Городская газета в интернете The Village: история эволюции

Apr 03, 2014 10:55





Городская интернет-газета The Village зарождалась как блог о городе на сайте Look At Me. В апреле 2010 года она отделилась, став самостоятельным проектом. Основателем и главным редактором газеты в то время стал Сергей Пойдо.

С тех пор издание выросло и изменилось, поменялся и сам подход к работе локальных и гиперлокальных медиа. Мы поговорили с сотрудниками газеты и выяснили, какие перемены произошли за 3,5 года и какие произойдут еще.

Ксения Лазарева

Материал впервые опубликован в журнале «Журналист» №04/2014


Когда The Village превратилась из блога в крупное городское издание, в редакции стали задумываться о регистрации средства массовой информации. Как раз в то время начало активно развиваться протестное движение и, вместе с ним, репрессивное законодательство. Постоянный негативный фон, новые законы и поправки, громкие истории привели к выводу: важна не лицензия, а доверие читателей и профессионального сообщества. Интернет-газета до сих пор существует без регистрации.

Конечно, это связано с некоторыми проблемами, например, при общении с государственными структурами. С другой стороны, это позволяет существовать The Village чуть более спокойно и независимо, чем другим изданиям. Главный редактор Игорь Садреев рассказывает, что до сих пор никаких серьезных проблем из-за этого еще не возникало: в основном для чиновников доверие горожан к газете имеет большее значение, чем наличие пяти цифр в реестре. Недавно удалось даже сделать интервью с Собяниным, хотя два года назад, когда только зашла речь об этом, администрация мэра отказала.

О редакции

В 2010 году в редакции работало всего несколько человек, и четкого разделения обязанностей не было. Анна Масловская, редактор раздела «Еда», вспоминает, как это было:

- Все занимались всем. Даня Трабун (главный редактор сайта Look At Me, вместе с Анной работал в The Village с момента запуска) писал материалы и был дизайнером, подверстывали материалы мы все сами. Сейчас у нас есть два выпускающих дизайнера.

Я писала обо всем: еда, дороги, мэры, катаклизмы. Сейчас у нас есть специалисты по таким большим разделам, как магазины, еда, культура, развлечения. Это здорово, потому что если раньше мы могли оперировать в основном только фактами, не могли давать серьезной профессиональной оценки по какой-либо теме, то сейчас все изменилось, и, наверное, в связи этим к нам тянется больше читателей.

Сегодня в московской редакции работает 17 человек. В газете выстроена простая редакционная структура, в которой есть своя фотослужба, арт-департамент, дизайнеры, редакторы рубрик, шеф-редакторы.

В большой комнате множество разных вещей: настольные игры, дорожные знаки, еда, плюшевый Гомер Симпсон и даже черепа. Человеческий используется в качестве подставки для карандашей. Череп бобра, покоящийся на подоконнике, притащил обозреватель Милослав Чемоданов. «Это черепа наших конкурентов» - иронизирует Игорь Садреев.




О Москве действительно пишет огромное количество печатных и интернет-изданий, пабликов в соцсетях, например, «Афиша-Город», «Большой город», Where Moscow,2do2go, Kudago. Однако по словам Игоря, серьезного давления со стороны конкурентов не чувствуется. Темы и подходы к их раскрытию мало пересекаются, так что «пусть цветут все цветы».

Игорь рассказал о том, как они подыскивают сотрудников в The Village:

- У нас есть свои представления о том, кто нам подходит. Например, тот же Олег Кашин. Мы решили, что не будем ему заказывать колонки, просто потому что они и так везде есть. Как говорит он сам, «Каждый день свежего меня где-нибудь почитать можно».

Для редакторов The Village важен сам материал, хороший текст, а не то, кто именно его написал. В течение 2013 года на сайте появлялась колонка «Неизвестного горожанина», в которой имя автора не указывалось специально. Просто: «типичный москвич, около 30 лет». При этом, по словам Садреева, автор - вполне известная личность. Было много споров о том, кто же это, но еще больше споров было, собственно, вокруг его текстов. И неважно, писал их Кашин или Тарханов. «Кстати, это был ни тот ни другой», - улыбается Игорь.

На тему подбора кадров ребята рассказали несколько забавных историй. Однажды к ним пришел на собеседование новостник, который абсолютно ничего не знал про город, зато очень любил ходить в походы. Казалось даже, что от него немного пахнет костром. С тех пор это в редакции появилась шутка: «Как хорошо, что мы не ходим в походы». Понятно, что для The Village нужен человек, который будет в московском контексте, а не в лесном.

- Недавно от нас ушел сотрудник. Мы решили «отпеть» его и пошли в караоке. Напились и пели песни. Начали со Sweet Dreams, а закончили Лепсом, Пугачевой и Аллегровой. (Тут часть редакции начинает оживленно спорить, кто в какой последовательности что исполнял).

Кроме совместных караоке-вечеринок, The Village всегда отмечает дни рождения коллег. «Мы обязательно организовываем сюрприз. У нас действительно дружная редакция, очень хороший коллектив».




