Трудно быть богом. Некритично

Mar 03, 2014 19:23

С творчеством братьев Стругацких я к своим тридцати годам более менее знакома. Пожалуй, даже менее чем более. В списках прочтённых мною рассказов и романов «Трудно быть богом» нет. Поэтому решение сходить на просмотр одноимённого и по роману снятого Алексеем Германом фильма было принято без оговорок.

Незнание оригинального текста, по мотивам которого снят фильм, особенно этого текста Стругацких - преимущество. Во-первых, появляется возможность оценивать, а не сравнивать, воспринимать работу режиссёра и актёров вне зависимости от каких-либо ожиданий. В сознании полнейшая tabula rasa. Накладывается увиденное на совершенно иные пласты знаний, чем просто на текст книги и уже пережитых во время чтения мыслей и чувств. Во-вторых, часто бывает так, что фильм, снятый по мотивам, разочаровывает неполнотой и нераскрытостью поднятой авторами произведений темы. Любителям книг приходится мириться с представлениями, видениями, прочтениями тех же книг режиссёром и актёрами. И не всегда представления одних совпадает с ожиданиями других.

Конечно, незнакомство со Стругацкими «Трудно быть богом» - не повод для гордости. Напротив, есть стимул и повод взяться за очередной том собрания сочинений. Но, заметьте, чтение книги при этом вряд ли пересечётся и наложится на увиденное в киноленте. Книга - это всегда самостоятельное, образы возникают самостийно без каких-либо навязанных представлений. Так что здесь, у тех, кто видел фильм и не читал романа, опять же большое преимущество.

Итак, без критики в привычном понимании и после тяжёлого просмотра.




Почему тяжёлого? Фильм «Трудно быть богом» - это, напишу чудовищную фразу, разовый фильм. Фильм, который больше одного раза, смотреть никогда не станешь. Вряд ли вообще досмотришь до конца. Особенно, если речь будет идти о телевизионном просмотре - более чем уверена, что сыграют все отвлекающие психику факторы. От зевков и «хочу спать» до «нужно срочно проверить почту, смс, холодильник». Чтобы осилить фильм - смотреть его следует не дома. Из кинозала уйти не позволит осознание затраченных уже на просмотр усилий.

Так почему тяжёлого-то? Потому что фильм «Трудно быть богом» - своеобразный вызов зрителю. Сразу с несколькими бросающимися в него, зрителя, моментами. Главный вызов в том, что в фильме нет действия в привычном понимании любого сюжета. Фабула - хронологическая последовательность - есть. Конфликт - столкновение и противоречие героев - есть. Композиции сюжета, как стадий развития конфликта, нет. Есть определённые и внезапные вспышки деятельности отдельных людей. Есть какое-то общее движение, но нет цепочки, ведущего зрителя к логичной или нелогичной, но всё-таки концовке и завершению мысли. Здесь мысли зрителя (а может и режиссёра) теряются, путаются, пытаются выбраться из лабиринтов угнетающих сознание эпизодов и кадров. После первого часа просмотра фильма, попытки отследить ход событий бросаешь. Перестаёшь ждать. Начинаешь просто быть в предлагаемом режиссёром месте, времени, среди этих людей.

Кстати, о кадрах. Это ещё один элемент вызова зрителю. В киноленте насчитывается от силы четыре или пять общих планов. Всё остальное - крупным планом части тел, предметов, отдельных условно-пейзажных мест. Достаточно тяжёлое для восприятия близость. Эту близость автор фильма усиливает постоянным пронзительным взглядом актёров на зрителя. Приём не новый. Такую технику общения и возмущения зрителя первым применил живописец Эдуард Мане ещё в конце XIX века в картине «Завтрак на траве». Этот же приём позволил Герману взбудоражить зрителя, увести его в глубь арканарской жизни, дать почувствовать себя частью этих чёрно-белых людей. Кстати, надо отдать должное режиссёру за бесцветность ленты. Все снятые внутренние и общественные цензуры ограничились лишь отсутствием красок.

О цензуре. Вернее об её отсутствии. К сожалению, с точки зрения развития человеческой психики, социальные нормы современного общества не позволяют часто и много выставлять на показ человека таким, какой он есть, без купюр. Много и часто его показывают только после многократного обтёсывания, оттачивания, обрезания и приукрашений. Такое несоответствие реальности человеческой жизни с социальными запросами и требованиями приводит к развитию психических нарушений у отдельных личностей и общества в целом. К столкновению на этом фоне общества и личности.

Герман поступает с точностью до наоборот. Он снимает все внутренние запреты на показ и просмотр непотребностей (связанные со сфинктером, оголённого тела, сексуальными страхами и смертью), тем самым снимает напряжение психики зрителя. Это не опечатка. Многие зрители и критики полагают, что подобного рода зрелища негативно влияют на человека. Нарушают его душевное спокойствие. Всё равно, что увидеть страшный сон.

Однако уже неоднократно доказано, что такие сны, которые связаны с перечисленными выше непотребностями, это своеобразная реакция организма, ответ животных и в каком-то смысле инфантильных желаний на запреты и цензуры социума. В то время когда нам запрещено убивать, насиловать и даже пахнуть дерьмом, всё это дозволено во снах. Видят такие сны, как правило, нервнобольные люди, с деформированной психикой на разных этапах своей жизни и в разной степени этих нарушений. Однако всякая попытка осознать такой сон, верно трактовать его и пытаться понять причины его возникновения ведёт к выздоровлению человека. А в случае с фильмом - выздоровлению общества, или зрителей как части этого общества. Просмотр фильма снимает душевные переживания. Так что можно сказать, фильм «Трудно быть богом» лечит. Лечит и отрезвляет.

Трезвость наступает тогда, когда зритель вживается в обстановку фильма. Когда начинает понимать, что в любых столкновениях между людьми, нет строгих правил и ясности. Нет последовательности действий и определённости. Есть общая суматоха, страхи и животные подлости, на которые могут быть способны люди. И речь не только о периодах дикости, варварстве или средневековой жизни. Автор фильма говорит таким образом и о современной жизни, в которой человеческие (а значит социальные, политические, культурные, нравственно-этические и любые другие) конфликты носят всё тот же характер, что показан в фильме, и ничуть не выглядят лучше и красивее.

Это всегда выглядит и есть так, как показал Алексей Герман. В постоянном противостоянии и противоречии человека с человеком, человека с обществом и общества с обществом нелегко оставаться идеальным. Трудно быть богом.

Текст - Ирина Ковбасюк, специально для "Иной газеты"

Источник

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета


Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.








Размышления, Культура и образование, Пермь

Previous post Next post
Up