Любовь и смерть нуждаются друг в друге

Dec 03, 2013 16:38

Текст - Елена Азанова (Екатеринбург)

2 декабря в Екатеринбурге, в большом зале Дома кино в рамках фестиваля "Кинопроба" посмотрела последний фильм Йоса Стеллинга «Девушка и смерть». После показа зрители имели возможность увидеть картину глазами ее автора - отвечая на вопросы, режиссер давал в руки «ключи» к пониманию его работы.

У слова «смерть» есть один неоспоримый антоним - «жизнь». Смерть «забирает», «крадет» человека из мира живых. Режиссер Йос Стеллинг в фильме «Девушка и смерть» размышляет над тем, что в жизни противостоит времени и тлену. «Удивительное чувство, которое есть в весне, в любви, в музыке. Это поэзия», - дает ответ на вопрос , что же это, главная героиня Элиза, девушка, одновременно олицетворяющая смерть и ей противостоящая.



В основе сюжета фильма - довольно тривиальная любовная история. 19 век. Русский доктор Николай Бородинский (в молодости - Леонид Бичевин, в старости - Сергей Маковецкий) на пути в Париж, куда едет, чтобы получить образование, останавливается в гостинице, где-то в Германии. Здесь встречает Элизу (Сильвия Хукс) и без памяти влюбляется в нее. У девушки - жуткая судьба, в которой и насилие, и сиротство, и нищета, и туберкулез. Сегодня она - содержанка на редкость омерзительного старика, купившего титул графа. Души молодых людей потянулись друг к другу, но быть вместе они не могут, потому что ей грозит бедность и смерть, а он оказывается трусоват и горделив. В итоге героиня умирает в полном одиночестве, а герой, терзаемый муками совести, возвращается в заброшенную гостиницу и кладет розы на надгробную плиту возлюбленной. Он - совсем один: жена умерла, оба сына погибли на войне. Единственное, что у него осталось - этот дом, населенный призраками. И Николай остается, «растворяясь» в нем навсегда.



В русской, да и мировой литературе таких историй - вагон и маленькая тележка. И потому в какой-то момент появляется ощущение некой мелодраматичной приторности. И препятствия на пути влюбленных кажутся мелковатыми, и повествование - затянутым. Зритель 21 века, все время куда-то спешащий и вообще довольно трезво смотрящий на жизнь, нервно ерзает в кресле. Все это он уже когда-то читал или слышал. Маскарад, тройка-семерка-туз, подруга Элизы Нина с ее разбитыми мечтами и страстью к театрализованным постановкам, Элиза, бедный студент, мечтающий убить не старушку, но гадкого старичка, любовь-мечта и противостоящая ей суровая реальность с ее долгами, процентами, бытом и безысходностью…

На самом деле, все эти легко прочитываемые отсылки к литературным и музыкальным произведениям призваны актуализировать в современном человеке забытые смыслы и чувства. Запустить ржавые механизмы памяти, чтобы нажать на спусковой крючок архетипа.

В какой-то момент видимая реальность перестает быть таковой. И ты начинаешь смотреть на то, что под маской, в подтексте. Смотреть сердцем. И тогда становится понятным, зачем нужны все эти перемещения во времени - из 50-х годов 20 века, в век 19-ый и обратно, а потом и вовсе - в 21-ый.

Поэзия - любовь, весна, музыка - может в твоей частной жизни, за дверью, пребывать секунду по сравнению с вечностью. Но эта секунда - то, что в тебе и от тебя останется. Как остались бессмертными пушкинские строчки, так часто звучащие в фильме: «и для меня воскресли вновь: и торжество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». И ты.



Из обсуждения после просмотра.
Режиссер фильма Йос Стеллинг:

- Туберкулез - очень загадочная болезнь. Человек может жить с ней многие годы. Она обостряется, когда наступает период не покоя. Для Элизы таким периодом становится любовь к Николаю. Она влюбляется, и ее болезнь начинает развиваться, убивая ее.

- Все мы смертны. Этого не изменить. Однако ощущение конечности бытия можно преодолеть. В этом помогает то, что придает жизни смысл: дети, мечты, любовь.
Любовь - это болезнь, которая живет в вашей голове. Она создает между людьми магнетическое поле, которое ощущается на расстоянии. Чтобы понять, что ты любишь, нужно пережить расставание - смерть. Любовь и смерть нуждаются друг в друге.
Когда я влюбился в свою жену, прошло 6 месяцев прежде, чем мы поцеловались. И это не потому, что я слишком стеснительный. Просто я люблю, когда между людьми сохраняется пространство. Помните, у Микеланджело есть фреска «Сотворение Адама»? Между руками Создателя и Адамом где-то 5 сантиметров, они еще не коснулись друг друга, но между ними уже есть притяжение.

Размышления, Культура и образование, Фотографии

Previous post Next post
Up