И живые позавидуют мертвым!

Jan 11, 2018 21:50


В первобытность на оленях мы пронесемся в жуткий мрак,
А ты давно уж на коленях и не заметил просто как…
С неба упадут лягушки, их подадут вам на обед.
А где, спросите, ваши души? Их давно в помине нет,
И мораль твоя нетверда, жди и скоро будет так:
Живые будут завидовать мертвым.

"Монгол Шуудан" (https://www.youtube.com/watch?v=tb1LUYQIS6c)

Уже несколько лет, как я стал замечать склонность наших граждан к нытью. Я и сам к нему временами склонен, так что в декабре 1998 года мои знакомые рок-музыканты (муж и жена) сказали мне: "ты такой молодой, красивый, умный и перспективный, что ж ты так мрачно настроен?"
Помнится, я растерялся, хотя мне было приятно, что меня назвали красивым)).
Любимой моей рок-песней тогда был "Апокалипсис" от "Черного обелиска": https://www.youtube.com/watch?v=v-t0prs17Yk
А мои новые знакомые надо мной из-за этого посмеивались. Еще я помню, как в советских книжках писали про западную массовую культуру: мол, пристрастие к ужасам и фильмам о зомби - это от неуверенности в завтрашнем дне, а у советского человека уверенности что в 1937, что в 1942, что в 1953, в 1968, 1983 или 1989 годах - хоть отбавляй.

Я помню, как читал статью Кагарлицкого "Износ-2": https://vz.ru/columns/2006/3/16/26034.html
А потом с удивлением замечал незначительность реального упадка инфраструктуры. Не то, чтобы его не было. Однако я всегда помнил отца пилота американского вертолета в Ираке, который говорил СМИ, что в падении оного виноват не его сын, а сам вертолет, потому что ему было 35 лет, а я-то думал, что у них все новенькое и блестящее.
Люди всегда и всем везде недовольны - это некая социальная закономерность.
Однако постоянное недовольство россиян всем и вся, мрачное остервенение и погуливающее ощущение, что "пусть лучше ужасный конец, чем ужас без конца", стали вызывать у меня стойкое убеждение, что это некая национальная культурная черта, а вовсе не ситуативная реакция.


Поделившись таким наблюдением с моим френдом ruloncheg-ом, я получил от него дельный совет: ознакомиться с писаниями басурманской исследовательницы Нэнси Рис, что я не преминул сделать: http://www.fedy-diary.ru/html/112010/20112010-04a.html

Нэнси пишет много занятного. В частности, она отмечает:

"я сторонница идеи о том, что культура эпохи социализма (и даже сталинская тоталитарная культура) не смогла вытеснить собой или "вытравить" традиционную русскую культуру, потому что сама была "скроена", насквозь "прошита" и сформирована этой самой культурой. (См. замечание Пьера Бурдье (Bourdieu and Wacquant 1992: 102) по поводу заведомой ограниченности тоталитарных институтов. Михаил Эпштейн (Epstein 1991: 72) выделяет в советской идеологии несколько уровней - марксистско-ленинский, славянофильский, просвещенческий, популистский, утопический и другие, - показывая, что эта идеология, претендовавшая на положение системы-гегемона, представляла собой на самом деле "попурри" из разнообразных - и подчас противоположных по направленности - доктрин.)".

В самом деле, самые правоверные российские марксисты зачастую проявляют прямо-таки филофейско-крижаничевскую веру в то, что Октябрьская революция и существование СССР  стали какой-то небывалой страницей мировой истории, так что теперь надо постоянно стремиться "возродить" этот передовой опыт, а стоит заикнуться о косяках на этом светлом пути, которые хорошо бы не повторять, как услышишь в ответ, что альтернатив не было, что просто так получилось и т.д.

И все это очень странно слышать от людей, которые принципиально должны быть антидогматичны и склонны к постоянной ревизии своих воззрений.

А тут недавно я вел дискуссию в дружественном сообществе: https://com-discussion.livejournal.com/22744.html#comments

И когда оппонент изрек:
"Сырные продукты, творожные продукты, молочные продукты в т. ч. мороженое, йогурты, "взбитые сливки" и все торты на их основе, прессованные чипсы, соевая колбаса и сосиски, бройлерные куры, накаченные анаболиками коровы, хлеб, произведенный по ускоренной технологии из низкокачественной муки с улучшителями. Все продукты, кторые идут со слоганом "со вкусом" чего-то. Все это наносит страшный вред здоровью...
...продолжительность жизни... уже перестала расти. Сейчас люди, родившиеся пред войной, живут дольше своих детей. Это люди прошедшие жесточайший естественный отбор.Еще живы 100-летние ветераны войны. И это во всем мире. Они и поднимают статистику" - я потерял дар речи, в том смысле, что не знал, как продолжать дискуссию.
Но, почитав Нэнси Рис, решил накропать данный пост, который и стал моим общим "экзистенциальным" ответом.))

