Фрагмент моей книги «Нефть и газ. Деньги и власть».
По степени милитаризации современные США очень напоминают Римскую империю. Не секрет, что американский военный бюджет приблизительно равен совокупным затратам на военные цели всех остальных государств мира. Причём значительная часть военных бюджетов других стран идёт на закупку американского оружия. Американская промышленность в основном работает на войну, так как производство мирной продукции США перенесли в страны с дешевой рабочей силой. Именно поэтому американцы вынуждены постоянно вести войны, так как бомбы и ракеты должны взрываться, иначе они очень быстро заполнят все склады и «люди потеряют рабочие места». Попробуем поискать аналогии в истории Рима и США.
В 107 г. до н. э римский полководец Гай Марий провел военную реформу. Он начал вербовать в армию всех граждан без учета имущественного ценза, т.е. войска стали пополняться гражданами, имущество которых не достигало 4000 ассов, т.е. бедняками. Наличие в Риме массы малоимущего гражданства создало возможность резко увеличить численность армии. Легионеры получали из казны полное военное снаряжение и твердо установленное жалование. Реформа привела к изменению социального состава римской армии и самого ее характера: в нее влилась масса люмпенов, и из гражданского ополчения она стала превращаться в профессиональное наемное войско. Это позволило использовать армию в борьбе за власть в Риме, так как солдаты стали воевать за полководцев, которые выдавали им зарплату. Началась эпоха гражданских войн. Гай Марий воевал с Суллой, затем Цезарь воевал с Помпеем, потом Октавиан сражался с Антонием. А в III веке нашей эры Римская империя погрузилась в хаос постоянных войн между «солдатскими императорами».
В США призыв в армию был отменен в 1973 году, после массовых отказов призывников идти на войну во Вьетнаме. Армия стала контрактной, то есть состоящей из профессионалов. Это решение практически аналогично реформе Гая Мария. Однако армия формируется из граждан США и для её масштабного использования необходимо разрешение Конгресса. Оккупация Ирака и Афганистана показали, что население США негативно относится к потерям, даже в армии, состоящей из контрактников. Именно поэтому стали стремительно набирать силу частные армии, которые действовали параллельно с армией США, но их потери никого особого не волнуют. Наибольшую известность получила фирма Blackwater USA. Она была основана в 1997 году бывшим офицером военно-морского спецназа США («Морские котики») 27-летним Эриком Принсом и тренером по прикладной стрельбе Элом Кларком, как охранная компания, которая должна заниматься поддержкой и подготовкой военных и правоохранительных операций. Со временем охранная фирма превратилась в настоящую частную военную компанию. В 2002 году была создана компания Blackwater Security Consulting (BSC), сотрудники которой участвовали в войне в Афганистане.
Сразу после падения режима Саддама Хусейна в 2003 году Blackwater появилась в Ираке, как одна из 60 охранных компаний, и стала заниматься обучением новых иракских вооружённых сил и полиции, а также поддержкой оккупационных сил. Первые потери частная армия Blackwater понесла в марте 2004, когда погибло четверо её сотрудников. На момент вывода сил Blackwater из Ирака (в 2009 году), в стране присутствовало 987 её сотрудников, 744 из которых являлись гражданами Соединённых Штатов. Компания имеет право не разглашать потери личного состава. В октябре 2007 года Blackwater USA изменили название компании на Blackwater Worldwide. В 2009 году основатель компании Эрик Принс ушёл с поста генерального директора, в феврале Blackwater Worldwide официально сменила название на Xe, а с 2010 года на Academi.
Компания Blackwater вошла в топ-10 подрядчиков, получивших наибольший доход от войны в Ираке. Выручка охранной фирмы от деятельности в Ираке составила 1,3 млрд долларов. Сержант армии США, воевавший в Ираке, обходился налогоплательщикам в 50-70 тыс. долларов ежегодно, а сотрудник Blackwater в более чем 400 тыс. долларов. Вот несколько эпизодов её «работы». В сентябре 2007 года в ходе перестрелки сотрудники компании убили 17 и ранили еще 18 мирных жителей, среди которых были дети. Кроме того, компания подозревается в контрабанде оружия, а также причастна к расстрелу мирной демонстрации в Ираке в 2004 году и убийству охранника вице-президента страны в декабре 2006 года.
