Оригинал взят у
sarvarupa в
бомба (таблица федика)имхо в каждом городе и в каждом районе бурятии должен быть свой федик)
здесь резаная статья о нем на ньюбуре
http://www.newbur.ru/articles/4437а здесь собственно полные результаты расследование того как воруют деньги у учителей в уу
http://narod.ru/disk/29444006001/fedik1.xlsx.htmlданные о том сколько недодавали подушевых денег по каждой школе за три последних учебных года
есть цифры в месяц в год общие суммы недодачи) имхо настоящая бомба
интересно как отреагируют прокуратура рубэп фсб счетная палата?))
вот полный текст статьи
Смутьян Федик
Назревает бунт в учительской среде столицы Бурятии. Бывший учитель-физик одной из городских школ Улан-Удэ Геннадий Федик в течение нескольких лет скрупулезно вел аналитическую, исследовательскую и разведывательную работу, составляя исчерпывающую картину того, как ежегодно в столице Бурятии школьные учителя недополучают сотни миллионов рублей на свою и без того скромную зарплату. Сегодня «Новая Бурятия» и сам Федик, за это время прославившийся среди своих коллег и возглавивший общественное движение «Учителя Бурятии», готовы обнародовать тиражом в 40 тысяч экземпляров полные результаты этого расследования.
Итак, общий расклад ушедших непонятно куда денег за три года таков. По сведениям Геннадия Федика в 2008-2009 учебном году в школьные фонды заработной платы (69 школ) от Управления образования Улан-Удэ не поступило 172,3 миллиона рублей причитающихся учителям денег. На следующий 2009-2010 учебный год сумма «недостачи» составила 111,6 миллиона рублей, и, наконец, в последнем на сегодняшний день завершенном 2010-2011учебном году учителя недополучили зарплаты еще на 131,9 миллиона рублей. Общая сумма потерь за три горячих года, в течение которых в улан-удэнских школах действует расхваленная Министерством образования Бурятии «новая система оплаты труда» учителей (НСОТ), достигла 416 миллионов рублей.
Прозрачные потери
Небольшое отступление. Приблизительно такую же сумму денег (около 0,5 млд. рублей) печально известная компания ТГК-14 из Читы с постоянством, достойным лучшего применения, каждый год закладывала (и надеется в будущем закладывать) в строку «потери» при расчете своих затрат на производство и доставку тепла горожанам. Эти деньги с необратимым постоянством Республиканская служба по тарифам под предводительством Оксаны Чебуниной в свою очередь аккуратно закладывала в тариф для нас, покупателей тепловой энергии. И, таким образом, все улан-удэнцы своими платежами по этому явно завышенному тарифу безропотно оплачивали все со вкусом заявленные ТГК-14 «потери». Потери, «рассчитанные» по-хозяйски, с запасом на год вперед. До последней потерянной гигакалории.
Но если возможные потери ТГК-14 точно подсчитать практически невозможно, как невозможно предвидеть с какой интенсивностью из того или иного колодца или от открытой теплотрассы будет отапливаться зимний космос (тут все зависит от аппетита заявителя потерь), то с недостачами фонда заработной платы учителей дело обстоит, к их счастью, несколько иначе.
Для того, чтобы узнать, сколько недополучила каждая школа, рядовому исследователю, оказывается, необходимо знать все лишь две точных цифры. Во-первых, точное количество учеников в данной школе на начало учебного года, и, во-вторых, сумму, полученную школой в виде бюджетной субвенции в свой фонд заработной платы (ФЗП) в месяц. Только и всего! Контрольная же цифра «подушевого» финансирования для всех городских школ Улан-Удэ известна и утверждена целым рядом нормативных документов. Например, в настоящее время и в течение прошедшего 2010-2011 учебного года на одного ученика обычной бурятской школы, расположенной в городской местности (малокомплектных школ в Улан-Удэ нет), федеральный бюджет выделяет 17 тысяч 840 рублей в год «на одну душу». Таким образом, месячная «подушевая» цифра составляет уже 1486 рублей 67 копеек. Эти деньги регулярно, аккуратно и в полном объеме поступают в Бурятию из Москвы. Здесь они должны так же аккуратно и в том же объеме перенаправляться в фонд заработной платы каждой школы. Путь денег такой: сначала из республиканского бюджета в муниципальный, а затем из муниципального бюджета прямиком в школу. По закону не должны быть никаких «поправочных коэффициентов» и других дурно пахнущих методов «отщипывания» денег.
