Учимся мыслить: как делать корректные сравнения

Jun 17, 2019 23:59


Представьте, что вам надо сравнить динамику развития какой-либо системы с возможными альтернативами. В данном случае - сравнить социалистический сценарий развития России в XX веке с другими вариантами.

Пожалуйста, не надо поступать как вас учили в советских школах и институтах. «Рост на 2500% по сравнению с уровнем 1913 года» - это не сравнение, а манипуляция. И когда Путин выступает с докладами о росте показателей по сравнению с уровнем 1999 года - это такая же манипуляция, которая в действительности говорить лишь о том, что ситуация не ухудшилась по сравнению с 1999 годом.

Как выглядит корректное сравнение? Для этого рассматривается несколько вероятных сценариев:

1. Базовый сценарий (в нашем случае - социалистическое развитие в той форме, какая имело место в СССР).

1а.. Модификации базового сценария, например продолжение НЭП вместо индустриализации, продолжение сталинского курса вместо хрущевской политики и т.д.

2. Поражение февральской и октябрьской революций 1917 года, монархическая реакция. Ограничение гражданских свобод, ликвидация революционных активистов (в том числе с депортацией сбежавших с Лондон или Женеву), подрыв экономической и социальной базы революционного движения (как буржуазного, так и социалистического): национализация или изъятие в пользу роялистов тех предприятий, чьи хозяева приветствовали ликвидацию монархии, подавление рабочего движения..

3. Победа февральской революции и поражение октябрьской, победителем выходит национальная буржуазия. Далее возможны два варианта:



а) национальная буржуазия проводит националистическую политику, экспроприирует иностранные капиталы, пытается развиваться за счёт внутренних ресурсов. Устанавливает жёсткую протекционистскую политику а-ля довоенная Япония, эксплуатирует рабочих и крестьян, чтобы на вырученные средства закупать промышленное оборудование (а-ля сталинский СССР);

б) национальная буржуазия балансирует между интересами местного и зарубежного капитала. Проводит умеренно-протекционистскую политику, создает совместные предприятия с иностранными промышленниками, формируются инвестиционные фонды (частные или государственные);

в) национальная буржуазия оттеснена на второй план, в стране царит зарубежный капитал. Страна используется в качестве поставщика сырья или сборочного цеха (без передачи технологий).

И после того как все эти вариантов будут просчитаны, можно будет сделать вывод о том, лучше или хуже данный сценарий по сравнению с альтернативами.

Вы можете развить каждый сценарий сами, а также дополнить список. Обратите внимание на то, что сценария «страна по всем показателям остаётся на уровне 1913 года» тут нет и быть не может. Страна не могла застыть на том уровне. Когда такими вещами грешат люди, которые называют себя диалектиками (а диалектика  - это вид логики, который фокусируется на изменениях и развитии систем) - и им даже в голову не приходит, что фраза «промышленное производство выросло на X% с того-то года» означает сравнение динамического значения со статическим и на самом деле здесь значение прироста сравнивается с пустотой - тут дискуссии уже излишни. Ещё можно было бы понять, если бы такие трюки делались для сознательной манипуляции. Но боюсь, любители сравнивать 1990 год с 1913-м даже не понимают, что это манипуляция. Уйдя в массы, манипуляция цифрами перестала быть манипуляцией, ей поверили и уже на полном серьезе взяли на вооружение.

Previous post Next post
Up