От иллюзий о Коммунизме в будущем к обеспечению Справедливости в настоящем. Часть II

Dec 04, 2022 00:57


В опубликованной 27 декабря 2022 года  первой части данной статьи было показано, что для распространения на труженика принципа Сен - Симона             « От каждого по способностям, каждому - по труду» необходимо для регионов, корпораций и их подразделений предварительно  реализовать принцип « От каждой структуры  по максимуму  , каждой - по труду». В СССР  сложился определенный алгоритм контроля за выполнением данного требования. Для отрасли, предприятия устанавливался план,   предусматривающий  100 % использование производственных мощностей. Размер вознаграждения коллектива в существенной степени зависел от его выполнения. При этом рост зарплаты не должен был опережать рост производительности труда. Борьба руководителей за установление заниженного плана и фальсификация отчетов по его выполнению с целью получения премии стали главными причинами деградации промышленности СССР. Данные Табл. № 4 статьи Часть I наглядно показывают, что для крупных монополий России подобные или какие либо иные формы контроля отсутствуют.



Попробуем разобраться с помощью каких приемов они строят «свой коммунизм»,  обеспечивая ускоренный рост зарплаты и превышение ее уровня против средней по стране в 2, 5 раза. Практика показывает, что необоснованно высокий прирост зарплаты труженикам, огромные оклады, бонусы топ менеджеров и дивиденды  собственникам  выплачиваются  из сверхприбылей компаний.    Если  корпорация вышла на  высокие экономические показатели, то на получение дополнительного вознаграждения из  сверх нормативной прибыли  претендуют все: органы власти, сотрудники предприятия, топ-менеджеры и собственники предприятия.  Важно, чтобы каждая из указанных категорий получила свою долю  в оптимальных размерах, не больших и не меньших, чем ее вклад в формирование сверхприбыли.  Если одна категория ее недополучит, то нетрудовые доходы незаслуженно достанутся другой. То есть принцип Сен - Симона будет нарушен дважды, социальное неравенство будет возрастать с удвоенной скоростью.

Чтобы это исключить необходимо   систематизировать   возможные причины  получения сверхприбыли , определить обоснованно ли осуществляется  ее распределение  и при необходимости провести корректировку. При существующей практике предприятие  получает свою долю сверхприбыли  автоматически по параметрам, установленным Налоговым кодексом. Такой подход не совсем корректен, так как он разработан для отчисления налогов из прибыли, получаемой по средним показателям экономики, то есть по нормативам.

Рассмотрим ряд примеров. В  марте 2011 года  в Японии на АЭС Фукусима произошла одна из крупнейших в мировой истории авария. Все АЭС страны были остановлены. Для запуска резервных мощностей тепловых электростанций Японии срочно потребовались дополнительные объемы нефти и газа. Мировые цены на углеводороды возросли многократно и держались на высоком уровне до конца 2013 года. Нефтегазовые компании России получили значительный прирост выручки и прибыли от а) роста цен, б) наращивания объемов добычи и продажи ресурсов. В связи со спецификой нефтяной отрасли Налоговым кодексом РФ предусмотрен специальный налог на экспорт, размер которого ориентировочно составляет 19 % от  превышения  цены нефти сверх величины 25 дол. / бар. Цены после аварии на Фукусиме возросли до 117 дол. / бар. Налоговые поступления государству по данной статье составили 17,5 дол. / бар. , выручка нефтяных компаний- 74, 5 дол. бар. То есть их прибыль составила 300 % от себестоимости нефти. При экспорте нефти на уровне 270 млн. тонн / год прирост выручки нефтяных компаний составил 146 млрд. дол.  Эта сумма  существенно увеличилась за счет экспорта нефтепродуктов. Аналогичный рост цен наблюдался по газу. Большая часть  выручки нефтегазовых компаний  трансформировалась в прибыль, при этом произошел стремительный рост вывоза капитала из России.  Очевидно, что прибыль по пункту а) не является результатом деятельности сотрудников, топ-менеджмента, собственников компаний. Повышение на ее основе зарплаты работников нефтегазовой отрасли и доходов собственников ее предприятий  было  грубым нарушением принципа Сен - Симона. Государство должно было  стать владельцем всей сверхприбыли по пункту а ), законодательно определить пути ее использования при возникновении подобных ситуаций. Очевидно, что изъятие сверхприбыли следует проводить не только в плановом порядке на основании ранее установленных нормативов, но и по итогам отчетного года. В качестве наиболее обоснованных направлений ее использования могут быть программы снижения уровня бедности в стране , повышения надежности работы отечественных объектов нефтегазовой отрасли, атомной энергетики, экологии.