«Подушевая» трагедия
Например, известная в городе лингвистическая гимназия № 3, которую в прошлом учебном году посещало 960 гимназистов, должна была получать 1 миллион 427 тысяч 203 рубля 16 копеек (1486,67 руб. Х 960) в месяц и 17 миллионов 126 тысяч 438 рублей 40 копеек (1427, 2 тыс. руб. Х 12) в год. Однако в ходе своего расследования Геннадий Федик обнаружил, что, оказывается, на самом деле учителя третьей гимназии получили от чиновников Управления образования, обязанных перенаправить им федеральные средства, гораздо меньше. В итоге на каждого ученика там было выделено не 1486 рублей 67 копеек в месяц, как следовало бы, а всего 1194 рубля 69 копеек, то есть, на 291 рубль 98 копеек меньше, чем положено по закону. В итоге учителя потеряли в заработной плате в общей сложности 280 тысяч 303 рубля в месяц и аж 3 миллиона 363 тысячи 638 рублей в год.
В не менее обидном положении в последнем учебном году оказались почти все городские школы. Из 69 общеобразовательных учреждений Улан-Удэ лишь четыре школы (специализированная школа для инвалидов № 60, школа-сад № 89, гимназия № 59 и школа № 23) получили больше, чем полагается по принципу «подушевого финансирования». Сумма «переплаты» этим четырем «счастливчикам» составила 21,77 миллиона рублей. Все остальные школы получили денег на зарплату меньше, должны были. Например, учителя 42-ой школы за год потеряли в зарплате 4,1 млн. руб., их коллеги из 26-ой школы недосчитались в своем фонде заработной платы 4,43 млн. руб, учителя 35-ой школы - 5,65 млн. руб, школы № 32 - 6,37 млн. руб., № 49 - 6,95 млн. рублей. Всего же, напомним, в прошлом учебном году учителям города недодали 131,9 миллиона рублей.
Результатом расследования учителя-новатора Геннадия Федика явилась обширная сводная таблица, в которой все заинтересованные лица (учителя, родители, ученики, правозащитники, сотрудники спецслужб и надзорных органов) смогут найти данные по каждой из 70 школ Улан-Удэ за все три года «эксперимента» со времени введения НСОТ в Бурятии. Со всеми цифрами «недодачи» несчастным учителям. Это недодача отражена по каждому ученику в каждой школе в месяц, по каждой школе в месяц, в год. Отражены общие цифры потерь.
Певец трагедии «подушевого финансирования» Улан-Удэ готов ответить за каждую цифру в своем уникальной таблице. Геннадий Федик в ходе изысканий занимался фактически агентурной работой с «резидентами» в Управлении образования мэрии Улан-Удэ и Министерства образования Бурятии, предоставившим копии подлинных документов о финансировании городских школ, на которых стоят подписи руководителей этих учреждений. Много времени отняли консультации с юристами и специалистами республиканских министерств экономики, финансов, собственная аналитическая работа. Всем этим Федик зачал заниматься постольку, поскольку у него появилось много свободного времени.
Вернуть деньги и отменить НСОТ
- Еще летом 2009 года я встречался с президентом Бурятии Вячеславом Наговицыным, которого я убеждал в том, что фонд экономии заработной платы должен принадлежать образовательному учреждению, что этим фондом должен распоряжаться коллектив школы, - рассказал «Новой Бурятии» Геннадий Федик. - После этого мы (активисты общественного движения «Учителя Бурятии» - С.Б.) подали в суд и уже в декабре 2009 года учителя тех школ, где был фонд экономии зарплаты, получили от пятисот рублей до пяти тысяч рублей за 4 последних месяца 2009 года. Однако в январе 2010 года я был вынужден уйти из школы из-за того, что на меня вдруг пошли жалобы и заявления. Некоторые родители обвиняли меня в непрофессионализме, в том, что я занижаю оценки, коллеги лили грязь. Еще немного и меня обвинили бы в актуальной сейчас педофилии. Попробуй потом отмойся! Таким образом, у меня появилось время, я начал заниматься расследованием, потом втянулся. Когда мы вывели окончательную цифру в 416 миллионов рублей, то сами ужаснулись. Все-таки, до этого многие люди возмущались, но никто этим не занимался, и оперировать конкретными данными не мог.
