Раскисшая земля, в некоторых местах густо посыпанная гравием, в других - лужами. Дошатые или фанерные тротуары, местами крашеные, но, возможно, просто мокрые от беспрерывного дождя. Стражники в балахонах с остроконечными капюшонами. Промокшие и продрогшие горожане, кучкующиеся под навесами, иногда подпевая старинным песням и пританцовывая (не то от настроения, не то, чтобы согреться). Металличный перезвон кастрюлек и сковородок, закреплённых ради развлечения на деревянных колесах. Затейники, натужно радующие горожан, - натужно, потому что мокро и холодно, радующие - потому что праздник, ведь, и на скудное пропитание надо заработать.
Ах, если бы Алексей Юрьевич [Герман] не ушёл из жизни в феврале прошлого года! Наверняка, ведь, он нашёл бы причины и повод не выпускать на экраны свой последний (ставший, увы, посмертным) шедевр «Трудно быть богом» (авторское название - «Хроника Арканарской резни»). И, если бы Герман продолжил, трудно было бы ему найти более подходящей, полностью соответствующей стилю и духа фильма, съёмочной площадки, чем фестивальный городок «Белые ночи в Перми-2014».
Может быть даже, обогатился бы киноряд фильма ещё одним эпизодом. Ведь там, в кино всё грязь да мразь, но люди-то арканарские - всё равно люди. Человеки. Значит, без праздника никак невозможно, не бывает без праздника. А каков он, праздник в Арканаре, как там всё организовано, что там происходит?
Тут-то и могла бы Пермь внести свой, очень серьёзный, значительный, заметный вклад в историю кинематографа. Потому что, вот он, арканарский праздник - «Белые ночи в Перми-2014». Даже блекло-серая, во многих случаях - чёрная стилистика германовского произведения присутствует. Даже дождь, постоянно льющий на киноэкране у Германа. Например, 12 июня, когда в Перми был День города и, типо, День России, и за день до того, и за день до дня, который за день…
Впрочем, думаю, что на несколько экранных минут можно было даже от дождя отказаться (я, конечно, не силён в киносъёмках, но суждение смею иметь). И в прекрасную солнечную погоду, когда человеческая душа радуется на смеющихся детишек, довольно носящихся от перезванивающихся кастрюлями колес к верёвочному мамонту, и радостно удирающих с дощатого помоста по приказу мордастого стражника, даже и в эти дни «Белые ночи» (извините каламбур) производят только одно впечатление: праздник в Арканаре.
В том самом Арканаре, который Алексей Герман показал нам в фильме «Трудно быть богом». Отсутствие дождя, солнечный свет были бы прекрасным контрастом для всей картины. Аффирмацией того, что Арканар, он - Арканар и есть. И в снег, и в зной, и в дождик проливной. Очень, очень, очень жаль, что великий кинематографист не дожил, не увидел, не оценил, не переложил увиденное на холст.
С каноническим текстом Стругацких тоже нетрудно найти перекличку. Откройте книгу. Глава пятая. «Ещё совсем недавно двор Арканарских королей был одним из самых просвещённых в Империи. При дворе содержались учёные, в большинстве, конечно, шарлатаны, но и такие как… Были при Арканарском дворе и поэты, в большинстве блюдолизы, но и такие как… Были при дворе и великолепные артисты, танцоры, певцы. Замечательные художники покрывали стены нетускнеющими фресками, славные скульпторы украшали своим творениями дворцовые парки…».
То есть, нет, конечно, да, слышал Ваш корреспондент иные, более мягкие, оценки.
«Я так понял, это [фестивальный городок на эспланаде - Авт.] - большая игровая площадка для детей. И место прогулок беременных женщин», - заметил знакомый арканарс… пардон, пермский журналист.
Ну да, ну да. Детям нравится. Особенно маленьким. Моя младшая была в восторге. Она всегда в восторге, если есть, где попрыгать и что покрутить, разве что из-за отсутствия «Экспериментариума» расстроилась. И на День города-России не пошла, потому что холодно и дождь.
«Они просто не умеют, - сказал знакомый специалист по развлекательной индустрии Аркана… пардон, Перми, - Некипелов [Вадим Некипелов - директор фирмы «Интерсфера», выигравшей конкурс на право стать организатором «Белых ночей в Перми» в 2014 году - Авт.] - специалист по корпоративам, и делает всё как корпоратив».
