Jul 17, 2017 11:41
Наверное, я бы не писал об этом, если бы занимался историко-краеведческими исследованиями за деньги. Когда ты выполняешь вполне конкретный коммерческий заказ, то просто требуешь оплату в соответствии с уровнем сложности. Если же появляются дополнительные проблемы, то они решаются новыми денежными влияниями, оплата увеличивается. В общем, простой и привычный процесс для нашей капиталистической реальности.
Но когда делаешь что-то безвозмездно для всего социума, а социум (в лице различных государственных, муниципальных или общественных организаций) внезапно ставит тебе палки в колеса - это особенно раздражает. Почему я должен преодолевать еще и какие-то добавочные трудности? Я ж для вас стараюсь и взамен ничего не прошу! Просто не мешайте, этого достаточно.
Тут уже невольно начинаешь думать - а надо ли оно вообще кому-то? Все эти наши сидения в архивах, подготовка публикаций и прочая многочасовая работа на голом энтузиазме… Вероятно, кому-то оно все-таки надо. Люди читают, люди говорят спасибо. В ином случае, я бы ограничивался лишь беглым удовлетворением собственного любопытства, не более того.
На этот раз одной сплошной трудностью на нашем пути стал ЦГА г. Москвы (бывший ЦИАМ).
То бишь, главный исторический архив по Москве и Московской губернии.
В моем родном РГАДА для исследователей доступны все документы, кроме отдельных ветхих подлинников (которые могут буквально рассыпаться в руках). В ГАРФе доступно всё, кроме засекреченных материалов новейшей истории (здесь тоже понятно, госбезопасность должна быть превыше исторической науки). Во всех архивах может быть закрыт доступ к личным данным наших современников (тоже вопросов нет, надо уважать чужую приватность).
Но ЦГА Москвы пошел дальше всех. Он в этом году наплевал на здравый смысл, наплевал на потребности историков и тупо закрыл все документы XVIII-XX веков, связанные с "московской недвижимостью". Наглухо. Что это значит для нас? То, что куча начатой работы теперь рискует никогда уже не быть оконченной. Краеведение - оно ведь начинается именно с истории "недвижимости"!
Какой помещик владел этой деревушкой? Закрытая информация. Где тут до революции находился ныне исчезнувший храм? Закрытая информация. Как выглядела здешняя усадьба в XIX веке? Закрытая информация. Тысячи закрытых нотариальных и кадастровых дел, запрещенных чертежей и карт.
На все вопросы: «наше дело маленькое, мы закон выполняем». Даже штампик завели специальный «отказано в выдаче на основании статьи №16 закона №167 г. Москвы». Не поленюсь, скопирую текст статьи закона:
«Документированная информация по объектам недвижимого имущества, относящимся к федеральной собственности, собственности города Москвы, муниципальной или частной собственности... выдается с разрешения собственника или соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы на основании письменных запросов».
А теперь идите и принесите мне заявление от собственника. От собственника старинной часовни, которую разобрали еще в 1920-х годах и до сих пор невозможно найти её былое местоположение. От собственника помещичьих владений, которые упразднены после 1917 года и теперь находятся на границе двух муниципальных образований. И конечно же, от собственников бывшего крестьянского сенного покоса, который после того был пашней, потом колхозным полем, а теперь застроен коттеджами. Сколько там коттеджей, 120 штук? Ну вот, хотя бы от одного принесите заявление, тогда посмотрим. Лучше от всех 120 человек, конечно. Уж тогда наверняка дело выдадут.
Смешно? Мне - не очень.
Я уж не говорю про сборные дела, в которых два документа по Москве и двадцать два - по области. Их тоже не выдают. Мы страдаем хотя бы потому, что теперь относимся к городу и подпадаем под местное (бестолковое и по-дурацки интерпретируемое!!!) законодательство. А люди из соседнего субъекта федерации страдают просто потому, что их бумажка оказалась в одной папке с нашей бумажкой.
Впрочем, на днях мне не выдали даже дело, которое на 100% связано только с территориями нынешнего Наро-Фоминского района. У самой границы ТиНАО, но все-таки не Москва. Зато дело-то как страшно озаглавлено: «чертеж земельного участка». Страшно сказать, карта полуторавековой давности! Перестраховались, не выдали. Говорят, «не-не, из этого фонда не выдаем, тут сплошная Москва».
В общем, если вы никогда не наблюдали образец первостатейного бюрократического маразма - добро пожаловать! Вас ждут около станции метро Калужская, по будням, кроме среды.
Удивительно, но у федералов всё отлично. И в региональных архивах, в которых мне приходилось работать, тоже всё замечательно. И только Москва устроила этот дурацкий цирк с пьяными конями на ровном месте… Девятнадцатый век, вы понимаете! Сто пятьдесят лет прошло, всё давно рассыпалось и лесом поросло, последний наследник владельцев еще в 1918 году в Париж сбежал! А они на полном серьезе бумажку «от собственника недвижимости» требуют.
Вероятно, чтобы хоть как-то добить некоторые текущие исследования, теперь придется организовывать знатные выкрутасы ради каждой бумажечки, причем без особой надежды без успех. А вот начинать новую большую научную работу в фондах этого архива я уже точно не намерен. Никогда. Хорошее исследование - это сотни исторических источников. Если я под каждый источник буду изыскивать загадочных «собственников» или упрашивать местные муниципальные власти оформить заявление на доступ к очередному "запретному" документу, то и пяти жизней на такую работу не хватит.
У нас в исторических монографиях можно нередко встретить красивые реверансы в сторону архивов. «Данное исследование удалось осуществить благодаря поддержке…», и тому подобное. Я тоже когда-нибудь напишу подобные строчки в книжке. Но концовка будет слегка отличаться: «данное исследование удалось осуществить ВОПРЕКИ…». Вопреки тому фантастическому маразму, который воцарился ныне в ведущем столичном архиве.
история,
законы,
проблемы,
архивы