ПРОТИВОСТОЯНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ СССР И ЗАПАДА

Dec 02, 2022 08:47


Когда американский Президент Джон Кеннеди узнал о полете Юрия Гагарина в космос, он заявил буквально следующее:

«Советское образование - лучшее в мире! Советский Союз выиграл космическую гонку сидя за школьной партой!»

Напомню, в то время шла холодная война между нашими странами, и эти слова произнес Президент страны, являвшейся злейшим врагом Советского Союза! Джон Кеннеди сказал чистую правду - советская система образования была и остается до сих пор лучшей в мире! Но каким образом нашим предкам в тяжелейших условиях удалось создать уникальную систему школьного, профессионального и высшего образования?

Обратимся к истории. Россия всегда мешала так называемым «цивилизованным странам». Привыкшие веками грабить свои колонии европейцы боялись огромной СССР, которая часто вставала на сторону угнетенных народов.

Там, где СССР не могла помешать, европейские колонизаторы не церемонились. Подавляя восстания индейцев, испанцы массово казнили их. Индейцев принуждали трудиться на полях и рудниках. Их умышленно заражали инфекционными заболеваниями (оспа, корь, скарлатина, тиф, туберкулез и другие). Жестокое истребление индейцев привело к тому, что за XVI век численность индейцев сократилась с 17-25 миллионов человек до 1,5 миллионов! Некоторые индейские племена вымерли полностью.

С тех пор менталитет европейцев мало изменился. Привычка грабить и жить за чужой счет осталась. Но теперь грабеж происходит «цивилизовано». Все просто! Еще в XVI веке в Англии право на денежную эмиссию от государства перешло к частным банкам. С тех пор английские банкиры получили возможность бесконтрольно печатать деньги и покупать на них реальные активы.

В 1913 году «печатный станок» переехал в США, была создана Федеральная резервная система. Банкиры печатают доллары и в виде кредитов распространяют по всему миру, покупая на них реальные товары. Причем бюджет в США уже много лет дефицитный. Это значит, что они тратят больше, чем зарабатывают, живут не по средствам. Откуда они берут средства на бесконечные покупки? Просто печатают новые доллары! И судя по всему тридцать два триллиона долларов долга США не беспокоят, видимо отдавать долги они не собираются.

Закон колонизаторов: на все ваши возражения и правила игры - у нас один универсальный ответ: у нас имеются технологии и оружие, танки, ракеты, самолеты, а вот у вас их нет и не предвидеться в ближайшем будущем!

В основе геополитического лидерства и права быть центром распределения лежит военная и промышленная мощь, которая не мыслима без научно-технического превосходства над конкурентами, это понимал и Пётр I Алексеевич, Николай Павлович и некоторые другие правители.



Пётр Первый ремесленник, инженер свою миссию видел в возведении державы, подобной зап. странам, и подчинял воплощению этой идеи и свою жизнь, и жизнь своих единомышленников.

Пётр Первый ремесленник, инженер свою миссию видел в возведении державы, подобной зап. странам, и подчинял воплощению этой идеи и свою жизнь, и жизнь своих единомышленников. Как известно, он владел в совершенстве четырнадцатью ремёслами и был первым квалифицированным дипломированным русским инженером. С 1701 по 1721 год были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия призванная "детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии".

Царь способствовал интенсивному росту числа мануфактур (к сер. 1720-х гг. - св. 200). При нём построены: казённые заводы чёрной и цветной металлургии, в т. ч. Каменский (1701), Алапаевский, Уктусский (оба - в 1702-1704), Екатеринбургский (1723) на Урале, Олонецкие Петровские, Верхний (1703) и Нижний (1707-12) Липские (Липецкие); предприятия оборонной промышленнности - Тульский оружейный завод, Архангельское, Воронежское, С.-Петерб., Казанское и др. адмиралтейства, арсеналы в Москве и С.-Петербурге и др.

"Мы - инженеры!" - часто любил повторять Великий князь Николай Павлович и о другой судьбе не помышлял, будучи в чине генерал-инспектора по инженерной части, вкладывая всю присущую ему энергию в формирование инженерного корпуса: почти ежедневно посещал подведомственные учреждения; подолгу просиживал на лекциях офицерских и кондукторских классов Главного инженерного училища; изучал черчение, архитектуру и другие предметы, - чтобы до деталей понять суть утверждаемых им инженерных проектов.