О читателях

По словам Игоря, аудитория The Village в настоящее время выросла до 120 тысяч уникальных пользователей в день. Конечно, изменился и ее состав, и запросы читателей:

- В начале у нас была очень понятная, небольшая замкнутая аудитория. Кто-то их называл хипстерами. Я бы это расшифровал скорее как «молодые, активные горожане». От всех других нас отличала важная вещь: наличие впечатлений. Молодые люди успели съездить за границу и посмотреть, как там, у них. Потом они приехали в Москву и стали смотреть, чего не хватает здесь. Эта аудитория остается такой и по сей день: мы ждем от города чего-то нового, стремимся замечать и стимулировать, побуждать и чиновников, и горожан менять среду вокруг себя.

Сейчас аудитория стала гораздо шире и ее можно довольно четко отследить по комментариям на сайте, говорит Игорь. Приходит все больше новых людей - из других социальных слоев, городов. Они уже не живут в пределах Бульварного кольца, они не ходят в клуб «Солянка», у них, возможно, меньше багаж впечатлений. И все-таки, среди читателей нет людей, которые принципиально не разделяли бы позицию издания, не понимали, о чем пишем The Village. «Мы все находимся в одном русле, просто это русло стало шире», - резюмирует Садреев.




Редакция и читатели: есть контакт

Читатели The Village с самого начала были чем-то большим, чем просто посетители сайта. Игорь сравнивает, как это было тогда и сейчас.

- На первом этапе не было никакой границы между аудиторией и редакцией. На сайте уже тогда появились пользовательские потоки: «рецепты», «путешествия» и другие; «Комьюнити», где люди могут общаться, обмениваться советами, мнениями, вопросами. Сейчас мы повзрослели, стали более профессиональными и чуть-чуть разделились. Материалы, которые публикуются в интернете, состоят из нескольких частей, и комментарии читателей - очень важная часть. Они дополняют материал, подсказывают ошибки.

Редакция The Village - очень открытая, на сайте указаны не только email’ы редакторов, но и ссылки на их страницы в фейсбуке. «Мы всегда за диалог, за общение. Конечно, иногда не хватает времени, чтобы отвечать на все», - рассказывает Игорь.

Не так давно на сайте издания вышла статья про новые таможенные правила и про то, что некоторые компании экспресс-доставки перестают работать в России с частными лицами. Через несколько часов в редакцию написала девушка, владелица интернет-магазина, которая возит мебель из Германии. Она сказала, что автор материала чересчур обобщил, и отдельные программы работают. Редактор попросил разрешения оформить ее слова в виде комментария и добавил их в материал.

Также любой читатель может предложить тему, например в рубрике «Есть вопрос»редакция собирает вопросы о городе и на самые интересные отвечает.

The Village старается периодически организовывать разные ивенты для читателей. Например, летом вместе с членами местной редакции The Village участвовал в «Дне ресторанов» в Киеве: сделали сэндвичи, домашний лимонад, фруктовый салат. Редакторы попробовали себя в качестве рестораторов и пообщались с читателями (о событии сообщили заранее на сайте).

О темах

Когда появился The Village только появился, мэром Москвы был еще Лужков, и ситуация в городе была совсем другой.

«Москва была для нас немного вымышленной, мифической: мы мечтали о том, что могло быть, чего не хватает», - вспоминает Игорь. Однако за последние два года, по его словам, появилось больше реальных тем, редакция стала больше разбираться и анализировать, чем мечтать. Например, летом в Москве появился велопрокат - и это уже была объективная реальность.




О географии The Village

В основном газета пишет о трех мегаполисах - это Москва, Санкт-Петербург и Киев. Но в последнее время появляется все больше материалов о других городах России - например, в серии «Новая география». Игорь рассказал, с чем это связано:

- В Киеве у нас произошла легкая перемена в сентябре 2013 года. До этого там была полноценная редакция, но мы поняли, что эффективнее работать в других городах по иной модели и развивать там корреспондентские пункты. Это проще с точки зрения управления. Сейчас в Киеве работает корпункт из нескольких человек - это местные журналисты, часть бывшей редакции. И судя по тому, как они работают с протестными событиями, этого вполне хватает.

Теперь редакция планирует создать подобные корпункты и в других городах. В The Village уверены, что в российских регионах происходит сейчас много всего интересного, «там накопилась масса позитивной энергии, которая выплескивается в самых разных областях».

The Village насчитали уже более 30 городских интернет-газет по всей России. Часто эти сайты копируют структуру и выбор тем The Village, впрочем Игоря Садреева это не беспокоит: «почему бы и нет, если они делают это вполне успешно».

Читайте также:

  1. Проект “Рустория”: региональная журналистика с чистого листа
  2. Как привлечь аудиторию к созданию контента: опыт Süddeutsche Zeitung
  3. Роботы-журналисты: Яндекс анонсирует отказ от ТИЦ, а журналисты обдумывают карьерные перспективы
  4. Расследовательская журналистика: грязное белье в войне за честность и справедливость
  5. Как сделать мультимедийный репортаж с помощью Scrollkit
  6. Грег Гриффин: «Вы даже не представляете, сколько данных есть у государственных организаций"
  7. 7 трендов: что ждет новые медиа в 2014 году?
  8. Как получить Пулитцера за срочные новости - опыт американской газеты the Denver Post
  9. Кен Доктор, медиа-аналитик: “В 2064 году мы не узнаем себя нынешних”
  10. Как в кировской газете «Pro Город» оценивают эффективность сотрудников
Previous post Next post
Up