Должен ли человек подавлять в себе дурные мысли?

Aug 30, 2022 14:52

Роман Дж. Оруэлла "1984" широко использовался антисоветчиками во время перестроечного разгрома нашей страны в качестве одного из основных пропагандистских орудий. Они утверждали, что этот роман описывает сатирическую модель советского тоталитарного режима, в которой, в частности, существовало понятие мыслепреступления (thoughtcrime). В общем, кровавая гебня преследовала даже мысль, отклоняющуюся от линии партии.

Либералы сейчас впали в другую крайность: "Это нормально," -- говорят они, -- "Думать и мечтать о чём угодно, лишь бы не выходить за рамки действующего закона, который, впрочем, может измениться по нашему требованию." Так, например, определение педофилии претерпело существенное изменение при переходе от МКБ-10 (Международная классификация болезней) к МКБ-11:Педофилия, согласно определению МКБ-10 - это всякое «сексуальное предпочтение детей, мальчиков или девочек либо обоих, обычно в препубертатном возрасте или в раннем пубертатном возрасте». МКБ-11 предлагает ставить соответствующий диагноз, только если человек пытался на практике реализовать свои фантазии или не мог полноценно жить из-за стресса, связанного с ними.
То есть раньше думать педофильно считалось психическим расстройством, а теперь -- воображайте себе что угодно, только не насилуйте.

Итак, две крайности:
(1) подход условной кровавой гебни: мысли могут считаться греховными, крамольными, социально опасными, и
(2) либеральный подход: мысли можно допускать какие угодно, и они не подлежат моральной и, тем более, юридической оценке.

Либеральный подход я назову либеральным экстремизмом, поскольку он самым выпуклым образом демонстрирует отказ либерализма от всякой морали.

К какому же подходу тяготело человечества до наступления неолиберального шабаша?

Взглянем на мнение "умнейшего человека России" по словам Николая Первого, нашего всего А.С. Пушкина. Вот что он пишет в разделе "Торжок" ("О цензуре" в окончательной редакции) своего произведения Путешествие из Москвы в Петербург:Что и составляет величие человека, ежели не мысль? Да будет же мысль свободна, как должен быть свободен человек: в пределах закона, при полном соблюдении условий, налагаемых обществом.

Мы в том и не спорим, говорят противники ценсуры, но книги, как и граждане, ответствуют сами за себя - есть законы для тех и других. К чему же предварительная ценсура? Пускай книга с начала выйдет из типографии и в числе 3 000 экземпляров рассыплется по всему обществу. Тогда вы можете, если найдете ее преступною, ее хватать и казнить и автора (если вам он известен) присудить к заключению на 8 мес.<яцев> и к штрафу, положенному законом.

Нет: мысль уже стала гражданином, ответствует сама за себя, как скоро она родилась и выразилась. Речь и рукопись также подлежат закону, как и книга. Никакое прав.<ительство> не может позволить первому охотнику проповедовать на площадях, что придет ему в голову, или торговать возм.<утительными> рукописями, под тем предлогом, что строки их начертаны пером, а не тиснуты станком типографическим.

Вы судите гражданина не только за действия, но и за умышления.
Но мысль есть уже действие книги.
(Жирный шрифт мой.)
Представьте себе, Пушкин был всей душой за цензуру!

Однако есть и более авторитетный источник, осуждающий дурные мысли: вот слова Иисуса:А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём. Мф 5:28
Почувствуйте разницу: с точки зрения либерала, это вполне нормально мысленно использовать женщину в пределах своих самых низменных наклонностей, а с точки зрения Иисуса, один лишь мимолётный похотливый взгляд уже непристоен.

Пойдем еще дальше в прошлое: вот выдержки из Десяти заповедей Моисея:1. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не сотвори себе кумира.
< ... >
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
В этих заповедях говорится о греховных мыслях, которые надлежит подавить.

А как вы, товарищи, относитесь к самоконтролю? Бывают ли у вас мысли, за которые вам стыдно? Стремитесь ли вы избегать дурных мыслей? Считаете ли вы, что следует учить детей подавлять дурные мысли?

цензура, литература, мораль, религия

Previous post Next post
Up