Товарищ Ромдорн вчера написал великолепный рецепт уничтожения русской национальности.
Шаг 1. Вычеркиваем из русских всех, кто живет вне России. Это позволяет нам сразу уменьшить почти на треть - со 160 млн до 110.
Шаг 2. Вычеркиваем всех, кто не разделяет какой-то политической идеи - например, хочет пять русских государств вместо одного. Тут успех будет не так велик, но миллионов 20 тоже можно будет удалить. Итого остается 90, и с ними тоже нужно что-то делать, но и минус 70 млн русских это уже тоже успех.
Шаг 3 предложил Роману я: остается уничтожить российское государство, и по предложенной товарищем Ромдорном терминологии русских не останется вообще - вуаля. Уничтожить государство можно как путем соглашений вроде Беловежских или оккупации (у поляков национальность при этом сохранилась, но не у русских, как считает товарищ Роман), или просто достижением высшей стадии коммунизма, когда государство вовсе отомрет - при коммунизме русских, видимо, не будет, по мнению товарища Ромдорна.
В этом смысле можно отметить гуманность подхода: людей убивать не нужно, уничтожается только национальность - люди живут, но русскими им (нам) уже называться будет нельзя.
Товарищ Ромдорн в этих мыслях не одинок. Кажется, Дмитрий Песков пробовал вычеркивать из русских тех, кто с ним не согласен, например, не одобряет «сво». В этом смысле можно допустить, что размышления вроде описанных могут даже обрести силу закона в РФ - пройдут в ускоренном порядке через Думу. Учитывая результаты заботы путинского режима о русском языке на Украине, можно ожидать и подобного. В силу этого можно даже начинать беспокоиться за судьбу русского народа. Но можно и не беспокоиться, поскольку кто бы ни пытался волюнтаристски определять судьбу нации (Госдума или товарищ Ромдорн), едва ли он добьется в этом успеха. А начну мои рассуждения издалека.
В моем родном Малмыжском районе Кировской области большинство населения составляют русские и татары. Процентов 10 марийцы и есть сколько-то удмуртов. В силу этого есть давняя практика: если главой района избрали русского, то главой администрации должен быть татарин; и соответственно, наоборот, если глава района - татарин, то глава администрации - русский.
Это не прописано ни в каких документах, об этом не пишут в газетах, но все, участвующие в процессе, это знают. Как наверняка знают и многие члены сообщества - только на примере других районов и регионов.
Вопросы национальности считаются важными, но их зачастую избегают обсуждать публично. Во многом из-за того, что не доверяют «народу» - зачем дразнить гусей, а вдруг полыхнет непредсказуемо.
Но я именно к «народу» отношусь с доверием и уважительно: дееспособные люди, как правило, в нашей стране и умны, и толковы, и образованны. Поэтому и поступаю обратным образом - от обсуждения ожидаю пользу. Тем более, если кого-то это пугает - я согласен со словами Эпикура: «О том, что пугает, и думать следует в первую очередь». А обсуждение - это один из способов мышления. Со своими преимуществами - в частности, тем, что позволяет задействовать групповой ум, а не ограничиваться индивидуальным.
И поэтому я считаю, хорошо, что Роман поднял национальный вопрос и начал с того, что попробовал определить нацию. У меня, как можно понять по началу текста, иное представление о том, что ее формирует. Ориентируясь и на практику словоупотребления, и на представления встречавшихся мне людей, и на теоретическую проработку вопроса, я полагаю, что национальность формируют три фактора: «кровь», «почва» и «язык» (культура).
Если мы взглянем на обыденную практику, то увидим, что русскими называют и тех, кто несколько поколений живет в других странах - если все предки русские, то кто же еще он может быть как не русский? Фактор крови.
Но, конечно, если он ни разу в России не бывал, языка не знает - то уже и не совсем русский. Факторы почвы и культуры.
И точно так же условный татарин, живущий в Москве, имеющий родным языком русский, и нами воспринимается как русский - факторы почвы и культуры. Но не совсем русский - все-таки он русский татарин (фактор крови).
Все три фактора воспринимаются как важные, поэтому я считаю неразумным закрывать глаза хотя бы на один из них.