В своей должности он проявлял большую заботливость о военно-учебных заведениях: по его почину заведены были в инженерных войсках ротные и батальонные школы, а в 1819 г. учреждено Главное инженерное училище или Николаевская инженерная академия; его же инициативе обязана своим возникновением «Школа гвардейских подпрапорщиков», затем Николаевское кавалерийское училище. Только в обрабатывающей промышленности с 1825 по 1860 год число рабочих возросло с 211 тыс. до 565 тыс., то есть более чем в два раза. Причем характерно, что постоянно повышалась доля вольнонаемного труда. Уже тогда возникал единый хозяйственный организм, всероссийский рынок, в котором каждый район играл свою производственную роль.

Вслед за европейскими странами в России начинается железнодорожное строительство. Первая железная дорога была открыта между Петербургом и Царским Селом в 1837 году, а в 1851 году открылось регулярное движение между Петербургом и Москвой (Николаевская железная дорога).



После окончания гражданской войны 1917-1922 гг. Советская Россия лежала в руинах. Экономика была разрушена.

После окончания гражданской войны 1917-1922 гг. Советская Россия лежала в руинах. Экономика была разрушена. Большая часть населения жила в сельской местности. При этом многие наши граждане едва умели читать и писать, либо вообще были неграмотные.

Вокруг нашей страны образовалось мощное кольцо недружественных, враждебных капиталистических государств. Санкции в отношении государства это не современное изобретение, они вводились против стран еще со времен гражданской войны. Цель санкций очевидна: наши, прямо скажем, заинтересованные государства пытались перекрыть доступ стране к передовым технологиям, затормозить ее развитие, сделать сырьевым придатком «как бы цивилизованных стран».

Казалось, находясь в изоляции, Советский Союз обречен и навсегда отстал от Запада в промышленности и сельском хозяйстве.

Знаменитые слова В.И. Ленина о том, что нужно учиться, учиться и еще раз учиться, стали лозунгом того времени, руководством к действию (да и в наше время призыв учиться чрезвычайно актуален). Ликвидация неграмотности была приоритетом руководства советского государства. Чтобы получить доступ к современным технологиям, в Советском Союзе началась интенсивная добыча золота, серебра и других полезных ископаемых. Капиталисты хотели поделить Советскую Россию, однако, в обмен на золото они готовы были предоставить нашей стране современные технологии, станки и оборудование для создания промышленных предприятий.

Известно высказывание Иосифа Сталина о том, что тот путь, который преодолели ведущие страны за 100 лет, нам нужно пробежать за 10, иначе нас сомнут. Сказаны эти слова были были 4 февраля 1931 г. на первой всесоюзной конференции работников социалистической промышленности. Ровно через 10 лет и несколько месяцев "ведущие капиталистические страны" попытались это сделать. Таким образом, 22 июня - не только день начала Великой Отечественной войны, но и последний день десятилетнего срока, который Сталин отвел на индустриализацию и модернизацию государства - очень четко очерченный рубеж для подведения итогов этого периода.

Одним из уникальных изобретений того времени была сама финансовая система. Она была двухконтурная: первый контур - это наличные деньги, которые находились в гражданском обороте и второй контур - безналичные деньги, которые использовались для расчетов между предприятиями. Важнейшим принципом этой системы было то, что нельзя было перевести деньги из одного контура в другой. Это было запрещено. Руководитель предприятия мог потратить полученные деньги только на развитие производства, а также на постройку социальной инфраструктуры - детских садов, школ, больниц и т.д. Обналичить эти деньги он не мог, поэтому кража этих денег была просто невозможна!

Несмотря на то, что некоторые первые образцы техники, построенной в СССР, были копиями зарубежных аналогов, инженерная и конструкторская мысль развивалась такими темпами, что к началу Великой Отечественной войны, СССР обладал мощной тяжелой и легкой промышленностью. Было налажено производство орудий, танков, самолетов, кораблей и другой техники. Полностью покончено с неграмотностью. Развивалась наука, было создано множество конструкторских бюро, технических вузов. В приоритете было развитие технического образования. Требования к качеству образования были очень высокие. После окончания школы у каждого молодого человека была возможность бесплатно получить высшее образование. Ничего подобного в капиталистических странах и близко не было!