Возьмем другой пример из нашей истории. В результате проведения грамотной политики и военных действий руководства страны при оказании помощи Правительству Сирии Россия существенно повысила свое влияние на Ближнем Востоке и в среде нефтедобывающих стран. За счет этого она стала организатором сообщества ОПЕК + и его авторитетным членом. С помощью данного органа удалось в условиях противодействия стран Запада нарастить цены на нефть с 30 до 65 и далее до 90 дол / бар. Россия стала получать сверхдоходы в условиях незначительного снижения объемов добычи, то есть формального сокращения « труда» нефтегазовых компаний. Очевидно, что в данном случае большая часть возникшей сверхприбыли  должна также принадлежать государству. Оно должно направить эти средства на рост зарплаты военнослужащим , компенсацию понесенных ВС  затрат, обустройство военного контингента в Сирии, развитие российского бизнеса в Сирии. С вниманием необходимо  было отнестись к укреплению наших позиций в ОПЕК + и странах этого сообщества. Нефтегазовые компании России имеют в данном случае право лишь на компенсацию затрат по консервации скважин и доходов, выпадающих из-за снижения объемов добычи. При этом необходимо учитывать, что возможность получения государством и его силовыми структурами дополнительных доходов в результате осуществления военно-политических акций на мировой арене, предрасполагает к расширению их масштабов, создает опасность «подсадки» страны не только на нефтяную иглу, но и на ее использование в сочетании с ракетными комплексами. Риски утраты дееспособности отечественной промышленностью, и неизбежность на примере судьбы США поражений в отдельных случаях также достаточно велики.

Третий пример связан с отраслью, выпускающей азотные удобрения. Основным полупродуктом для их производства является аммиак. В его себестоимости затраты на природный газ - метан, достигают 70%. При экспорте природного газа производители платят пошлину в размере 30% от его контрактной стоимости. Повысилась цена газа на мировом рынке в 3 раза, соответственно возрос размер пошлины. Производители аммиака в России покупают природный газ по 70 дол. / 1000 куб. м. Производители аналогичной продукции в ЕС ранее приобретали его по 300 дол. / 1000 куб. м. Отечественные предприятия из - за разницы цен и в прошлые годы имели громадное конкурентное преимущество на рынках ЕС. Пошлины за экспорт аммиака в России они не платили. При этом страны ЕС облагали их большими  импортными  пошлинами. То есть то, что им в России «дарили» Газпром и Правительство страны они передаривали  бюджетам стран  ЕС.  Когда цены на газ  в ЕС возросли  в 10 раз и превысили  3000 дол. / 1000 куб. м. сверхприбыль отечественных производителей минеральных удобрений  приобрела  астрономические  размеры. Аналогичная ситуация распространяется на всех производителей газо и энергоемкой продукции: металла, целлюлозы, пиломатериалов, пластических масс и др.

Анализ статистики по ценам на сырьевые ресурсы на мировых рынках и данным по объемам вывода  капитала показывает, что с ростом цены на  нефть и газ , соответственно выручки , резко увеличивается утечка из страны капитала. Значительная часть прироста  доходов  уходит к нашим политическим соперникам. То есть, наделяя корпорации сверхдоходами, позволяя отдавать их бизнесменам, чиновникам высшего уровня, государство грабит себя, сокращает возможности по повышению благосостояния  российского  населения и одновременно укрепляет финансовую систему своих противников.

Приведены примеры, связанные с промышленным производством.  В сферах,  не имеющих к ним отношения,  наблюдается иная картина.   Имеются  значительные возможности по росту эффективности труда путем  выплаты дополнительного  вознаграждения  по  принципу  « каждому - по труду». Известны притчи о том, что один из знаменитых султанов средневековья платил своим лечащим врачам только в период, когда он был здоров. Во время его болезни они сидели « на сухарях». Почему наше государство не может установить для российских врачей специальный фонд  ежегодного поощрения для выплаты  премии  по итогам года: за снижение детской смертности, за снижение нетрудоспособности, за продление способности к труду граждан в преклонном возрасте, за продление их жизни. К показателям снижения ущерба от аварий и сокращения уровня смертности на дорогах целесообразно привязать бонусы ГАИ и дорожных служб. Работников МЧС и служб охраны леса следовало бы поощрять за снижение ущерба от  пожаров. Главное, что во всех приведенных отраслях страховыми и статистическими службами уже сегодня собирается информация достаточная для квалифицированной оценки уровня их деятельности, но она ложится «под сукно».

