Текст - Игорь Свинаренко
Недавно я встречался с известным украинским националистом Николаем Княжицким. По работе - делал с ним большую беседу в рамках российско-украинского культурного проекта. В свободное от идейных исканий время Микола (такова, как известно, украинская версия Николая) командует телеканалом TVi, который в Киеве считается высокоинтеллектуальным. И это без иронии и натяжек. Говорю только про Киев, потому что в регионах вещание этого канала прекращено, и русскому читателю не надо долго рассказывать о причинах, ибо sapienti sat (перевод посмотрите в интернете).
Вы, наверное, думаете, что все украинские националисты носят сорочки-вышиванки и шаровары, склонны проводить время в землянках, увешанных портретами Степана Бендеры, и прикидываются, будто не понимают по-русски, - так за всех вам не скажу. А Микола носит европейский костюм, сидит в богатом современном офисе, по-русски говорит чисто (вырос в семье учителей русского и окончил университет) и куда лучше среднего русского депутата Госдумы. Украинский же он, уточню, знает лучше первых лиц своей страны и на нем, если кому интересно, говорит в семье. И вот у меня появился вопрос: как стал националистом юноша из хорошей семьи, образованный, цивилизованный и прочее бла-бла-бла? Его разве не научили в советской школе, что национализм - это нехорошо? Да научили, конечно! Как вас научили, если вы тоже застали старый режим.
Но потом он попал в армию.
Вот уж где, казалось бы, царство интернационализма! Все советские народы собраны в кучу, точнее, согнаны внутрь ограды с колючей проволокой, под охрану часовых с пулеметами. И без того, чтоб каждые выходные мотаться домой (все-таки у нас не Израиль какой), и это касается в равной степени и России, и Украины.
Кто служил, тот приблизительно представляет себе (или слышал рассказы служивых), что это означало, что скрывалось под термином «национальный вопрос в армейских коллективах». Ну креативный класс, может, не очень в курсе, он не очень-то стремился на действительную службу, кося от нее, то прикидываясь идиотом в Кащенко, то покупая заветную справку, то по блату выпуская дивизионную многотиражку, то банально обучаясь в институте с военной кафедрой (это я про себя).
Короче говоря, Миколу в армии побили узбеки из дисбата за то, что он не стал им стирать носки. Человек лег с переломами в госпиталь и там имел возможность поразмышлять о жизни.
Мысли были невеселые. О том, что кавказцы или, к примеру, казахи, не говоря уж про упомянутых узбеков, всегда жили дружно и заступались за своих. Попробуй их тронь! И между собой общались на своем. Микола со своими - каковыми ему, тогда больше русскоговорящему, чем теперешнему двуязычному, казались русские - тоже говорил на великом и могучем. Однако родные вроде бы люди спокойно наблюдали, как Миколу избивают инородцы.
Вот что за этим стоит? Почему так? Не знаю, я не эксперт по армии или там по национальному вопросу, я не этнопсихолог. И не русский по крови, кстати сказать. Но правда, вот что за этим стоит? Может, предельный русский индивидуализм, о котором столько говорено? Или фатализм, покорность судьбе - кто победит, за тем и справедливость. В средние века часто именно так решались спорные вопросы. Какие еще варианты? Банальная любовь к зрелищам?
К гладиаторским боям, в которых ковалась известная нам европейская цивилизация? Высокая духовность, которая иногда, если идешь по особому пути, почему-то не сочетается с заботой о материальном мире? И тут широкий диапазон - от уничтожения храмов (раз, как говорится, «бог не в бревнах, а в ребрах») с последующим осушением бассейнов до истребления крестьянства с казачеством.
Может, это банальный мазохизм? Стоп, поправят меня специалисты по извращениям, это же типа не мазохизм, когда бьют не тебя, а другого, это, ну допустим, вуайеризм? Когда подсматривают за чем-то грязным и постыдным, чего никто бы не хотел показать, ведь позор-то какой. А когда у тебя на глазах бьют твоих и ты просто стоишь и смотришь - это и есть грязная тайна, которая известна, впрочем, всем (пост)советским народам и о которой у нас принято молчать.
Да, так мы отвлеклись. Вуайеризм, как мы только что разобрались, дело не очень симпатичное. Но вот в этом холодном взгляде на избиваемых и унижаемых земляков не сам пока что мазохизм, но демонстрация склонности к нему, приглашение: бейте и нас! Вам ничего за это не будет! Ну бейте наконец!
Если вернуться к рассказу Княжицкого, то там была еще вот какая тонкость. Я про это должен сказать справедливости ради. В части у них были и восточные украинцы. И восточные украинцы - слушайте внимательно! - в этом смысле не отличались от русских и плевали на мучения своих братьев, избиваемых более сплоченными народами, которые не увлекаются детскими забавами типа поиска национальной идеи.
Один только западный украинец, узнав случайно (польская ведь фамилия и русский без акцента), что Княжицкий из Львова, сразу сказал ему твердо: «Ты наш!» Микола испытал неведомое ему чувство, что он кому-то свой и что за него кто-то встанет горой. Реально, а не в пустых казенных декларациях. Мне кажется, что прежде он все-таки ощущал себя больше русским, чем еще кем-то. И вдруг человек в момент стал не просто украинцем, но еще и украинским националистом! И вот спрашивается: кому от этого плохо? Что, лучше б терпел побои и еще, может, стонал при этом от удовольствия?
«Русь, куда несешься ты? Не дает ответа». Да, может, так и лучше, что не дает. Может, просто нечего сказать. Врать и молчать - иногда это лучший выход из безвыходной ситуации. Звучит непедагогично, но мы ж не на страницах журнала «Мурзилка», а вроде взрослые люди.
ИсточникОригинальный заголовок: Перелом в национальном сознании. Врать и молчать - иногда это лучший выход из безвыходной ситуации.
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:
+
Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.