Сегодня главная цель Геннадия Федика - во-первых, возврат в полном объеме всех денег, недошедших до учителей в школах Улан-Удэ, во-вторых, отмена НСОТ на всей территории Бурятии и переход на единую тарифную сетку при расчете заработной платы. Обеих этих целей члены движения «Учителя Бурятии» будут добиваться в судах.
По мнению Геннадия Федика, введение «новой системы оплаты труда» учителей не принесло ожидаемого положительного эффекта и дискредитировало себя. В результате большие деньги, выделяемые сегодня на образование не только не приносят пользы, но даже вредят.
- Я считаю, что тех, средств, которые государство направляет на зарплату учителей, предостаточно для того, чтобы и люди в школах получали достойно, и для того, чтобы там хватало специалистов для повышения качества образования. Деньги на это все выделяются. Но сейчас, при данной, я убежден, коррупциогенной системе их распределения деньги не доходят до школ. А те, которые доходят, распределяются так, что это вредит школе, - считает Геннадий Федик.
НСОТ нарушает право на труд?
В ходе расследования к Федику обращались разные люди. Одна из учительниц начальных классов принесла распечатку своего месячного дохода в школе. По этим документам тарификации немолодая уже учительница (25 лет работы в школе) ведет четыре урока в день своем классе из 22 учеников и получает за свои часы всего 6750 рублей. Вместе с классным руководством (440 рублей) и всеми надбавками 3595 рублей ее полная зарплата в школе составляет 10785 рублей. В то же время сумма, выделяемая на зарплату учителя обучающего этих 22 детей составляет в месяц в три раза большую сумму, чем получает эту учительница, просившая не называть своего имени. Если исходить из подушевой нормы на оплату за работу с одним учеником (1486 рублей 67 копеек в месяц в обычной городской школе) учитель, полностью обучающих этих 22 второклашек мог бы преспокойно получать 32702 рубля в месяц. В малокомплектной городской школе (2039 рублей в месяц на одного ученика) на зарплату учителю деньги приходят в размере 44 861 рубля в месяц, а в деревенской школе, не поверите, - 61746 рублей!
По словам Федика, в соседней Иркутской области, где учителей не стали переводить на новую оплату труда, а оставили на единой тарифной сетке, средняя зарплата учителя уже сейчас составляет более 30 тысяч рублей.
- Сегодня зарплата директора школы напрямую зависит от среднемесячной заработной платы в школе, которая зависит от фонда оплаты труда и количества педработников, - говорит Геннадий Федик. - Поэтому любой директор заинтересован в меньшем количестве учителей в школе, что, конечно же, снижает качество образования, сокращает количества предметов, развивающих занятий, повышает нагрузки на учителей, которые в таких условиях просто физически не могут качественно работать.
Информация о том, как распределялись деньги в школах Улан-Удэ, сегодня стала достоянием общественности. Что же происходит сейчас в сельских школах и образовательных учреждениях, находящихся под эгидой Министерства образования Бурятии? Свои федики здесь пока не появились. Тем не менее, масштабы недодачи «подушевого» денег в школы в районах могут быть не меньше, чем в Улан-Удэ. Косвенно об этом говорит следующее.
Например, в республиканском законе о бюджете на 2010 год в статье 18 установлена норма, что сумма, не превышающая 5 % от общего объема субвенции (на зарплату учителям в рамках подушевого финансирования), предусматривается в качестве «нераспределенного объема субвенций между муниципальными образованиями» в Бурятии. Эти 5% составляют 169,99 миллиона рублей из почти 3,4 миллиарда общей субвенции. Эти «подушевые» деньги до школ тоже не дойдут. И это лишь малая часть общей картины.
В ближайшее время Геннадий Федик намерен подать иск и в Конституционный суд Бурятии с просьбой признать неконституционным постановление правительства Бурятии № 289 от 18 сентября 2007 года «О поэтапном переходе в 2007-2008 годах на новую систему оплаты труда работников общеобразовательных учреждений в Республике Бурятия». А в ближайшем номере «Новой Бурятии» ожидается публикация полных результатов расследования Геннадия Федика в виде его нашумевшей сводной таблицы данных фондов заработной платы в улан-удэнских школах.
Сергей Басаев