Крупнейший российский и один из ведущих мировых производителей хлористого калия березниковско-соликамская корпорация «Уралкалий» объявил результаты очередного buyback - обратного выкупа акций у акционеров. Наблюдатели недоумевают: а в чем подвох?
«Результаты buyback очень странные: «Уралкалий» потратил много денег, потерял инвестиционный кредитный рейтинг, но ни одна из возможных целей не достигнута: мажоритарные акционеры не вышли в cash, сделать частной компанию также не получилось», - цитируют, например, «Ведомости» мнение аналитика Raiffeisenbank Константина Юминова.
«Теоретически можно провести еще один выкуп на оставшиеся $400 млн по более привлекательным ценам, если все-таки стоит цель выкупить бумаги из свободного обращения: сумма зарезервирована на эти цели и рейтинговые агентства ее уже учли», - высказывает аналитик догадку.
Напомним, предполагалось выкупить почти 16 % акций, доведя тем самым долю ценных бумаг на балансе самого «Уралкалия» до 28 %. На эту цель Совет директоров корпорации направил $ 1,5 миллиарда, т.е. - по $ 3,2 за одну обыкновенную акцию и $ 16 за глобальную депозитарную расписку. Затем ожидалось, что акции с нынешнего buyback будут погашены, т.е. исключены из оборота.
Точно такие «байбеки» происходили в 2011-2012 годах. Но тогда даже самым сторонним наблюдателям было очевидно: корпорация, помогала своим мажоритариям решить их финансовые проблемы.
Сейчас, исходя из общей суммы «байбека», ограничений на объёмы и сроки выкупа (в частности, если бы биржевая цена упала ниже $ 3.2, к выкупу могло быть предъявлено значительное количество акций, и компания выкупала бы акции у всех желающих, но не полностью, а пропорционально), нетрудно понять, что нынешний байбек - не халява. А продуманная, надо полагать, тактика.
Настолько продуманная и довольно неожиданная, что эксперты калийного рынка и просто обыватели, заинтересованные в калийных акциях, категорически разошлись в оценках затеянной процедуры, её последствий для «Уралкалия» и, самое важное, в традиционном вопросе: а кому оно выгодно?
Больше всего критических стрел полетело в крупных акционеров, которые смогут по хорошей цене избавиться от части акций и получить как бы компенсации за невыплаченные по итогам 2014 года дивиденды из-за изменения в дивидендной политике компании. Ранее компания обязалась 50% чистой прибыли возвращать в виде дивидендов акционерам. Все изменил 2014 год - бумажные убытки из-за курсовых разниц не позволяют выплачивать дивиденды (за 2014 год чистый убыток «Уралкалия» составил $ 631 миллион против $ 666 прибыли в предыдущем году). Поэтому отныне все будет определяться Советом директоров.
Следует отметить, прежняя дивидендная политика была совершенно оправдана для тех времён, когда «Уралкалий» контролировался Дмитрием Рыболовлевым. Удачно сократив в 2004 голу число миноритариев пиаровским объявлением о преобразовании «Уралкалия» из ОАО в ООО, Рыболовлев моментально стал главным собственником корпорации, а затем получал львиную долю дивидендов. Не считая периодические займы у своей же компании на пару сотен миллионов сверху.
Хотя Рыболовлев уже давненько вышел из игры и занимается развитием биотехнологических производств в уютной Европе, восприятие его корыстной, прямо признаем, тактики автоматически переносилось на наследников калийного престола. Первоначально так и выглядело: новые собственники, сами обременённые немалыми кредиторскими задолженностями, получая дивиденды, направляли их на погашение этих своих задолженностей.
Но! Во-первых, «Уралкалий» объявил об изменении дивидендной политики - теперь дивиденды будут поступать только тогда, когда это станет возможно по финансовому положению компании без вреда реализации сверхамбициозной инвестиционной программы. А это, без малого 300 миллиардов рублей на ближайшие 6 лет.
Т.е. фактически нынешний buyback - деловое предложением всем акционерам выйти из игры, не дожидаясь, когда с моря задует свежий запах дивидендов. У акционеров - особенно, миноритарных - появилась возможность переждать наступившие, по понятным причинам, нелёгкие времена.
У мажоритарных акционеров, среди которых уместно назвать «Онэксим» с 27 % акций и «Уралхим» с 20 % акций, тоже появилась такая возможность - отойти в сторонку, пока восстановится равновесие на мировом калийном рыке. Но тут произошло «во-вторых»: «Уралхим» объявил, что отказывается от участия в buyback. При всей своей нелёгкой финансовой ситуации. Фактически - уступая место для участия в buyback тем же самым миноритариям. «Онэксим» от bayback не отказался и часть акций сдал, но, по информации из открытых источников, в дальнейшем сохранит за собой блокирующий пакет.