Нэнси фактически приходит к выводу, что трудная жизнь советских людей - это вторично, первично же само отношение к жизни, изобилующее литаниями (воззваниями к высшим силам) и ламентациями (жалобными молитвами, плачем).

"Однажды мартовским вечером 1990 г. мы с друзьями собрались за праздничным столом; как часто бывало, разговоры о "полной разрухе" почти вытеснили все другие темы. "Ты знаешь, что сейчас в Калужской области все по карточкам?" - "У меня родители в Киеве уже сами сажают картошку". - "Говорят, теперь в колбасе одни пестициды, гормоны и чернобыльская радиация; детям ее нельзя давать, а все равно покупают - народ истосковался по мясу". - "Полная разруха". "Да, - сказал один молодой человек, работавший на железной дороге. - Я на работе слышал: приезжали какие-то японцы проверять наши железные дороги, посмотрели и сказали, что в жизни не видели такого кошмара - насыпи сползают, рельсы в ужасном состоянии. Говорят ждите катастроф, особенно на ленинградском направлении, оно особенно перегружено". "Да, - протянул другой гость, - полнейший распад". В какой-то момент я наивно попыталась втиснуться в эту литанию: "Что можно сделать, чтобы все это исправить?" Мой вопрос был встречен молчанием; тогда я не понимала ритуальной сущности подобной реакции."

Очень знакомые описания, не правда ли?!

Правда, современные люди знают, как все исправить: чтоб не настал конец света, нужно выбрать Президентом России Павла Грудинина!
Некоторые советуют Навального, но его не допустили к выборам.
В 1991 году тоже был известен рецепт: Ельцин поможет во всем.

Это не мои домыслы, вот что пишут:

"пришло, наконец, время перемен - дальше страна в том виде, в котором ее выстраивал по либеральным лекалам Путин, существовать не может. Народ и общество поняли это бесповоротно и окончательно - поэтому и появился Грудинин, в котором люди с первого взгляда узнали свой шанс изменить жизнь к лучшему"//https://com-discussion.livejournal.com/29313.html

И тут у меня воспоминания о песне Бориса Гребенщикова, прям про наши события:

"Он скуп на слова, как де Ниро;
С ним спорит только больной.
Его не проведешь на мякине,
Он знает ходы под землей.
Небо рухнет на землю,
Перестанет расти трава -
Он придет и молча поправит все,Человек из Кемерова."

Грудинин, правда, москвич, но дело не в этом: с чего вдруг все так уверовали во всесилие того или иного кандидата? Что конкретно сможет улучшить даже самый лучший кандидат (к слову, я и сам собираюсь голосовать за Грудинина)?
Вот смотрю я его предвыборную программу (https://com-discussion.livejournal.com/29054.html), и она меня разочаровывает. Но так как я давно стараюсь слишком многого не ждать от жизни, то и разочарование не столь фатально, как может быть у тех россиян, которые слишком уж чем-то увлечены и очарованы.

Вернемся все же к нашей Нэнси и ее наблюдениям.

"Слова "полная разруха" и аналогичные фразы типа "полный развал" или "распад" постоянно звучали лейтмотивом разговоров в кругу многих моих московских знакомых. "Полный распад" заключал в себе все, что рушилось в тогдашнем российском обществе; это был дискурсивный знак эскалации преступности, исчезновения товаров с прилавков магазинов, экологических катастроф, падения производства, этнических конфликтов на Кавказе, "деградации" искусства, распространения порнографии и других проявлений безнравственности, которые видели повсюду. Хотя почву для разговоров такого содержания в изобилии давали происходившие тогда перемены и острота социальных проблем, но то, как люди говорили друг с другом на эти темы, как расцвечивали свои повествования собственными эмоциями и деталями из личного опыта, служило к созданию весьма специфического, сугубо местного ощущения реальности. "Полная разруха" превратилась в фольклорный жанр со своей структурой (литания), особым общим настроем (предчувствие еще худшего), сосредоточенностью на определенных темах (чем больше крови и ужасов, тем лучше) и ожиданием определенной реакции со стороны слушателей (встревоженное удивление). К тому же, эти истории объединяли людей одинаковым переживанием текущего момента и давали им чувство общей судьбы".

