Книга
http://flibusta.site/b/582886"Официальная позиция гласит, что все мы имеем права и живем при демократии. Другие, несчастные, в отличие от нас, несвободны и живут в полицейских государствах. Эти жертвы обстоятельств вынуждены подчиняться приказам, сколь бы абсурдны и произвольны они
(
Read more... )
Я это называю трудовой парадигмой. И считаю, что эта самая парадигма - самый главный бастион буржуазного мировоззрения. Буржуа мерит всё мерой отчуждения - отчуждённым, "овеществлённым" в стоимости трудом. И буржуа смотрит на другого человека, как на средство , служащее ему, оценивая его именно через призму полезности, выраженной в стоимости. Равно, как и самого себя буржуа оценивает именно через ту "пользу" (действительную или гипотетическую), которую он приносит обществу. Сколько ты стоишь? Столько стою я? Ценность человека выражается в стоимости или способности создавать стоимость. Даже собственность в буржуазном мире есть реализация отношения к другим членам общества, как к средствам, а не целям (буржуазная мораль противоположна кантовскому моральному кодексу). Потому и буржуазную собственность Маркс определял, как возможность пользоваться чужим трудом (без этой возможности собственность в буржуазном мире бессмысленна). Отсюда и феномен вullshit jobs. Буржуа невыносима сама мысль, что его собственность "простаивает"-что нанятые работники бездельничают в рабочее время. Потому надо им придумать занятие. Или лучше- пусть сами придумают, чтобы оправдать своё пребывание на рабочем месте.
Кто не работает тот не ест! Библейская мудрость оборачивается всеобщим рабством. Ведь только рабов оценивают исключительно по способности работать на хозяина. Только рабы получают еду исключительно за работу.
Потому я восхищаюсь древними греками. Наивные, но до ужаса здравомыслящие древние греки, которые считали, что быть свободным это именно не быть рабом - близки мне. Даже философию (знание первопричин) Аристотель, например, определял, как свободную науку- то есть ту, которая не служит ничему и потому не является рабской.
Потому я считаю, что цель коммунистов это не освобождение труда, а освобождение от труда. То есть освобождение от отчуждённой деятельности, выражаемой через стоимость. Как бы утопично это не казалось.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Если под трудом понимать просто производство потребительной стоимости, то - Ваша правда- такой труд никогда не исчезнет и было бы нонсенсом требовать освобождения от такого труда. Но под трудом в политэкономии понимается производство меновой стоимости - то есть отчуждённый труд, в котором продукт труда отчуждается от производителя и меняется на продукты чужого труда. Вот такой труд и подразумевается в выражении освобождение от труда. Понятно, что если коммунисты ставят вопрос об освобождении людей от товарно-денежных отношений ( в далёкой перспективе, конечно) , то такое освобождение подразумевает освобождение от труда в политэкономическом смысле.
В коммунистическом обществе труда не может быть, исходя из традиционных марксистских представлений. Труд сменится самодеятельностью (хорошее слово было испорчено в СССР). Пример самодеятельности и труда. Я по утрам варю кофе для всей семьи. Это самодеятельность. А если бы я по утрам варил кофе, работая за деньги в кафе - это был бы труд. Понятно, что при таком понимании термина труд, выражение освобождение от труда не означает "станем бездельниками", или "вкалывают роботы, счастлив человек".
Другое дело, что людям, воспитанным в товарно-денежных отношениях, трудновато представить, что квалифицированная деятельность (хирург, учёный, программист) может быть не трудом, а самодеятельностью. Как это вообразить? Но ведь сплошь и рядом мы видим людей, которые делают весьма квалифицированную работу не за деньги. Тот же Маркс свои труды писал не за гонорары, а по велению души. Самодеятельность это и есть свободный труд. И иногда одна и та же деятельность подпадает под оба определения.
Не продаётся вдохновенье, но можно рукопись продать!
Помню на форуме кузнецов я прочитал удивительную фразу: Если бы мне надо было зарабатывать на жизнь, я всё равно занимался бы художественной ковкой- настолько это круто!
Что касается осознанной необходимости, как свободы. У Маркса в "Экономическо-философских рукописях" есть такая схема: из Царство Необходимости через Царство осознанной необходимости в Царство Свободы. В том и дело, что от осознания необходимости делать бессмысленную работу только для того, чтобы не подохнуть с голода, свободным не станешь. Свободным человека делает осознание разумности того, что он делает. Мифический Сизиф не был свободен, осознавая необходимость своей деятельности (боги наказали), а был самым несчастным человеком, потому что делал бессмысленное дело.
Reply
Reply
Reply
Reply
Кто не работает тот не ест! Библейская мудрость оборачивается всеобщим рабством. Ведь только рабов оценивают исключительно по способности работать на хозяина. Только рабы получают еду исключительно за работу.
Тот же Сколов - сторонник рабства! Аристотель и древние философы проходят у него по разряду "фашизма"
Reply
Reply
Reply
Есть такая притча. Девочка из религиозной семьи прибежала к отцу и сказала, что её брат сделал силки для птиц и что она переживает, как бы птицы не попали в эти силки. Отец сказал, что пусть она помолится о том, чтобы птицы не попали в силки. Девочка кивнула и убежала. А вечером отец спросил её, помолилась ли она? Она сказала что долго молила Бога о том, что бы птицы миновали силки, а потом пошла и разорвала все силки в клочья.
Это я к тому, что поскольку мир материален, надо не только менять мировоззрение, но менять реальные отношения, воспроизводящие это мировоззрение. Например, без наделения КАЖДОГО члена общества гарантированным минимальным доходом, никак не связанным с какой-либо трудовой деятельностью, не может быть и речи о преодолении рабского мировоззрения. Надо создавать условия, освобождающие людей от необходимости продаваться и пресмыкаться за еду и минимальные жизненно-необходимые блага.. Еда, кров, медицинская помощь и образование должны быть ГАРАНТИРОВАНЫ всем и каждому без всякой привязки к пользе обществу и эти блага должны быть неотчуждаемы.. Всё что сверх этого добывается конкурентной деятельностью на благо общества и вознаграждается обществом в любом размере, который потребители деятельности данного индивида сочтут справедливым.
Reply
Leave a comment