Было бы неправильно считать, что принцип « каждому - по труду»  для организаций не должен иметь  обратной силы. В реальной экономике не редко обнаруживается, что высокий доход, полученный той или иной компанией в предыдущие периоды работы, связан с нарушениями ими нормативных актов и нанесением ущерба другим участникам рынка. Для государственных ведомств США типичной является деятельность по выявлению причин финансовых кризисов, расследованию фактов злоупотребления со стороны крупнейших корпораций мира. О высокой общественной пользе работы американских «бюрократов» говорят следующие данные. РБК через свой сайт в разделе «Общество»  1 июля 2014 года   в статье «Крупнейшие штрафы США против международных банков за нарушение санкций» сообщил: «Французский банк BNP Paribas стал первым глобальным банком, признавшим свою вину по уголовному делу о нарушении американских санкций. Банк будет оштрафован на 8,97 млрд долл., что станет самым крупным наказанием властей США за подобное правонарушение. С 2009г. власти США инициировали и завершили расследования в отношении нарушении режимов экономических санкций против международных банков, оштрафовав финансовые организации на сумму более 12 млрд дол». Данные по самым высоким штрафам США в отношении международных финансовых организаций приводятся в Табл. 7.

Табл. 6. Крупнейшие штрафы Минюста США по европейским банкам за период с 2009 года.

Название банка         Размер штрафа ( млн. дол.)

Credit Suisse                          3156                                                                                                                  HSBC                                      1992
Standard Chartered              667
Lloyds TSB Bank                  350
Barclays                                  298

Ярким примером политики США являются санкции в отношении концерна Фольксваген. 28 июля. INTERFAX.RU опубликовал следующую информацию: «Американские владельцы автомобилей Volkswagen получили свыше $9,8 млрд в качестве компенсаций по делу о манипуляциях данными о содержании вредных веществ в выхлопных газах дизельных машин германской компании, сообщила Федеральная торговая комиссия (FTC) США. По ее данным, более 86% автовладельцев предпочли, чтобы VW выкупил их машины, или досрочно расторгли договор аренды, не дожидаясь исправления дефектов. Volkswagen после признания в махинациях пообещал отремонтировать или же приобрести у владельцев более 550 тыс. машин, отмечает Deutsche Welle. В США компания заплатила из-за "дизельгейта" в общей сложности $18 млрд штрафов и компенсаций».

Санкциям в США подвергаются не  только иностранные компании. Корреспондент Яна Рудковская в газете Коммерсантъ 12.04. 2016 сообщила следующее:»Американский банк Goldman Sachs пришел к соглашению с министерством юстиции США - банк выплатит американским властям $5,1 млрд в рамках урегулирования дела о продаже ипотечных бумаг перед кризисом 2008 года. Нынешнее соглашение - последнее в ряду штрафов, назначенных американскими властями банкам за их роль в обвале ипотечного рынка США, который привел к глобальному финансовому кризису. В ноябре 2013 года JP Morgan согласился выплатить за продажу недоброкачественных ипотечных ценных бумаг штраф в размере $13 млрд, в июле 2014 года Citigroup - $7 млрд, в августе того же года Bank of America - $16,7 млрд, в феврале 2015 года согласился дополнительно заплатить $2,6 млрд Morgan Stanley». О масштабах деятельности Министерства Юстиции в этой сфере говорит сообщение КОМПЛАЕНС / НОВОСТИ 24 декабря 2020 года: «Банки США выплатили штрафы в совокупном объеме $200 млрд за прошедшие 20 лет» Следует отметить, что значительная часть средств от собранных штрафов направляется государством не в свою кубышку, а  на компенсацию ущерба, нанесенного конкретным гражданам.

