполнительного комитета, однако в этом случае он теряет свой статус делегата, его место в Совете занимает другой кандидат. Место будет возвращено в том случае, если он покинет исполком, и срок его мандата к тому времени не истечет.

Делегат - лицо неприкосновенное. Никто не имеет права задержать, арестовать, осудить или каким-либо иным способом ограничить свободу делегата, пока с него не будет снята неприкосновенность. Неприкосновенность снимается решением большинства Совета, в котором делегат заседает, либо решением большинства вышестоящего Совета, либо решением выдвинувшей делегата организации.

В заключении первой части хочу в виде таблицы еще раз противопоставить демократию Советов - буржуазной демократии.




диктатура пролетариата

Previous post Next post
Up