Ну да, ну да. Кстати, злые языки бают, что пермский министр культуры Игорь Гладнев, с таким актёрским пафосом объявивший в прошлом году «Белые ночи в Перми» закрытыми, в доминистерские годы актёрского безденежья активно сотрудничал именно с Некипеловым. Потому, сплетничают злопыхатели, «Интерсфера» и сумела выиграть конкурс. Наверняка, врут. Но на тупой корпоратив действительно очень похоже. Разница только - не бывает корпоративов длительностью в месяц, и на корпоративах (равно как на свадьбах и прочих масскультурных мероприятиях) не запрещён алкоголь. Что - любому тамаде известно - сильно облегчает «работу» организатора.
Впрочем, лично мне в этом смысле интересно иное. Прошлогодние «Белые ночи», - за которые запинали Марата Гельмана, чуть-чуть не раскрыли коррупционный заговор «еврейской мафии» Гельмана-Мильграма-Гурфинкеля, едва-едва не послали (усилиями любимых госдепутатов Пушкова и Трапезникова) в досрочную отставку Виктора Басаргина и пр., - всё это обошлось краевому и пермскому городскому бюджету примерно в 200 миллионов рублей. Нынешние «Белые ночи» стоят обоим бюджетам столько же. Ровно столько же (плюс-минус, с учётом затрат муниципальных бюджетов, скорее, плюс).
Вместо «культурной столицы Европы» (хрен с ней, с необоснованной амбициозностью затеи) - Арканар. За те же деньги. Невооружённым глазом видно, что даже строительство нынешнего фестивального городка в сравнении с прошлогодним - в несколько раз дешевле. Не говоря уже о «культурной» программе. Но деньги из бюджета - те же. Значит, распил, отпил и откат - много больше, чем у самой корыстной «еврейской мафии»? Не, не так?
Где подозрительность справедливых правоохранителей? Где праведный гнев депутатов? Где, наконец, обличения из пермских, свободных, независимых, честных и бескорыстных пермских медиа? Один только Дмитрий Торбеев заикнулся, мол, Гельман, вернись, но так… в частном порядке, в Фасбуке. Где, наконец, принципиальная позиция граждански активной общественности?
- На праздник ходил? - спросил Ваш корреспондент нечаянно встреченного в районе эспланады знакомого арканар… пардон, пермского общественного деятеля, активно высказывавшегося в прошлый год по поводу Гельмана.
- Скажешь тоже, - улыбнулся общественный деятель.
Арканар.
Б.Стругацкие, «Трудно быть богом», глава 1: «А ведь мы ходим по краешку трясины. Оступился - и в грязь, всю жизнь не отмоешься. Горан Ируканский в «Истории Пришествия писал: «Когда бог, спустившись с неба, вышел к народу из Питанских болот, ноги его были в грязи».
Не могу утверждать, что там в Ирукане, но мои ботинки после посещения фестивального городка «Белых ночей» пришлось долго чистить.
PS. Точно могу сказать: в 2015 году «Белые ночи в Перми» непременно будут. Напрасны предостережения пермских коллег-журналистов, мол, вот вы наезжаете на «Белые ночи», вы что, хотите, чтобы их больше не было? Будут они. И в 2015 году, и в 2016, и… В общем, будут. Это раньше «Белые ночи» были культурным проектом, политическим проектом, актом культурной революции. А теперь это - финансовый поток. Какой же дурак его будет перекрывать?
PPS. Ваш корреспондент был бы совсем неправ, если бы не упомянул замечательную выставку картин Петра Фролова, которая разместилась в одном из фестивальных павильончиков. Чудные картины, оригинальная манера, интересный взгляд. Да, это стоит посмотреть. Весь остальной фестивальный городок в сравнении с картинами Фролова смотрится как оправа бриллианта. Маленького, но бриллианта. Правда, безумно, неоправданно дорогой оправой. Но всё-таки бриллианта.
PPPS. Потом ещё фотографии выложу. Наверное. Здесь не стал, чтобы не отвлекали.
Автор - шеф-редактор проекта
«Иная газета»Персональный блог Андрея Лучникова на Blogber Блог Андрея Лучникова в Живом Журнале Литературные произведения Андрея Лучникова Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:
+
Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.