Христианство: Мало тех, кто его понимает, и еще меньше тех, кто его принимает

Nov 28, 2022 00:21

Позвольте сначала ознакомиться с аудиторией:
Poll В романе Достоевского "Братья Карамазовы" есть один эпизод, который очень широко эксплуатировался во время государственного переворота в СССР в 1985-1991 годах, и который часто обозначается как "бунт Ивана Карамазова". Суть его проста, и тем, кто не читал роман, не стоит себя насиловать многотомным чтением, отрывая себя от ТикТока: Иван Карамазов в личной беседе говорит о том, что он не принимает Бога, который попускает злодействам вроде умышленного затравливания собаками до смерти мальчика, совершившего маленькую оплошность. Иван говорит о том, что никакие Божьи благодати не стоят "слезинки замученного ребёнка".

При этом Достоевский, будучи ревностным христианином, очевидно, разделяет недоумение Ивана Карамазова по поводу попустительства Богом злодеяний, совершённых против заведомо безгрешных людей. А это показывает, что великий русский писатель Достоевский не понимал основных принципов христианства, так же как это было и с великим русским писателем графом Толстым, который, к тому же, ничего не понимал в сексе. Парадоксы!

Я решил написать эту заметку после того, как наткнулся на такую притчу, опубликованную, в том числе, и христианским священником:Некоторая молодая девушка шла вечером домой и попалась насильнику, он набросился на нее и начал бить ее и срывать одежду. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев как насильник бьет молодую девушку, прошел мимо сказав себе: этот насильник получит свое на Страшном Суде, а за молодую девушку надо будет сейчас в храме помолиться. Также и православный мирянин, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо, сказав себе: спасись сам и спасутся вокруг тысячи. Атеист же некто, проезжая, увидев как совершается преступление, сжалился и, подойдя, треснул со всего размаху по голове насильнику и запинал его ногами до потери сознания. Тем спас девушки и честь, и жизнь. Снял с себя рубашку и надел ее на девушку. Девушку посадил в машину и отвез в больницу. Но так как у девушке не было денег, тогда атеист заплатил в больнице свои деньги, чтобы девушки оказали всю необходимую помощь и сделали полное обследование. И сказал врачам, что если понадобится еще, то пусть высылают счет по адресу который он оставил.

Некоторое время спустя, священник узнал об этом случае и сказал себе: слава тебе Боже, что услышал мои молитвы и помог той несчастной девушке. Так же и православный мирянин услышал чем все закончилось и сказал себе: главное спастись самому и вокруг спасутся другие, вот как и в этот раз, я спас себя и девушка тоже спаслась.
Здесь получается, что все трусы и дураки, кроме атеиста.

Я предложил священнику довести ситуацию до абсурда своей собственной притчей:Когда Иисуса привели на Голгофу, отряд добрых атеистов-зелотов совершил налёт на место казни и спас Иисуса от распятия...
Смысл её и связь с предыдущей притчей должны быть понятны мало-мальски культурному человеку, sapienti, как говорится, sat, но в наши времена либерального мракобесия никогда нельзя делать таких далеко идущих предположений, поэтому я немного потолкую об этих вещах.

Главная проблема современного человека, избалованного либеральной цивилизацией, в понимании и принятии христианства состоит в том, что оно идёт вразрез со стремлением к комфорту и безбедной жизни. Цели, которые ставит современный либеральный человек, направлены в точности в противоположную от христианства сторону.

А именно: христианство никому не гарантирует благополучия и справедливости на этом свете; более того, христианство не ставит цели в достижении этого благополучия. Цель христианства -- благополучие души на небесах, а этому благополучие земное -- как нож козлу. "Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому в рай".

В чем проблема Достоевского? Он шокирован земным неблагополучием. Ну так оно и не предлагалось! О душе, батенька, надо было думать, а не в рулетку играть...

В чём смысл земной жизни? Это испытание, экзамен, иногда чудовищно мучительный, успешное прохождение которого даёт пропуск в рай. Шаг в сторону, бегство, отказ от экзамена в форме самоубийства -- непростительный грех. Мальчик в "Братьях Карамазовых", замученный в детстве, избавлен от мучений в юношестве, взрослой жизни, в старости, а эти мучения могут быть гораздо более тяжкими, чем почти мгновенная смерть от нападения собак. С точки зрения христианина, ему повезло: он сдал свой экзамен досрочно.

В чём был смысл жизни Иисуса? Предать Себя в руки мучителей, чтобы Своей крестной мукой искупить грехи всего человечества. Поэтому налёт Его спасителей-зелотов в моей притче является бесцеремоннейшим вмешательством в промысел Божий, а потому считать его доблестью может только человек, лишённый всякого понятия о христианстве.

Так надо ли спасать девушку от насильника? Надо, надо, но нельзя быть уверенным, что мы не вмешиваемся в промысел Божий нежелательным образом. Может быть, наши попытки спасти девушку будут подобны попытке дикаря напасть на хирурга, занёсшего скальпель над безвольным телом пациента с целью удалить раковую опухоль...

Еще проще: в мире нет ничего простого. Будьте скромны, как Сократ, сказавший: "Я знаю, что я ничего не знаю", и люди к вам потянутся...

художественная литература, религия

Previous post Next post
Up