Российская практика говорит об обратном. За период с 1991 по 2022 годы в России были ликвидированы 2804 банков. Банкротство значительной части произошло в 1998 году после завершения ЦБ России своих махинаций с ГКО. Громадные средства потеряли предприятия и граждане. Во втором десятилетии века СМИ  вновь писали об изъятии лицензий у значительного числа российских банков. Происходило это, как правило, после вывода ими всех активов за рубеж. В результате санирование банков и денежные выплаты клиентам , потерявшим средства из -за их махинаций, осуществляло государство через ЦБ России. За период с 2013 по 2016 годы по данным Fitchy на эти цели были потрачены более 70 млрд. дол. Цифры как видим соразмерны с показателями США, но характер их иной.

Приведенные примеры из области производства нефтепродуктов, удобрений и из банковской сферы подводят нас к очень важному вопросу : « Как в условиях современных товарно - денежных отношений понимать термин « по труду» для предприятия концерна, отрасли. Может следует его заменить на более распространенное в практике понятие « по результатам труда» ? А что считать результатами труда? Добавленную стоимость, прибыль?  Приведенные  примеры показывают, что прирост прибыли   во многих случаях не является «результатом труда» персонала организаций. Общество должно пройти еще долгий путь до того состояния, когда анализ доходов организации по происхождению « свой / чужой» станет нормой в государстве  и позволит определять объективно величину вознаграждения, которое должен получить коллектив « по труду».

Нельзя считать это фантазией. Штрафные санкции Правительства США по отношению к банкам есть масштабная реализация на практике « задним числом» этих подходов . Минфин России пытается осуществлять изъятие сверхдоходов , но пока успеха не имеет. В прошлом он начал определять долю ВВП страны, не связанную с доходами от продажи газа и нефти. Ведомства ставили задачу обеспечения ее ускоренного роста. Не сложилось. Ввели налог на экспорт нефти, величина которого была поставлена в зависимость от динамики мировых цен на нее. Налог был крайне мал, 15 -19 %, при этом валюта была изъята из экономики страны. Отсутствие инвестиций в отрасли - изгои не позволило им  сократить пятикратную разницу в зарплате. СМИ сообщают, что Правительство планирует ввести налог на сверхприбыли  производителей минеральных удобрений. Оно  запоздало,  всего лишь на 20 лет.

Реализация для каждой отрасли принципа « … каждому - по труду» требует того, чтобы данный тезис воспринимался  не упрощенно в виде размера полученной прибыли, а как результат реального  вклада отрасли в национальное богатство. Вносят ли его  казино, где успешный игрок забирает деньги проигравшего. Но финансовый рынок - аналогичное казино неизмеримо большего масштаба. Отвлекая средства на спекуляцию валютой и акциями,  устанавливая ставки для промышленности на уровне 10 и более % банки останавливают ее развитие. Участники этой сферы  не производят материальных и интеллектуальных ценностей для промышленности и населения. Почему  они   в наибольшем количестве входят в клан самых богатых членов российского  общества? Аналогичные замечания можно высказать по торговой сфере, рекламному бизнесу, шоу бизнесу. Почему государство должны способствовать получению щедрой оплаты престарелой  певицей  , поющей «под фанеру» для многотысячной аудитории стадиона. Эти вопросы порождают необходимость осуществления сугубо избирательного подхода при определении размера налогов на прибыль организаций. Указанные и аналогичные сферы деятельности должны облагаться налогом по высшим ставкам. Минимальные налоги должны устанавливаться для актуальных направлений  материального производства, науки, здравоохранения.  К примеру,  за 30 лет в стране полностью разорено гражданское авиастроение. Можно ли восстановить его без существенных финансовых льгот и гарантий приема продукции отечественными компаниями со стороны государства? Налоговое законодательство Канады подсказывает пути решения проблемы: «С 1 июля 1993 г. снизилась ставка для корпораций, создающих рабочие места в фармацевтической, компьютерной, телекоммуникационной и аэрокосмической отраслях.»

