Дэвид Гребер "Бредовая работа. Трактат о распространении бессмысленного труда".

Jul 06, 2022 00:04


Книга http://flibusta.site/b/582886
"Официальная позиция гласит, что все мы имеем права и живем при демократии. Другие, несчастные, в отличие от нас, несвободны и живут в полицейских государствах. Эти жертвы обстоятельств вынуждены подчиняться приказам, сколь бы абсурдны и произвольны они ( Read more... )

антиНайм, труд, 6-часовой, работа, научный социализм, тунеядство, пропаганда, революция, капитализм, наука, пролетариат, рабочий день, разум

Leave a comment

stomyslav_mem July 6 2022, 02:27:16 UTC
<< Странное сочетание социальных условностей и экономических сил, настаивающих, что никто не должен получать средства к существованию, если он не работает, даже если делать особо ничего не нужно? >>

Я это называю трудовой парадигмой. И считаю, что эта самая парадигма - самый главный бастион буржуазного мировоззрения. Буржуа мерит всё мерой отчуждения - отчуждённым, "овеществлённым" в стоимости трудом. И буржуа смотрит на другого человека, как на средство , служащее ему, оценивая его именно через призму полезности, выраженной в стоимости. Равно, как и самого себя буржуа оценивает именно через ту "пользу" (действительную или гипотетическую), которую он приносит обществу. Сколько ты стоишь? Столько стою я? Ценность человека выражается в стоимости или способности создавать стоимость. Даже собственность в буржуазном мире есть реализация отношения к другим членам общества, как к средствам, а не целям (буржуазная мораль противоположна кантовскому моральному кодексу). Потому и буржуазную собственность Маркс определял, как возможность пользоваться чужим трудом (без этой возможности собственность в буржуазном мире бессмысленна). Отсюда и феномен вullshit jobs. Буржуа невыносима сама мысль, что его собственность "простаивает"-что нанятые работники бездельничают в рабочее время. Потому надо им придумать занятие. Или лучше- пусть сами придумают, чтобы оправдать своё пребывание на рабочем месте.

Кто не работает тот не ест! Библейская мудрость оборачивается всеобщим рабством. Ведь только рабов оценивают исключительно по способности работать на хозяина. Только рабы получают еду исключительно за работу.

Потому я восхищаюсь древними греками. Наивные, но до ужаса здравомыслящие древние греки, которые считали, что быть свободным это именно не быть рабом - близки мне. Даже философию (знание первопричин) Аристотель, например, определял, как свободную науку- то есть ту, которая не служит ничему и потому не является рабской.

Потому я считаю, что цель коммунистов это не освобождение труда, а освобождение от труда. То есть освобождение от отчуждённой деятельности, выражаемой через стоимость. Как бы утопично это не казалось.

Reply

karlsonmarxx July 6 2022, 05:17:19 UTC
Полностью вас поддерживаю, хоть и вызову гнев нашего местного "вождя" тов. mskolov, который планирует заставлять людей трудиться.

Reply

kozakpetro July 6 2022, 05:32:20 UTC
Сколов опошляет всё, до чего касается его неуёмная шизофреническая мысль.

Reply

karlsonmarxx July 6 2022, 05:38:13 UTC
Самое смешное, он критикует и провозглашает неправоту Маркса, ссылаясь на строчки каких-то богом забытых советских или иных "критиков" марксизма, которых уже никто и не помнит, так значимы и доказательны были их "труды". А Сколов их находит где-то)))

Reply

kozakpetro July 6 2022, 05:48:08 UTC
Его бы энергию да в мирное русло

Reply

yakommunist July 6 2022, 09:26:26 UTC
Сколов - пчелиный шаман. Как шаман он не приемлет научности теорий Маркса. Как пчеловод он сторонник пчелиного тоталитаризма. Получается бешенная религиозно-тоталитарная смесь

Reply

kozakpetro July 6 2022, 05:36:41 UTC
Труд - это необходимость. Если что-то не сделаешь сам, это приходится сделать кому-то другому. Осознанная необходимость - это и есть настоящая свобода. Но почему-то человеку крайне сложно выйти за пределы рабского понимания труда.

Reply

stomyslav_mem July 6 2022, 17:49:51 UTC
Один французский солдат, математик и философ почти 4 столетия лет назад выдал хороший афоризм: Половина разногласий можно избежать, уточнив термины. Потому надо уточнить термин труд и тогда вопрос станет яснее.

Если под трудом понимать просто производство потребительной стоимости, то - Ваша правда- такой труд никогда не исчезнет и было бы нонсенсом требовать освобождения от такого труда. Но под трудом в политэкономии понимается производство меновой стоимости - то есть отчуждённый труд, в котором продукт труда отчуждается от производителя и меняется на продукты чужого труда. Вот такой труд и подразумевается в выражении освобождение от труда. Понятно, что если коммунисты ставят вопрос об освобождении людей от товарно-денежных отношений ( в далёкой перспективе, конечно) , то такое освобождение подразумевает освобождение от труда в политэкономическом смысле.

В коммунистическом обществе труда не может быть, исходя из традиционных марксистских представлений. Труд сменится самодеятельностью (хорошее слово было испорчено в СССР). Пример самодеятельности и труда. Я по утрам варю кофе для всей семьи. Это самодеятельность. А если бы я по утрам варил кофе, работая за деньги в кафе - это был бы труд. Понятно, что при таком понимании термина труд, выражение освобождение от труда не означает "станем бездельниками", или "вкалывают роботы, счастлив человек".

