В то время, как некоторые члены сообщества не только осмыслили классиков, но и ушли дальше них, я, с одобрения и благословения ув. Romdorn, предлагаю краткий пересказ одного из главных открытий Маркса - трудовой теории стоимости.
Те, кому она уже знакома, не найдут в публикации ничего нового, хотя при наличии интереса могут оценить точность пересказа и сообщить свое мнение. Те же, кому она пока не известна, могут сэкономить свои время и силы - содержание пары сотен страниц первого тома «Капитала» передано в 4000 знаков. Вводятся и объясняются все ее главные термины: добавленная и прибавочная стоимость, отчуждение средств производства, неэквивалентный обмен и другие.
Так как это открытие является одним из главных оснований всей теории Маркса, то его знание считаю важным и всячески рекомендую.
Мысль Маркса: источник всех человеческих благ - это природа и труд.
Собирает ли человек фрукты, как обезьяна, источники этой еды - природа, создавшая деревья, и труд, посредством которого он смог насытиться.
Пашет ли он землю, засевая особо выведенным сортом пшеницы, источники собранного урожая - труд и природа, давшая зерно и вырастившая его, давшая металл и законы, используя которые человек смог построить трактор.
Все машины человека, все производимое им (нами) создано природой и человеческим трудом. Других источников богатства и человеческих благ в этом мире не существует.
Еда - первая и важнейшая потребность человека. Но так же обстоит дело и с другими, например, поиском пещеры, где можно жить. И сбор еды, чтобы жить, и строительство (поиск) жилья - необходимый труд человека. То есть такой, который требуется для его непосредственного выживания и обеспечения потребностей.
Если один человек собирает фрукты и птичьи яйца, а другой ловит рыбу, и в конце дня они обмениваются добытым, то это разделение труда. Собирательство для одного и рыбная ловля для другого - их необходимый труд.
Если они собрали больше, чем им нужно, и отложили «про запас» или чтобы подарить кому-то, то все, что «сверх», - их прибавочный труд.
Или если рыболов обнаружил, что он намного сильнее собирателя и может принудить того отдавать добытое даром - все, что из собранного идет на прокорм «рыболову», становится прибавочным трудом собирателя.
И, таким образом, «рыболов» научился присваивать прибавочный труд «собирателя». Но как?
Общее правило - отчуждение средств производства. В нашем примере единственным средством производства выступают джунгли, и представим, что «рыболов» убедил «собирателя», земля принадлежит ему. Если она принадлежит «рыболову», то и пользоваться ей можно только с его разрешения. И «рыболов» как бы говорит: я тебе разрешаю пользоваться землей, а ты мне что? «Собиратель» чешет голову и отвечает: ну, я тебе принесу часть собранного.
В итоге ситуация не отличается от того, как если бы он все собранное приносил, потом получал часть назад и считал, что эксплуатирующий его кормит. Во всяком случае, именно так иронично звучат слова о капиталистах, которые «дают работу» людям.
Стоимость, как и собственность, - тоже суть человеческие отношения.
Земля не просит денег - грибы можно собрать бесплатно. Но если кто-то пошел, собрал их и продает по 100р/кг - он добавил к стоимости грибов (0, поскольку дает природа) стоимость труда.
Если продавал не сам, а договорился с бабушкой рядом, то (поскольку торговля не создает добавленной стоимости) грибы продаются по прежней цене, но 10 берет бабушка, а 90 сам грибник.
Если крепкий мужчина заставил отдать грибы за 50р, то это уже неэквивалентный обмен (50 р в обмен на стоимость в сто). Если не заставил, а поторговался и заплатил половину реальной стоимости - то же самое. Былые торговцы (финикийцы, варяги) торговали с сильными, а слабых грабили.
Так можно эксплуатировать человека без грабежа и отчуждения средств производства. Если грибник живет на 900р в день, то ему достаточно собрать 10 кг. Но при неэквивалентном обмене, как в примере, будет работать в 1,8 раза больше.
Итого: Чтобы жить, человеку нужно есть. Пропитание дает ему (нам) природа, а берет его человек посредством труда. Труд при этом может быть как своим, так и чужим. И люди живут либо своим трудом, либо чужим.
И короткое дополнение к теории от меня: "Как жить чужим трудом?"
«В копилку путаниц (добавленной стоимости с прибавочной, марксизма с научным коммунизмом) добавил еще: иждивенцев с эксплуататорами. Наткнулся на фразу: «Дети, значит, тоже эксплуатируют взрослых, поскольку за их счет живут!». Ответ формулировал больше даже для ясности в собственных мыслях, чем для собеседника, но и в блоге, на всякий случай, сохраню.
Живут чужим трудом несколько категорий: иждивенцы - те, кто еще не может полностью жить своим трудом (дети), и те, кто уже не может этого (старики, инвалиды); паразиты, преимущественно преступники - мошенники, воры, грабители; эксплуататоры - кто принуждает к прибавочному труду и присваивает его, в наше время это капиталисты.
Группы могут пересекаться, люди могут переходить из одной в другую: паразит может стать эксплуататором, совершив «удачное» ограбление банка и «легализовавшись»; а капиталист может стать трудящимся, если потеряет состояние; да и само присвоение чужого прибавочного труда не отменяет возможности его собственного труда».