С началом войны заочное соперничество инженеров и конструкторов усилилось. Шла «война моторов». Не умаляя героизм советских воинов, надо отметить, что без талантливых инженеров и конструкторов, высококвалифицированных рабочих, создававших оружие Победы, победить жестоко и умелого врага было бы невозможно. Можно долго перечислять образцы оружия, созданные советскими учеными, конструкторами и инженерами, которые по своим боевым характеристикам превосходили зарубежные аналоги: знаменитые «летающий танк» ИЛ-2, истребитель ЛА-5, реактивный миномет «Катюша», танки Т-34, КВ, ИС-2, пистолет-пулемет Шпагина (ППШ)…

Следует отметить, что против СССР, на фашистскую группировку, работала промышленность всей Европы. Например компания Siemens Apparate und Maschinen GmbH, Mercedez-Benz концерн Daimler-Benz производили авиационные моторы, электрическое оборудование и точную механику для армии, военного и торгового флота, комплектующие для стрелкового оружия. Сверхтяжелый танк «Маус» конструкторы под руководством Порше начали проектировать в июле 1942 года. Вес этого монстра достигал 188 тонн, толщина брони - 200 миллиметров. «Маус» был вооружен пушкой калибром 128 миллиметров Pak 44 L/55. Только на заводах BMW работали около 50 тысяч узников концлагерей и военнопленных. Фашисты обладали передовыми технологиями, которые им щедро передавали их спонсоры, американские и английские банкиры и промышленники. Они привлекли лучших ученых, конструкторов, инженеров для создания «Чудо-оружия». Однако, благодаря героизму советского народа, фашисты не успели создать атомную бомбу.

После победы над Германией большинство ученых, работавших над атомным проектом, уехали в США, где все-таки было создано это страшное оружие.

После того, как Советский Союз отказался присоединиться к Брэттон-Вудской финансовой системе, в которой в качестве единственной мировой валюты международных расчетов предлагался американский доллар, бывшие союзники объявили СССР «холодную войну». Начался новый виток противостояния СССР и стран «коллективного Запада».

США, имея атомную бомбу, открыто угрожали нашей стране применить ее против СССР. И они бы применили, но не решились. И вовсе не из гуманных соображений, а по причине малого количества атомных бомб, изготовленных к тому времени. Советский Союз был слишком крупной мишенью.

Только в 1949 году советским ученым и инженерам удалось создать и испытать атомную бомбу. В чем были причины такого отставания? Дело в том, что создание такого оружия не просто дорого стоит, дело не только в стоимости. Создать такое оружие возможно только имея, помимо ученых-физиков, соответствующую техническую базу, квалифицированных инженеров и рабочих. Все пришлось создавать впервые.

Несмотря на колоссальный ущерб, нанесенный нашей стране фашистами, СССР довольно быстро восстановил свой экономический потенциал. В послевоенные годы началось бурное развитие реактивной авиации, атомной промышленности. Советская система образования подготовила огромное количество выдающихся ученых, талантливых инженеров, рабочих высокой квалификации.

Надо быть наивным человеком, чтобы верить в обещания Запада о добрых намерениях в отношении постсоветских стран и «третьего мира». Некоторые страны все время пытаются ослабить другие. Единственный путь к независимости - укрепление нашего военного, промышленного, научно-технического потенциала, армии и флота. Необходимо повысить нашу конкурентноспособность граждан, что увеличит шансы на выживание нашим потомкам. Молодым людям хочется посоветовать получить максимально возможный уровень образования.

Конкурентноспособное государство обеспечивает возможность своим гражданам гармонично развиваться не только в столице. Воспитывая большое количество конкурентноспособных граждан оно обеспечивает себе преимущество на мировой арене. Если же в государстве отсутствует спрос на первоклассное образование, то деградация системы подготовки кадров, требуемых для модернизации страны, неизбежна. Не случайно многие представители российской элиты отправили учиться своих детей за границу. Это верный индикатор отставания нашей страны от своих геополитических конкурентов в обладании знаниями и умении ими пользоваться.

Реальный спрос на научные кадры и высококлассных специалистов на территории бывшего СССР падает одновременно с технологическим отставанием от промышленно развитых стран, замкнутый круг.