Другое дело, что людям, воспитанным в товарно-денежных отношениях, трудновато представить, что квалифицированная деятельность (хирург, учёный, программист) может быть не трудом, а самодеятельностью. Как это вообразить? Но ведь сплошь и рядом мы видим людей, которые делают весьма квалифицированную работу не за деньги. Тот же Маркс свои труды писал не за гонорары, а по велению души. Самодеятельность это и есть свободный труд. И иногда одна и та же деятельность подпадает под оба определения.

Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать!

Помню на форуме кузнецов я прочитал удивительную фразу: Если бы мне надо было зарабатывать на жизнь, я всё равно занимался бы художественной ковкой- настолько это круто!

Что касается осознанной необходимости, как свободы. У Маркса в "Экономическо-философских рукописях" есть такая схема: из Царство Необходимости через Царство осознанной необходимости в Царство Свободы. В том и дело, что от осознания необходимости делать бессмысленную работу только для того, чтобы не подохнуть с голода, свободным не станешь. Свободным человека делает осознание разумности того, что он делает. Мифический Сизиф не был свободен, осознавая необходимость своей деятельности (боги наказали), а был самым несчастным человеком, потому что делал бессмысленное дело.

Reply

kozakpetro July 6 2022, 18:03:39 UTC
В основном согласен. Однако труд был, есть и будет труд - пускай и очищенный от товарно-денежных отношений. Но тем не менее, перед коммунистическим обществом по мере его развития всегда будут вставать новые задачи, которые придётся решать общим трудом - даже если в таком труде нет ничего приятного.

Reply

stomyslav_mem July 6 2022, 18:34:21 UTC
Да бывают неприятные работы, которые надо делать. И эти работы выполняются с сознанием их необходимости и человека, выполняющего эту работу, примиряет с неприятным сознание необходимости делать это неприятное. А бывает к чувству долга, примешивается и любовь. Мой друг ухаживает за больной матерью. В этой деятельности есть много неприятного. Но если бы мой друг был богатым, он смог бы нанять (если бы захотел, конечно) какого-нибудь обездоленного, нуждающегося человека ухаживать за его больной матерью. Согласитесь, что наличие массы нуждающихся людей при капитализме создаёт возможность одним избавляться от всего неприятного в жизни, сваливая это на других. И это несправедливо. Я, как коммунист, вовсе не сторонник равного распределения благ (люди неравны по способностям и прилежанию) , но категорически за то, чтобы никто не смог покупать за деньги рабов, чтобы сбагривать им неприятные стороны жизни.

Reply

karlsonmarxx July 6 2022, 18:45:25 UTC
вот именно. Избавив людей от необходимости трудиться ради средств к существованию, мы автоматически загрузим их "необходимой " для другого человека САМОдеятельностью -уходом за больным родственником итд итп. Т.е человек все равно будет востребован так или иначе обществом, только естественным путем. Кто-то предпочтет заниматься наукой или иной основной деятельностью, и доверит уход за родственником другому человеку, для которого уход за больными также приносит моральное удовлетворение, т.е необязательно сам, просто -волонтерски, аот главный принцип.

Reply

yakommunist July 6 2022, 09:30:41 UTC
Цель коммунистов - освобождение от РАБСКОГО мировоззрения

Кто не работает тот не ест! Библейская мудрость оборачивается всеобщим рабством. Ведь только рабов оценивают исключительно по способности работать на хозяина. Только рабы получают еду исключительно за работу.

Тот же Сколов - сторонник рабства! Аристотель и древние философы проходят у него по разряду "фашизма"

Reply

kozakpetro July 6 2022, 17:51:52 UTC
У рабского мировоззрения диалектически имеются две стороны: мировоззрение раба и мировоззрение господина - что суть одно. Если кто-то серьёзно считает, что кто-то должен за него пахать, тот по уровню развития от раба не сильно отличается.

Reply

stomyslav_mem July 6 2022, 18:21:41 UTC
Гегель называл рабовладельца рабом своего раба.

Reply

stomyslav_mem July 6 2022, 18:16:40 UTC
<< Цель коммунистов - освобождение от РАБСКОГО мировоззрения >>

Есть такая притча. Девочка из религиозной семьи прибежала к отцу и сказала, что её брат сделал силки для птиц и что она переживает, как бы птицы не попали в эти силки. Отец сказал, что пусть она помолится о том, чтобы птицы не попали в силки. Девочка кивнула и убежала. А вечером отец спросил её, помолилась ли она? Она сказала что долго молила Бога о том, что бы птицы миновали силки, а потом пошла и разорвала все силки в клочья.

Это я к тому, что поскольку мир материален, надо не только менять мировоззрение, но менять реальные отношения, воспроизводящие это мировоззрение. Например, без наделения КАЖДОГО члена общества гарантированным минимальным доходом, никак не связанным с какой-либо трудовой деятельностью, не может быть и речи о преодолении рабского мировоззрения. Надо создавать условия, освобождающие людей от необходимости продаваться и пресмыкаться за еду и минимальные жизненно-необходимые блага.. Еда, кров, медицинская помощь и образование должны быть ГАРАНТИРОВАНЫ всем и каждому без всякой привязки к пользе обществу и эти блага должны быть неотчуждаемы.. Всё что сверх этого добывается конкурентной деятельностью на благо общества и вознаграждается обществом в любом размере, который потребители деятельности данного индивида сочтут справедливым.

Reply


Leave a comment

Up