Text by Денис Драгунский
У нас в классе была очень боевая девчонка, Ира Платонова. Однажды она спросила учительницу истории и обществоведения, спросила громко, радостно и весело:
- А вот у нас государство рабочих и крестьян, да?
- Конечно! - так же лучезарно ответила учительница.
- А почему тогда министры и разные товарищи из ЦК получают зарплату в десять раз больше, чем рабочие и крестьяне?
- Значит, Ира, их труд так высоко оценивается, - строго сказала учительница.
- Кем? - спросила Ира Платонова. - Кто эти оценщики?
Учительница замолчала, обдумывая ответ.
- Сами себя и оценивают! - сказала Ирка. - Во устроились!
И засмеялась девчонским подростковым басом.
О спасительный звонок на перемену…
Разговор шел о диктатуре пролетариата.
Мы - в восьмом классе дело было, нам было по 15 лет примерно, мы были вдумчивые ребята, на дворе был 1966 год, на нашей памяти вытаскивали Сталина из Мавзолея, а потом снимали Хрущева «за волюнтаризм» - страна жила политикой, и нам все это было жутко интересно. И не только подробности и анекдоты, но и общие вопросы тоже.
Особенно загадочная пролетарская диктатура. То есть вообще, философски-диалектически - понятно. А так - нет. Прямо как в анекдоте про любовь к помидорам. Мы ломали себе голову до полного тумана в мозгах и доводили нашу добрую учительницу простыми вопросами: как конкретно пролетариат осуществляет свою диктатуру?
Как у Маяковского - «землю попашет, попишет стихи» (ну не стихи, а законы)? Но нам объясняли, что это художественный образ, а если реально - то недопустимое упрощение. Нужны специалисты, образованные люди, которые правильно понимают интересы рабочего класса и трудового народа и управляют страной в соответствии с вечнозеленым учением Маркса - Энгельса - Ленина.
В общем, пришлось смириться с диалектикой. Не по Гегелю, так по Афанасьеву и Спиркину. Тем более что довольно скоро подоспела новая Конституция СССР, которую народ ласково называл лёнинской.
Помню, в 1980-м примерно году я разговаривал по телефону с одной молодой женщиной. Она жаловалась на жизнь. Хотя разговор был чисто деловой - о научных публикациях.
Она была из далекого городка, из рабочей семьи. С трудом, с третьего раза поступила в университет, отлично училась, получила красный диплом. Но самое желанное распределение - в какой-то знаменитый НИИ - получила не она, а какая-то дочка. Добро бы дочка академика, а то - какого-то режиссера.
- Правда, - честно добавила она, - у этой кралечки тоже был красный диплом.
- Ну вот, - вздохнул я, - значит, у вас были равные права.
- Как это равные? - возмутилась она. - У нас государство рабочих и крестьян!
- Увы, нет, - сказал я.
- Как это нет? - она чуть не закричала.
- Очень просто, - сказал я. - Откройте Конституцию. С 1977 года мы с вами живем в общенародном социалистическом государстве.
- Тьфу! - сказала она и бросила трубку.
Действительно, обидно. С детства тебе морочили голову рабоче-крестьянской идеологией, ты маршировал под красным флагом, бил в барабан и пел «мы пионеры, дети рабочих» - но когда ты наконец пробился к раздаче и потребовал свою пролетарскую порцию, тебя отпихнули: «Ну-ка в порядке общей очереди! Государство у нас теперь не пролетарское, а всехнее!»
В позднесоветское время о диктатуре пролетариата совершенно забыли. Чья при Брежневе была диктатура - крупного или мелкого начальства, - не совсем понятно. Но уж не пролетариата точно. Тем более что сам пролетариат, все еще оставаясь рабочим классом, - это немаловажно, это прошу отметить! - быстро обуржуазивался.
Но на Маркса с Лениным где сядешь, там и слезешь. Они зря не скажут. Сбылась мечта марксиста-ортодокса: диктатура пролетариата возникла вновь.
В ужасающем, прямом и непосредственном виде. (Я благодарен своей давней коллеге, филологу-классику О.С., в разговоре с которой родились эти мысли.)