Желания игнорировать какую-то сторону реальности мне понятны, я могу предположить множество причин для этого - например, боязнь «Другого». В эксплуататорском мире людям свойственно смотреть друг на друга как на инструменты для удовлетворения собственных нужд. И привычно, что другие так на нас смотрят. Это порождает страх - если наши интересы с «Другим» совпадают, то он мне будет помогать; а если расходятся - будет вредить (а то и уничтожить попытается). Поэтому нередко боятся ситуаций разности интересов, а значит, боятся разности людей. И так как в реальности мы все друг от друга многим отличаемся, то пытаются создавать фантастические конструкции в своем воображении - прибегают к психологической защите «слияния»: мол, мы не разные, а одинаковые; например, мы все - в одинаковой степени русские (украинцы).
Насколько такой страх понятен, настолько же и неразумным я его полагаю. Как потому, что я предпочитаю иметь дело с реальностью (а значит, с нашими отличиями), так и потому, что разность - это наше благо, а не беда. При условии, конечно, что мы можем быть достаточно разумны, чтобы пользоваться этим.
Например, я считаю себя достаточно разумным для этого человеком. И в этом качестве мне обидно за предков Романа, когда он говорит, что он русский, а не «отчасти украинец, отчасти поляк, отчасти русский» (может, и еще кто-то отчасти, я помню только слова Романа, что он на четверть украинец, на четверть поляк, а про остальные две четверти не в курсе). Мне кажется, что предки Романа, наверное, были достаточно хороши, чтобы мы отдавали им дань уважения тем, что помнили бы о них.
Но обида и уважение это, допустим, эмоции. Хотя они и являются проявлением моих ценностей. Порассуждаем эксплуататорски - в терминах пользы - чем может быть полезно помнить о предках каждого и ценить это своеобразие. Коснусь нескольких соображений разной степени фантастичности.
Например, я не знаком с иудаизмом, но кто-то мне рассказывал, что в одном из течений этой религии считается, будто каждый еврей просто по факту своего рождения в этой национальности после смерти попадет в рай. Представим, что это правда. Разве не хотелось бы другим людям знать о том, кто еврей, а кто нет - кто по крови попадет в рай? Я думаю, хотелось бы, и многие стремились бы к браку с евреями просто ради того хотя бы, чтобы пусть не они сами, но их дети оказались в раю. Или допустим, что это неправда: то есть или рассказали мне неверно, или рая нет, или в рай попадают по фактору национальности, но только не евреи, а эвенки. Или путунхуа. Разве не ценно было бы знать о их происхождении?
Я говорю про эту фантастическую версию, поскольку я скептик. То есть я сомневаюсь во всем, в том числе и в ней, и не верю в нее - ни в гарантированный рай для евреев, ни в гарантированный для алеутов. Но именно потому, что я скептик, я ее и не отвергаю: откуда мне знать точно? Я же не обладаю истиной. Но я, правда, к истине стремлюсь и высоко ее ценю, поэтому пусть даже алеуты не попадают гарантированно в рай, я считаю ценной и такую информацию о мире, который вокруг меня, - что алеуты есть (или были) и у них есть потомки. Даже если пока у человечества не хватает вычислительных мощностей, чтобы всю эту информацию обработать.
Переходя к менее фантастическим вариантам, коснусь роли языка. Говорят, что каждый язык - особый способ мышления. В этом случае я заинтересован в том, чтобы все существующие языки сохранились. Как минимум, до тех пор, когда у нас (человечества) накопится достаточно вычислительных мощностей, чтобы воспользоваться каждым языком и предлагаемым им способом мышления (а значит, и возможными открытиями).
Генетика спустя сто лет после ее открытия все еще в начале своего пути. И мы по-прежнему мало что можем сказать на основании крови. Но я рассчитываю на накопление наших знаний и прогресс в этом направлении. И поэтому я считаю разумным хранить хотя бы ту информацию, которая нам доступна: пусть не каждый из нас может сообщить свою родословную на тысячу лет назад; но зато большинство хотя бы знает о национальности своих предков - а она тоже передает сведения о крови. И кто знает, вдруг в будущем это пригодится.
Текст уже получился очень большим, а тема по-прежнему не раскрыта. Но буду закругляться. И резюмирую таким пожеланием: давайте чтить память наших предков и проявлять уважение в том числе в том, чтобы помнить, к каким народам они себя причисляли; давайте любить и ценить нашу разность и помогать друг другу раскрываться именно во всех самых разных сторонах нашей личности.