2022: 30 лет назад умер глава советской Москвы Гришин

Aug 31, 2022 15:01

Кстати, в этом году было ведь и 30-летие со дня смерти Гришина...

Однажды Юрий Любимов пригласил Гришина в Театр на Таганке на спектакль «Пристегните ремни». «Мы приехали за полчаса до начала, - читаем в гришинских мемуарах. - Нас пригласил к себе в кабинет Любимов... Без 10 минут семь я сказал, что нам пора идти в зрительный зал, на что он ответил, что время еще есть... В семь часов я встал и сказал, что мы идем на спектакль. Нас повели не через дверь, расположенную ближе к сцене, а через дверь в середине зрительного зала... Спектакль начинался так: открытая сцена представляла салон самолета. Пассажиры сидят в креслах. Вылет самолета задерживается, т. к. опаздывает какое-то «начальство», и вот в это время нас ведут в зрительный зал, и мы оказываемся как бы теми «бюрократами», по вине которых задерживается вылет самолета. Зрительный зал громко смеется, раздаются аплодисменты. Мы, конечно, чувствуем себя неловко...»


Гришина обвиняли в том, что он якобы брал взятки и имел отношение к исчезновению «золота партии». В прокуратуре как-то спросили: «На какие же деньги вы выезжали на отдых за границу?» Отстали после того, как он чистосердечно признался в том, что ни разу в жизни не выезжал за рубеж на отдых.

«Гришин был вредным по отношению к прессе, не дай Бог, в газете появлялась хоть одна критическая строчка про Москву,- вспоминает экс-министр печати РФ Полторанин, который в 1970-е годы работал в «Правде». - Он доходил до секретаря ЦК по идеологии Суслова и требовал: журналиста убрать, исключить из партии... Ему приписывали такую фразу: «Пока не задавите человека - покоя я вам не дам». У известных публицистов Анатолия Аграновского и Анатолия Стреляного из-за нетерпимого отношения Гришина к критике были большие проблемы...»

Источник: https://www.kp.ru/daily/23364/32251/

* Можно сколько угодно ругать Гришина за нагромождение бесконечных «черемушек», как и за крайне низкое качество советских панелек, но все же на последнем году его градоначальства 80% москвичей проживали в отдельных квартирах, за которые им не требовалось платить ни аренду, ни ипотеку. https://moskvichmag.ru/gorod/zhizn-i-smert-viktora-grishina-kotoryj-byl-hozyainom-moskvy-dolshe-vseh/
** сразу же после нее /Олимпиады/ Москва пошла вразнос. Ее наконец-то настиг товарный дефицит. На полках продуктовых магазинов оставалось все больше пустых мест, по талонам стали распределять даже такие элементарные вещи, как детские пеленки и постельное белье. Проведение игр изрядно выдоило городской бюджет, и начиная с 1982 года город стал откровенно ветшать. Многие аварийные здания уже не реконструировали и не сносили, а просто выселяли, отрубали от коммуникаций и бросали. Поспешно понаделанные к Олимпиаде элементы городского благоустройства забрасывались и не использовались - к примеру, в начале 1980-х поотключали воду во всех фонтанах типа «бетонная ванна», после чего они превратились в места молодежных тусовок или в уличные мусоросборники.
* во время допросов /«Елисеевское дело»/ из Трегубова, Соколова и их подельников буквально выбивали любые показания на Гришина. Найти так ничего и не удалось, зато получилось распустить туманные слухи, благодаря которым москвичи стали винить в нараставшем продуктовом дефиците именно первого секретаря МГК. Заодно по городу загуляла и другая сплетня - дескать, Гришин давным-давно развелся со своей супругой и тайно женился на актрисе Татьяне Дорониной.
* /после его отставки/ в прессе нарастал вал разоблачительных статей. Бывшего «хозяина Москвы», перед которым еще недавно журналисты стояли по струнке, не смея напечатать и единой критической строчки, теперь обвиняли во всех грехах, мешая полупроверенные факты с откровенными домыслами. После своей отставки Гришин превратился для нового градоначальства в стратегически важный ресурс - теперь на него можно было списывать любые проблемы и даже собственные ошибки.
* Пару лет Гришин еще пытался вяло отбиваться, но вскоре ему стало уже не до того. Уходя на пенсию, он полагал, что при новых порядках прежние правила номенклатурной игры останутся в неприкосновенности. Что он в любом случае сохранит статус персонального пенсионера союзного значения и ряд материальных благ: доступ к распределителю, цековскую дачу и личный автомобиль. Но когда Ельцин начал свою кампанию по борьбе с привилегиями, все это у него мгновенно забрали. Былой «полудержавный властелин» стал самым обычным пожилым москвичом с достатком ниже среднего, вынужденным трясущимися руками перебирать бумажки о былых заслугах, обивая пороги в райсобесе.