Жест выглядел расчётливо благородным. Крупные акционеры, в отличие от миноритариев, обладают большей подушкой безопасности и способны нести некоторые потери, и без дивидендов, и без bayback. Сотни же миноритариев подобной подушкой не обладают.
Расчётливость же этого благородства просчитывается так же просто: выкуп и погашение почти 16 % акций позволил бы поддержать биржевой курс акций, обеспечить текущие потребности «Уралкалия» в финансировании инвестпланов (если не отстёгивать регулярно на дивиденды, ведь калийный бизнес - дело сверхзатратное) и создаст корпорации дополнительные конкурентные преимущества. В сравнении, например, с государственным «Беларуськалием», который в этом году нещадно демпингует на мировых рынках и создаёт трудности всем игрокам калийного рынка.
Выполнить план, как уже было сказано, полностью не удалось. Как уже было сказано, «Уралкалий» выкупит не почти 16, а менее 12 % акций и потратит на них не $ 1,5 миллиарда, а сэкономит $ 400 миллионов. Ну и зачем, удивляются околокалийные специалисты? От миноритариев не избавились, мажоритарии ничего особо не заработали…
Однако, отметим, что сейчас Совет директоров (представляющий, понятно, основных собственников корпорации) получил полное моральное основание дальнейшей дивидендной политики: всех предупреждали, всем предлагали, жаловаться более не на кого. Командный дух, о котором много гордятся в «Уралкалии», не будет подорван. Кто не сбежал с корабля в трудные времена, готов подождать - тому в будущем и воздастся. Сигнал более чем отчетлив. Это во-первых.
Во-вторых, подсчитали специалисты, если будут погашены 11,89% акций, доля «Уралхима» вырастет до 22,6%, CIC - до 14,2%, После погашения всех квазиказначейских акций доля «Онэксима» может составить 26,6%, «Уралхима» - 26,5%, CIC - 16,6%. Количество акций в свободном обращении вырастет с 27,8 до 30,4%, Таким образом «Уралхим» из младшего партнёра «Онэксима» становится равным (это логично - практически весь нынешний топ-менеджмент калийной компании - выходцы из «Уралхима», начиная с генерального директора Дмитрия Осипова).
Т.е. на самом деле - можно было бы догадаться давным-давно - «Онэксим» Михаила Прохорова играет в калийной истории роль стратегического резерва, помощника и поддержки, а вот владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин продолжает методичное строительство крупнейшей мегакорпорации по производству минеральных удобрений.
По мнению аналитиков, ничего особо страшного калийной российской компании не угрожает. По данным на апрель 2015 года на счетах «Уралкалия» были аккумулированы $ 2,5 миллиарда. Напомним также, в марте Совет директоров одобрил инвестпрограмму на 300 миллиардов рублей до 2020 года включительно, которая позволит компании сохранить свои позиции на рынке.
При том условии, полагают аналитики, что акционеры ещё некоторое время обойдутся без дивидендов или удовлетворятся меньшим их объёмом. Даже если учесть, что $ 400 миллионов от «байбека» сэкономили.
В былинные времена да другие компании при малейших трудностях тысячами выводили работников в простои. Сейчас, судя по всему, пришло время ужаться акционерам. Взамен можно было получить компенсацию. Мажоритарии уступили дорогу. Довольно дружелюбный buyback.
И тот, кто из игры не вышел, что ж… - получилась наглядная демонстрация верности и преданности «Уралкалию», веры в светлое калийное будущее. И сплочения вокруг Совета директоров. Никакая PR-кампания, которыми увлекался не так давно, прежний калийный менеджмент, такого эффекта дать не могла бы.
Между тем, уже в минувшую субботу, 30 мая «Уралхим» и «Уралкалий» совместно провели в Березниках масштабное празднование Дня химика. Как сказано в разосланных по редакциям СМИ приглашениях: «большой городской фестиваль с участием звёзд российской эстрады». Buyback завершился с большим успехом, почему бы и не отпраздновать?
Автор - шеф-редактор проекта
«Иная газета»Блог Андрея Лучникова в Живом Журнале Литературные произведения Андрея Лучникова Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:
+
Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
См.
также Если вам понравилась запись, сообщите об этом:
R861936957636
Z314524388182