Вторая половина 20 века характеризовалась  ускоренным  внедрением во все сферы жизни компьютерных технологий. Под их воздействием   стремительно  возросли  доходы ITI фирм, финансовой  сферы, торговли. Глобализация, проходящая в условиях отсутствия  международных  нормативных актов о порядке распределения прибыли , ускоряет  нарастание имущественного неравенства.  В большинстве ведущих  стран признают, что значительная часть указанных доходов не отвечает принципу « каждому по труду». Проблему  пытаются решить с помощью прогрессивного налога на доходы физических лиц. По мере их роста ставки доводят  до 45 - 50 % . В этом есть определенная двусмысленность. Одной рукой страны -  мировые лидеры  закрывают глаза на необоснованное расширение непроизводственных, в существенной степени спекулятивных сфер деятельности, осуществляемых  в большей части на территории других государств. Другой рукой для успокоения своей  общественности, и пополнения бюджета  метрополии  «обдирают под липку» бизнесменов, собравших «нектар» с мирового сообщества. Но как показывают работы Милановича  остатка средств хватает для того чтобы элита - 1% граждан, присвоила себе 50% богатства планеты и продолжала быстрыми темпами приумножать его. Проблема нарастает, становится опасной для  мирового сообщества. Для России она вдвойне опасна, так как прогрессивный налог в  нашей стране  носит чисто декоративный характер. Использование в России системы ставок налогов на прибыль организаций  с большой дифференциацией по сферам деятельности , упорядочивание зарплаты топ менеджеров и наращивание прогрессивного налога на доходы физических лиц, (также с дифференциацией )  от 15 до  50 %  даст  более социально справедливые  результаты.

Важным разделом реализации принципа «каждому - по труду» является система взаимоотношений общества, труженика и его наследников. Последовательная реализация указанного принципа должна означать, что наследники не должны вообще иметь прав на получение наследства. Оно не есть результат их труда. Но воплощение в жизнь данного принципа приведет к потере тружениками интереса к бережливости, снижению деловой активности в зрелом возрасте - периоде, к которому они накопили наибольшую квалификацию. Следует помнить, что наличие наследства повышает эффективность воздействия умудренного жизнью труженика на  представителей нового поколения. Во многих случаях они являются продолжателями его бизнеса. Передача наследства это - важный механизм сохранения преемственности в развитии общества. С учетом этого в ведущих странах мира найден компромисс между требованием принципа Сен Симона и прагматизмом. В Великобритании на имущество, которое находится на территории страны , распространяется налог на наследство, ставка которого, в данный момент составляет 40% от рыночной стоимости имущества на день смерти. На полученное  наследство  предоставляется необлагаемый налогом вычет в размере £325 000. Имущество, которое переходит по наследству супругу(е) является исключением и не облагается налогом.

Нельзя не замечать  новых тенденций в современном высокоразвитом обществе. На использование олигархами доходов для  решения государственных программ влияет не только налоговая система, но и общественное мнение. Лица, получающие в США  наиболее значительные доходы, наряду с заботой о личном благополучии принимают на себя громадные   расходы по развитию  сопряженных с большими рисками новейших направлений технического прогресса. Примерами являются программы освоения космоса миллиардерами И. Маском, Р. Бренсоном, Д. Безосом. Желание приобрести популярность в обществе побудили И. Маска осуществить  громадные вложения в решение проблемы защиты климата,  организовать  производство электромобилей. Эти  господа  далеко не альтруисты. Большинство из них стараются в обмен на свои расходы получить высокую популярность в обществе и в конечном итоге больший политический вес.  Контрастом на этом фоне выглядит погоня наших олигархов за  приобретением  самых дорогих дворцов, яхт. Полное фиаско М.  Прохорова в организации производства отечественных  электромобилей наглядно показывает технический уровень личностей, присвоивших богатство России.  Очевидно, что пока руководство страны  будет продолжать прививать  им чувство полной независимости от общественного мнения, ситуация не изменится.

Приведенная информация позволяет сделать вывод о том, что  для воплощения в жизнь философского понятия Справедливость в сегменте «труд - вознаграждение» ведущие страны мира, опираясь на принцип Сен - Симона, выработали сложные механизмы статистического учета показателей, систему оплаты труда и налогообложения. Они дополняются  пожеланиями  общества по рациональному использованию сверх высоких вознаграждений. Абстрактная  в прошлые века  категория Справедливость приобрела  совокупность  достоверных оценок. Их анализ в сравнении с   экономическими  показателями страны,  сопоставление с данными других  государств  позволяет достаточно объективно определить использованы ли все возможности для обеспечения Справедливости, в какой стране Справедливости больше, в какой меньше. Одновременно эти оценки позволяют выявить динамику нарастания, снижения Справедливости во времени.   Все ясно,  остается по традиции сказать: «Цели определены, за работу товарищи!»

экономика, коммунизм

Previous post Next post
Up