***
Юрий Прокофьев впоминал: "Виктор Васильевич был очень жесткий, требовательный. Может быть, даже чрезмерно жесток и требователен по отношению к людям. Работал много: где-то с восьми утра до десяти вечера. Он никогда не работал на публику. Всячески пытался принизить свою роль в публикациях о нем, описаниях каких-то достижений. Никогда не выдвигался на передний план, всегда старался быть в тени. Мудрый был человек".
https://lenta.ru/articles/2022/05/25/grishin/
* Бичом советского общества в 1960-1980-е годы был дефицит продовольственных товаров. Высокопоставленные руководители того времени любили лично инспектировать продуктовые магазины. Не был исключением и Гришин. Однажды по пути с дачи он сказал остановить машину на Кутузовском проспекте. В Москву как раз только что завезли мясо, но прилавки первого же попавшегося магазина не поразили изобилием, к тому же вырезка выглядела не очень аппетитно, словно предназначалась не людям, а собакам. Продавцы не узнали Гришина, а после того, как он начал спрашивать о причинах отсутствия нормального мяса, ему еще и нахамили. Инцидент стоил работы директору магазина.
* В какой-то момент Андропов, искренне желая искоренить коррупцию и в то же время преследуя свои политические цели, дал отмашку - и несколько десятков тысяч чиновников подверглись аресту, - рассказал «Ленте.ру» доктор исторических наук Александр Шубин. - Тем самым он «выжег» ту «смазку», которая помогала работать неповоротливой советской экономике, давая дополнительные стимулы, и на самом деле больше ей повредил, чем оказал поддержку.
Кризис от этой репрессивной политики, по мнению Шубина, только усугубился. К тому же следователи много додумывали, вводили в оборот недоказанные обвинения. Наиболее громким делом в Москве было осуждение директора магазина «Елисеевский» Юрия Соколова, которого расстреляли.
* Умер Андропов, затем умер и сменивший его Черненко. ...Претендентов /в преемники/ было трое - Гришин с Горбачевым, а также секретарь ЦК КПСС Григорий Романов. Из всех троих же Гришин был старшим по возрасту, он успел перешагнуть 70-летний рубеж и, кроме того, удерживал рекорд по продолжительности членства в Политбюро (с 1971-го). Поскольку в партии действительно назрела необходимость омоложения руководящих кадров, все это играло не в его пользу. Впоследствии Гришин утверждал, что добровольно отказался от борьбы, поскольку не имел амбиций возглавить КПСС. Этой же версии придерживается историк Шубин.
«Его борьба за пост генсека в марте 1985 года - это легенда, Гришин подыгрывал Горбачеву, - уверен он. - Затем, правда, Горбачев довольно быстро его снял, потому что ему требовалось обновление кадров.
* После запрета КПСС Гришина вызывали в Генпрокуратуру России: искали зарубежные счета партии. Он отказался читать и подписывать протокол допроса, называя расследование в отношении КПСС незаконным.
«Когда Гришин вышел на пенсию, у него отобрали все, кроме квартиры, - вспоминал дипломат, сын Андрея Громыко Анатолий. - По старой большевистской традиции руководящие партийные работники в своей собственности ничего не имели. И вот на старости лет бывший могучий московский партийный босс оказался, как и большинство граждан, с пенсией, но без дачи и машины».