Всему виной трижды проклятая цифровая революция. Интернет. Социальные сети. Улица безъязыкая стала петь и разговаривать. Не беда, что интернетом активно пользуются менее половины наших сограждан. Зато интернет, особенно «Одноклассники» и «ВКонтакте», стал мощным средством для понимания запросов широких пролетарских масс.
На эти запросы тут же откликнулось телевидение. Оно немедленно утратило свою советскую функцию просвещения пролетариата. В нашем недоразвитом и плохо дифференцированном потребительском обществе телепередача (любая, кроме госпропаганды) - это всего лишь липучка, которая заставляет пролетариат сидеть и смотреть рекламные ролики. Втюхивание которых в пролетарские мозги и является целью и смыслом работы ТВ (кроме госпропаганды, повторяю). Ну а что хочет смотреть пролетариат - ясно: про инцест и каннибализм в каждой семье. Поскольку именно эти две вещи были запрещены культурой еще на заре развития человечества. А культурная узда, сами понимаете, жмет.
Ну и все прочие мелкие уздечки тоже мешают. Хочется громко ругаться матом, драться с соседом, гнобить всех чужаков, щелкать семечки, кидая шелуху мимо урны, пить пивечко и ходить в трениках.
Тут нужно уточнение. Марксисты немножко напутали (уж не знаю, случайно или нарочно), когда поставили знак равенства между рабочим классом и пролетариатом. Все-таки это вещи очень разные. Что такое рабочий класс - понятно. А пролетариат? Люди, от которых, по латинской этимологии, нет никакого проку, кроме потомства (proles)? По-латыни слово proletarius имеет три значения: «производящий потомство», «простонародный» и «неимущий, не платящий налогов, но лично свободный» (в рамках так называемых законов Сервия Туллия, что уже для Древнего Рима было устаревшей правовой системой).
Увы, так называемый промышленный пролетариат, а тем более «организованный и сознательный рабочий класс» - дело прошлое. В нынешней России его практически нет, поскольку нет прежних громадных заводов и фабрик. Те, кто раньше шел на завод, идут в офис, в магазин, в автосервис и в охрану. Разбухшая сфера услуг поглотила рабочий класс и отчасти сделала его нерабочим; превратила в людей, которые не производят даже услуг в простом и понятном смысле слова «услуга».
Современный российский пролетариат (неорганизованный и нерабочий) стал подозрительно похож на римских пролетариев. На тех, которые требовали хлеба и зрелищ, сидя в трениках (простите, в туниках) перед телеком (то есть на галерке Колизея).
Однако демократические ценности заставляют идти на поводу у подобных групп населения. Но это бы еще ничего, в Риме вон тоже устраивали даровые раздачи и императоры заискивали перед пролетариями.
Куда хуже другое. Пролетарская культура наступает.
О, это не та антибуржуазная культура, о которой мечтали прогрессивные интеллигенты начала ХХ века. Это не Горький и Маяковский, не Мартин Андерсен-Нексе, не Татлин и Клуцис. Не мода на сильное здоровое тело, как на картинах Дейнеки. Не проекты аккуратных соцгородков со спортплощадками, детсадами и фабриками-кухнями, то есть с новым бытом, который раскрепостит женщину. И уж подавно это не Дьердь Лукач, Антонио Грамши и прочие умники.
Нынешняя пролетарская культура - это торжество треников, семечек и пивечка. Это похабные ток-шоу, это вывешенные в соцсетях на всеобщее обозрение порноселфи, это бесстыжая политпропаганда, это безвкусица цветного трикотажа и конспирологических статей, бессмыслица сканвордов и законодательных инициатив.
Это возведенное в принцип хамство везде: на улице, в троллейбусе, во дворе, на телеэкране, в политике… Вот она, диктатура пролетариата постиндустриальной эпохи.
Пролетариат в отсутствие организованного, сознательного рабочего класса - зрелище ужасающее. Карл Маркс бы не обрадовался. А диктатура такого пролетариата - штука опасная прежде всего для тех, кто ее выращивает, кто ей потакает.
Источник Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:
+
Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
А это:
реклама