Не секрет, что богатые люди и компании в США не жалеют средств на защиту своей безопасности. На частные охранные структуры в этой стране тратится гораздо больше денег, чем на полицию. С учетом стремительного роста неравенства в США и сокращения среднего класса, между элитой и низами образуется пропасть. Именно поэтому элита формирует частные армии и охранные структуры. Одновременно президент США Барак Обама предложил отказаться от свободной продажи оружия, то есть он призывал рядовых граждан разоружиться. Однако, когда элита начинает опираться на военных наемников, то она попадает в зависимость от них. И в какой-то момент мы можем увидеть военный переворот в США, когда власть захватит какой-нибудь современный Сулла или Цезарь.
Этому уже есть подтверждения. В ноябре 2003 года генерал Томми Фрэнкс, командовавший американским наступлением на Багдад, зашел так далеко, что предсказал: ещё одна серьёзная террористическая атака на Соединенные Штаты «начнет разрывать ткань нашей Конституции», и в подобных условиях он готов рассмотреть такую идею: «Конституцию следует отмести в пользу военной формы правления». Американский профессор Чалмерс Джонсон (воевал в Корее, в 1967-1973 гг. был консультантом ЦРУ) в 2007 году написал: «Я убежден, что Джордж У. Буш и Дик Чейни завели страну в опасный тупик, однако в этом повинны не они одни, и отстранение их от власти отнюдь не приведет к решению проблемы. Кризис государственного управления нарастал в США, начиная, по крайней мере, со Второй мировой войны. Развитие «имперского президентства» и атрофия законодательной и судебной власти имеют глубокие корни в военно-промышленном комплексе послевоенного времени, так как самые широкие круги общественности пришли к выводу, будто армия является нашим наиболее эффективным государственным институтом. Президент сейчас управляет правительством так, как едва ли мог управлять им обычный монарх. Он имеет в своём распоряжении ЦРУ, личную армию, неподотчетную Конгрессу, прессе или общественности, поскольку все, что делает ЦРУ, секретно. Расходы на вооружения прописываются в максимально возможном количестве бюджетных статей, чтобы любого конгрессмена, который вздумает проголосовать против новой системы вооружения, можно было обвинить в том, что он оставляет без работы кого-то из своих избирателей. Я убежден, что поддержание нашей зарубежной империи (737 военных баз по всему миру) требует таких ресурсов и устремлений, которые неизбежно положат конец нашей собственной демократии и в конечном итоге породят военную диктатуру или её гражданский эквивалент»
[1].
Blackwater работала не только в Ираке, но и в США. Её привлекли к обеспечению безопасности в Новом Орлеане после урагана Катрина. За эти услуги компания получила 73 млн долларов (243 тыс. долларов в день). Некоторые американские политики уже выражают обеспокоенность бесконтрольной деятельностью частных армий. «Мне представляется крайне опасным такое положение вещей, при котором государство отдаёт на откуп посторонним свою монополию на применение силы и использует насилие для поддержания своей внешней политики или национальных интересов, - заявил ветеран внешней политики США Джо Вильсон, последний американский посол в Багдаде перед войной 1991 года. - Миллиарды долларов делают их могущественной, объединённой общими интересами группой в американской политической структуре. Кроме того, эта группа фактически вооружена. Рано или поздно должен возникнуть вопрос - кому они верны?»
[2].
В 2011 году США официально вывели из Ирака свои войска, но в этой стране продолжают работать американские и английские частные военные компании, а также американские военные советники. В Афганистане войска США и их союзников остаются до сих пор.
Характерно, что так называемая арабская весна, которая потрясла мир в 2011 году, была предсказана в докладе Национального разведывательного совета США еще в 2009 году. Американские разведчики обратили внимание на быстрый рост населения в странах Ближнего Востока и сделали вывод о том, что безработная молодежь может выйти на улицы и свергнуть правящие режимы. Потенциально нестабильные страны авторы доклада объединили в «дугу нестабильности», которая протянулась через Африку и Ближний Восток до Афганистана и Пакистана. Интересно, что во время «арабской весны» США встали на сторону этих «борцов за свободу» практически во всех странах Ближнего Востока за исключением аравийских монархий. Не секрет, что на Аравийском полуострове находится несколько американских военных баз и политика Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, ОАЭ и Бахрейна сильно зависит от США.
[1] Чалмерс Джонсон «Немезида». М. 2008.
[2] Джереми Скейхилл «Blackwater: самая могущественная наёмная армия в мире». М. 2015. с. 49.