* Кстати, сын Гришина вспоминал про отца, что он "внимательно относился к рекомендациям врачей, слушался их, не убегал, как некоторые, из больницы. Пил таблетки, до пятнадцати штук в день, всегда держал их на столе и в карманах. В отличие, скажем, от Алексея Николаевича Косыгина, тоже сердечника. Незадолго до смерти бывшего премьера СССР я оказался свидетелем такого эпизода. 9 мая 1980 года я был у него на квартире на Ленинских горах, когда он приехал домой после возложения венка на Могиле Неизвестного Солдата. Оповестив, что малость устал, лег на диван. Подошла дочь, Людмила Алексеевна, предложила отцу принять таблетки. Косыгин был человеком с характером, это известно, за что и наживал себе врагов. И вот он на моих глазах достает горсть таблеток и со словами: «Вот какую ерунду рекомендуют мне врачи», выбрасывает их в сторону…"
https://vm.ru/news/381708-smert-v-sobese
** Он постоянно задавал себе вопрос: «Почему с нашей страной случилось то, что привело ее в 91-м году к распаду?» Я старался навешать его раз в неделю и во время прогулок он об этом много и горячо говорил. О допущенных руководством ошибках, о том, что многое надо было делать по-другому. И, конечно же, его волновала собственная судьба, много раз он оглядывался назад. «Лигачев и Горбачев в отношении меня были несправедливы, отправив на пенсию», - говорил отец. Но особенно сожалел он - и это, я уверен, приблизило его кончину - о том, что его деятельность в годы перестройки и позже была окружена завесой лжи и полуправды. Она искажала его облик, его личность, его подлинное значение в руководстве московской парторганизацией и крупнейшего города страны.
* Отец многим был обязан Никите Сергеевичу и он искренне к нему относился. Когда встал вопрос о памятнике на могиле Хрущева, и политбюро предложило остановиться на скульптуре Неизвестного, многие работники аппарата ЦК были против. Тогда отец поручил помощникам съездить в мастерскую опального скульптора и настоял на установлении именно этого монумента.Другой случай. Косыгин умер вскоре после освобождения его от поста Председателя Совета министров. Встал вопрос, где его хоронить - на Красной площади или на Новодевичьем кладбище. Брежнев к Косыгину относился ревниво и, воспользовавшись тем, что он уже не был должностным лицом, предложил политбюро упокоить его на гражданском кладбище. Отец вместе с другими коллегами настоял на Кремлевской стене. Этот жест был последним поклоном в сторону близкого ему человека.
* Он часто в разговорах возвращался к 85-му году, к моменту перехода власти к Горбачеву. К этому времени он был старшим в политбюро, и постоянно муссировались слухи, что после Брежнева будет Гришин, потом говорили, что после Андропова, потом - после Черненко. А после смерти Черненко отца стали противопоставлять Горбачеву. И вот тут в моей памяти сохранились любопытные воспоминания отца.Помните, в каком состоянии должен был держать речь перед избирателями немощный Черненко? Так вот, политбюро решило, что выступление сделает Горбачев, как второй секретарь ЦК. Но за десять минут до начала раздался телефонный сигнал прямой связи с Черненко. Звонил помощник генсека, который сказал: «Виктор Васильевич, есть поручение Константина Устиновича, чтобы его текст зачитал не Горбачев, а вы». На что отец сказал: «Но я не могу нарушить решение политбюро по этому вопросу. В нем определено, что речь должен зачитывать Горбачев». Тогда вдруг в трубке раздался голос Черненко: «Зачитывай ты и бери все в свои руки». Что это все означало, отец так и не понял, на эту тему мы с ним много раз подолгу беседовали. Когда отец тут же подошел к Горбачеву и известил его об этом разговоре с Черненко, Михаил Сергеевич был в шоке. А чуть позже после смерти Черненко, когда создали комиссию по похоронам и отца срочно вызвали в Кремль, его позвал в Ореховую комнату Горбачев и сказал буквально следующее: «Хочу предложить вам, Виктор Васильевич, возглавить комиссию по похоронам». На что отец ответил: «Михаил Сергеевич, вы же знаете, что председатель комиссии потом становится генсеком. Вы второй секретарь ЦК, я первый секретарь горкома, и я считаю, что вы должны возглавить комиссию, как будущий приемник». На что Горбачев с великой радостью согласился.
* однажды, незадолго до смерти, я сказал ему: «Поддержав Горбачева, ты фактически виноват во многом, что случилось в стране. Ты не жалеешь об этом?» И папа ответил: «Если бы я мог предположить, куда все повернет, я бы сделал все, чтобы Горбачев не стал генсеком». Тут надо добавить, что я считаю отца идейным коммунистом, безоговорочно верившим в идеалы партии. И при этом у него не было никаких личных интересов.
* Вдова: Я ему как-то сказала: «Эта партия, в которую ты так веришь, она ведь тебя обидела ни за что». Он ответил: «Это не партия, это люди. Идеи всегда переживают людей».

Зураб Церетели и Виктор Гришин на открытии монумента «Дружба навеки», воздвигнутого в честь 200-летия воссоединения Грузии с Россией


Перед началом первомайской демонстрации с рабочими ЗИЛа


Михаил Горбачев и Виктор Гришин в гостях у московской семьи

Previous post Next post
Up