"Наталья Викторовна готовила салат и бутерброды с плавленым сыром и по ходу дела говорила, а я сидела за кухонным столом и слушала. Примерно полчаса она перечисляла насущные проблемы России, вела речь о нехватке товаров и продуктов, коррумпированности властей, росте преступности, неумении русских работать, затем снова о дефиците. В какой-то момент она перестала резать капусту и, выразительно размахивая ножом, сказала следующее:
"Вот такая у нас жизнь, настоящий театр абсурда. Такого не может быть ни в одной цивилизованной стране, ни в Америке, нигде. Ты понимаешь, каково людям, когда нет аспирина, нет инсулина? Мясо, что я последний раз видела в магазине, было уже полусгнившее и по такой цене, что кто может его себе позволить? Наша родина такая несчастная, такая несчастная".
После этого она начала все сначала, приводя новые яркие примеры советской неэффективности и коррупции среди чиновников, жалуясь на вызванный перестройкой упадок социальной сферы и на гибель прежних ценностей. Литания прекратилась, только когда я собралась уходить; Наталья Викторовна пригласила меня приходить еще и на прощание сказала.- "С моей пенсией я не могу угостить тебя получше, но так приятно с кем-то поговорить. Ты не обыкновенная иностранка - ты понимаешь российскую жизнь, понимаешь, как мы живем".
Слышанные мною литании могли быть, вроде речей Натальи Викторовны, долгими и подробными, построенными из отдельных связанных с темой сегментов, причем составлять такой сегмент могла и одна-единственная фраза. Например, один ветеран войны, инженер лет под семьдесят, уверял меня, что вообще-то он по натуре оптимист, верит в прогресс и ожидает лучшего. Вдруг посреди разговора он на мгновение задумался и сказал: "Но иногда поглядишь вокруг и увидишь всю эту дикость, все это варварство, пьянство, разложение, эту преступность... Да, трудно не потерять надежду". Он произнес пять ключевых слов с типичной протяжной интонацией, поднимавшей такой комментарий до уровня литании".

"Однажды холодным декабрьским утром старая бабушка, мать главы семьи, вышла из дому с авоськой в руках Перевалило за полдень, а ее все не было "Где бабушка?" - спросил кто-то "Пошла за сахаром", - был ответ. Наконец под вечер бабушка появилась, неся в авоське килограмм сахару. Старушка девять часов стояла в очереди, чтобы купить по своей продуктовой карточке кило песку. Весь вечер и весь следующий день американская гостья слышала, как семья рассказывала эту историю по телефону всем знакомым. Те передавали ее своим друзьям и знакомым "Бабушка целый день стояла в очереди".
Этими многочисленными рассказами бабушка была как бы возведена в ранг святой".

Нэнси не уходит в далекие дебри, а мне вот все вспоминаются два известных высказывания Ленина и Сталина, демонстрирующих их типичное российское нытье:

"из 10½ миллионов евреев на всем свете немного более половины живет в Галиции и России, отсталых, полудиких странах, держащих евреев насилием в положении касты. Другая половина живет в цивилизованном мире"//https://ru.wikisource.org/wiki/Критические_заметки_по_национальному_вопросу_(Ленин) - полудикие страны и цивилизованный мир - какие знакомые по концу 1980-х клише! Галиция у Ленина даже стала страной, так он увлекся!

"История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все - за отсталость. За отсталость военную, за отсталость культурную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную"//http://grachev62.narod.ru/stalin/t13/t13_06.htm

Тут, конечно, бред на бреде: монголы били Древнюю Русь, а "старая Россия" сформировалась при Иване Третьем, а вскоре Иван Четвертый разгромил остатки ордынской государственности; турки били Россию в период могущества Порты, когда она била Австрию и Польшу, но в 18 веке Россия стала бить турок; польско-литовские паны били Русь в период Смуты; англо-французы добились ограниченного успеха в Крымскую войну, а в точках их высадки в разных регионах им маленько накостыляли; японцы - да, разбили русскую армию и флот - но не из-за особой отсталости, а так разово получилось. Ленин, конечно, написал тогда статью про гнилость царского режима, но это же все общие фразы.

И общее в них одно: где-то далеко есть город золотой, где сплошь все цивилизованные, "одетые во все заграничное" (С), там никто не знает поражений, член стоит до 100 лет, а живут вовсе вечно.

А такие мечты, характерные для обывателей, не пристало проговаривать представителям научного социализма.

За Грудинина!, экономика, Российская Федерация, оптимизм, общество

Previous post Next post
Up