Стих ночи

Oct 27, 2021 22:41



Чистоплюю буржуазному

Рабочий поэт не нравится.

П...здуй в Гейропу, падла,

С Айнрэнд обжиматься!

А то ведь мы, пролетарии, народ хмурый:

Сегодня - по матушке, а завтра - арматурой!

Leave a comment

sophia_picus October 28 2021, 06:03:51 UTC
Слушайте, я не помню, по-моему, я вам уже писала, как обрела для меня многомерность Незнакомка Блока?
Даже если так, повторю еще раз, ибо мне эта история безумно нравится, потому что четвертое измерение - личное, которого у Блока быть не могло, и оно у меня есть благодаря вам.
Первое измерение: школьное понимание - буквальное, ода Прекрасной Незнакомке. Второе измерение уже тогда ощущалось, но по понятным причинам не могло быть осознано. Конечно, и в СССР были типы, которые шлялись по кабакам и имели дела с дамами низкой социальной ответственности - но для среднего советского ребенка поход в ресторан был из разряда культурно-массовых мероприятий. И как-то в процессе воспитания не вдалбливалось, что приличные дамы не визжат, и не посещают в одиночестве злачные места.
Кстати, у нынешних школьниц это понимание уже есть. Специально нашла в интернете соврем. учебник, чтобы узнать, как этот момент сегодня им объясняют. Очень повеселило, что Незнакомки на самом деле не было, а это блоковскому герою спьяну привиделось.
Для современников Блока, естественно, все было очевидно:
Стихи о Незнакомке наше поколение сделало своим символом веры именно потому, что в них набожная любовь к этой Женщине Очарованных Далей сливается с ясным сознанием, что она просто публичная женщина... Такой двойственности ещё не было в русской поэзии (Чуковский).
Третий дискурс. Появился, когда я узнала, что весь Серебрянный век был двинут на одной христианской ереси (позже назову) и обращался к образу соответствующей богини, имевшей две ипостаси, божественную и павшую земную. Но, как правило, они ее не называют богиней; разве что у Вл.Соловьева: Знайте же: вечная женственность ныне/ В теле нетленном на Землю идёт./ В свете немеркнущем новой богини/ Небо слилося с пучиною вод.
А у Блока просто: Предчувствую тебя, года проходят мимо...
Но когда эту фишку просечешь, и Незнакомка воспринимается по-другому: веют древними поверьями ее упругие шелка ... вижу берег очарованный И очарованную даль. И по-другому воспринимаешь, когда он пишет: В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне, а не «ключ доступен», к примеру, ведь незнакомая проститутка ему никаких ключей не вручала.
Ну и четвертое измерение, личное - скорее не измерение, а просто совпадение.
Эта религия - гностицизм, а имя богини - София Гностическая. Или София Пистис.

Reply

redmay14 October 28 2021, 06:39:29 UTC
Именно поэтому я и не люблю чужие стихи :))

В стихах очень важен контекст.

Вот смотрите: здесь все резиденты понимают, что я из себя представляю, каков мой трек рекорд, что из себя представляют мои музы. В результате я могу буквально несколькими словами пробудить в читателе сложные (но просчитанные!) образы и эмоции. В чужих стихах у нас есть костыли в виде комментариев литературоведов, но! В стихе важна легкость. Когда за простой формой - сложное содержание. Комментарии убивают эту легкость. А без них мы имеем ключ, но не имеем двери.

Reply

sophia_picus October 28 2021, 07:03:31 UTC
Ну и что!
Недостатком это становится только, если произведение вообще нельзя понять без контекста.
Легкость - это в первую очередь язык. Стиль, форма. И ее воспринимаешь несмотря на глубину или убогость содержания.
Никита Михалков вообще бредятину снимает, но стилист офигенный, его фильмы и смотреть не хочется, но если случайно на них попадаешь - то западаешь. То же самое у Тургенева и Бунина.
Или у Маяковского:
Посреди
винтовок
и орудий голосища
Москва -
островком,
и мы на островке.
Мы -
голодные,
мы -
нищие,
с Лениным в башке
и с наганом в руке.
(Кстати, в этом вашем Стихе ночи, я сразу хотела написать, но отвлеклась - есть стилистика маяковская).

А если потом раскрываются разные дискурсы - это как послевкусие от вина. Сложного букета может не быть, но когда есть - классно.

А вот у Бродского до фига и аллюзий, и дискурсов - а форма ужасная. Не комментарии легкость убивают, а язык.

Reply

redmay14 October 28 2021, 07:14:29 UTC
Без Маяковского нам, пролетарским поэтам, никак!
Он, можно сказать, и создал пролетарскую поэзию.

Это к слову о контексте. Вот не советский человек этого бы не уловил. А это - одна из дверей к набору образов :))

Reply

sophia_picus October 28 2021, 07:21:54 UTC
Вот видите, все мы живем в культурном контексте.
А Маяковского я обожаю как стилиста, хотя он очень злободневен и почти весь его дискурс устарел. Но в его ананасы и рябчиков и тому подобное, кажется, будут бесконечно играться.

Reply

redmay14 October 28 2021, 07:34:51 UTC
Маяковский очень крут, конечно. Как поэт :)) Как человек - очень нет :)) Как и другие поэты :))

Собственно, поэзия это и есть стилистика. Я в свое время прочитал увлекательную книжку товарища Гаспарова. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Очень толковый товарищ. И авторитетный.
Так вот его тезис был в том, что стих это попросту слова, выстроенные лесенкой :)) Все остальные атрибуты могут отличаться.

Reply

sophia_picus October 28 2021, 07:55:06 UTC
Да и выстраивание лесенкой не обязательно. Вы же сами называете Вождя поэтом.
Только не кажется ли вам, что Вождя-поэта подменили? Профессором Выбегалло?

Reply

redmay14 October 28 2021, 08:11:34 UTC
Да, запал спал, пожалуй.
Раньше товарищ Сколов прямо целые куски текста писал белым стихом.
Уж не знаю, что причина: то ли разочаровался в нас, то ли Дорожка его отвлекала, то ли он как-то академизировался и стал создавать полное собрание своих сочинений...

Reply


Leave a comment

Up