«Давайте посмотрим, сколько инженеров выпускают все наши вузы вместе взятые, если мы говорим об инженерах приемлемого для рынка качества, которые выпускают не так много вузов в стране. Эти цифры просто не хочется озвучивать», - цитирует Грефа ТАСС. По мнению Грефа, в стране развелось слишком много людей с ненужными инженерными профессиями, которых готовят ненужные ВУЗы, работающие по старым советским лекалам, потому как они государственные. А вот если бы ВУЗами руководили «светлоликие» умы, вроде него, Березовского, Дерипаски, Абрамовича, то тогда бы у нас все было, как у «цивилизованных». То есть, оказывается у нас «бизнес» неконкурентоспособен не потому что не желает вкладываться в долгосрочное развитие высокотехнологичных производств и специалистов, закупая технологии за рубежом, а потому что институты учат «не тому».

В заключении хочу слегка перефразировать фразу, сказанную в свое время Французским императором Наполеоном Бонапартом: если страна не хочет кормить своих ученых и инженеров, ставить перед ними задачи и оплачивать их работу, то ей придется кормить более развитые страны и оплачивать их расходы на технический прогресс!

Знает ли это Греф - знает, просто он, как и некоторые другие участники Гайдаровского форума, предпочитает видеть страну не лидером мирового производства, для которого у нас инженеров и спецов как раз не хватает, а большой обслуживающей «белых людей» страной.

Только в 1957 году в СССР было построено 2153 дворца и дома пионеров. К концу 1980-х годов в СССР работало свыше 3800 дворцов и домов пионеров. И всё это было бесплатным! Во времена СССР кружки, секции и "умелые руки" (выжигание, резьба и точение по дереву, чеканка...), клубы юных моряков, радиолюбителей, судомоделирования, робототехники были не только формой досуга, но и помогали определиться с выбором профессии, людей привлекали. Те, кто хотел стать инженером, шли в кружки юных техников и осваивали инженерную науку ещё до поступления в ВУЗ. В это время на беларуской земле родились звезды технической науки: Павел Сухой, Сергей Туманский, Михаил Высоцкий, Жорес Алфёров.

Безусловно, советская система образования - это конкурентное преимущество, которое следует беречь. Однако, на нашу беду в 1985 году к власти в СССР пришел Горбачев М.С. и начал разваливать родную страну. Ельцин Б.Н. окончательно развалил Союз. То, чем всегда гордились советские люди - образование и наука - были объявлены либералами никуда не годными и под видом «реформ» они стали разваливать то, что было создано в СССР. Вместо советских учебников были написаны «правильные» учебники, одобренные «цивилизованным западом».

Результатом «реформ» стало катастрофическое падение качества образования. Советская система профессионально-технических училищ (ПТУ) разрушена. Оборвана цепочка передачи опыта от старшего поколения. Сейчас огромный дефицит квалифицированных рабочих, инженеров, «технарей».

Быть инженером технарем сегодня - удел энтузиаста. Торговля торговлей, но история своим наглядным примером показывает как только у руководящих позиций становились люди заботящиеся о инженерном деле и промышленности отечества, страна мгновенно начинала расцветать в цифрах. То есть в управлении промышленными предприятиями, страной обязательно должны стоять люди отличающие гайку от болта, шуруп от штифта, которые могут своей супруге сделать из дерева полку или лобзиком сделать подделку из дерева и выжечь: «Люблю тебя родная». Будь ты юрист, менеджер, учитель - основы созидательной деятельности, Азбуку пожалуйста изучи, а потом уже открывай бизнес.

Разрушить легко, создать сложно! Но это нужно сделать! В наш век высоких технологий ленинский призыв к получению знаний актуален, как никогда!



Разрушить легко, создать сложно! Но это нужно сделать!

Для того, чтобы страна была независимой и сильной, нам необходимо восстановить качественное образование. Сделает ли наша страна рывок в будущее, как когда-то сделал Советский Союз, Петр Первый, Николай Павлович зависит от нас самих! 

армия, технологическая независимость, образование, научно технологическая безопасность, история, политика технологического суверенитета, научно техническое развитие, промышленная политика, научно техническая политика страны, достижение технологического суверенитета, инженеры, общество

Previous post Next post
Up