Железные дороги принято ругать по-моему в любой стране независимо от их количества, качества и вообще наличия. Немецкие, к примеру, помимо непомерной жадности и коррумпированности (логично происходящих из их положения монополиста), в последнее время все чаще обвиняют в непунктуальности и отвратительном сервисе. Но попробуй заикнись об этом в разговоре с россиянами или украинцами - засмеют. Итальянцы и французы тоже могут хмыкнуть, напомнив о своих вечных забастовках. Наверное, даже швейцарцам есть что сказать на эту тему.
Вообще, национальные особенности накладывают отпечаток и на отношение. Я хорошо понимаю немецкое недовольство: ж/д всегда считалась здесь наиболее надежным способом попасть из точки А в точку Б строго в нужное время. А точек таких огромное количество. Из-за этого редкий маршрут обходится без пересадки, опоздать на которую из-за задержавшегося поезда весьма чревато. Поездка в итоге всегда оказывается нервной, но немцы в плане попортить себе нервы - чемпионы.
Другое дело соседняя Франция. Территория тут гораздо больше, а ж/д сеть гораздо реже. Есть где построить отдельные пути и специальные вокзалы для скоростных поездов, есть где разогнаться. При скоростях 300+ км/ч, редкие остановки совершенно не проблема, можно сделать и подольше - минут на 15 или 20. Вместо немецких 2-5. Подход к железнодорожному путешествию в результате совсем другой. Это именно путешествие: со старомодными билетами в конверте, чемоданами, залами ожидания и прочими радостями жизни, мной лично забытыми где-то в советском прошлом.
Вопрос о том, как мне в течение недели организовать перемещение из Франкфурта в Лион, был риторическим, учитывая отягчающие обстоятельства в виде велосипеда. Вот этого:
О том, как возить велосипед в немецких поездах, можно писать трагикомическую поэму. Например, на региональных маршрутах возить можно, но только определенное количество на поезд - если окажешься "лишним", имеют право высадить. Где-то провоз велосипеда бесплатный, на некоторых надо доплачивать, а бывает даже и так, что доплачивать надо или не надо в зависимости от того, в какой части своего маршрута находится поезд.
В дальних поездах единообразно - если провоз велосипедов в принципе возможен, надо зарезервировать место, но не позднее чем за 24 часа до поездки. Наконец в ICE - гордости дойчебана - провоз велосипедов не предусмотрен. Почему? Называют причиной слишком короткие остановки - мол нет времени ждать пока все затащат свои велосипеды. Я думаю, дело скорее в желании подогреть интерес к дойчебановскому же велопрокату, но не суть.
Естественно, всегда остается опция упаковать велосипед в сумку и везти как багаж.
Но мне надо ехать в соседнюю страну. Сайт дойчебана в этом плане интересен. Там есть офигенная возможность посмотреть расписание и составить план поездки из любой точки Европы (или даже Евразии) в любую другую, но купить билет куда-то с пересадкой за пределами Германии - только в кассе на вокзале. При том, что процедура онлайновой покупки и так может свести с ума.
Мой план: доехать на "собаках" до Страсбурга, благо там всего 200км, а оттуда уже взять билет на TGV до Лиона.
Первый класс - это не прикол. У французов сайт хотя гораздо беднее на фичи и богаче на баги, позволяет довольно просто купить все, что надо. Причем он сам автоматически по какой-то одному ему понятной логике расчитывает возможные скидки и находит самый выгодный вариант. В результате случается, что ехать первым классом со скидкой оказывается дешевле чем вторым без оной. Единственная проблема, для бронирования велосипедного места use case не продумали вовсе и реализовали как и полагается в модной нынче агильной разработке - через жопу ручной процесс. Т.е. заказав онлайн билет себе, нужно позвонить по телефону и дозаказать место для велосипеда. Хорошая новость: хотлайн работает на нескольких языках, включая немецкий и английский. Плохая: при попытке узнать номер телефона, сайт показывает ошибку.
Выяснять и разираться некогда. Ну что ж, значит будем упаковывать...
Правила просты: чтобы считаться единицей багажа, велосипед должен поместиться в сверток 120х90 см. На практике для этого нужно всего-то снять переднее колесо, педали и руль, и то, что получится - замотать чем-нибудь. Например, мусорными мешками и скотчем. Я несколько перевыполнил план:
Пока добирался до Страсбурга, на меня с моим свертком все смотрели как на идиота - зачем? Ну мне не привыкать. Зато кто-то рассказал, что все нужные номера телефонов оказывается есть на
страничке ADFC - что ж, не в последний раз, пригодится.
Забирать электронный билет во Франции тоже интересно. Сайт присылает код, который надо ввести в автомат - взамен автомат напечатает полноценный билет, тут же к автомату приделана коробочка со специальными конвертами для этих билетов. Все как в старые добрые времена. Ту же процедуру можно, впрочем, проделать и без всякого автомата - в кассе.
Еще одна французская заморочка: билет перед посадкой надо прокомпостировать, а на багаж налепить бирку со своей фамилией. Билеты, кстати, тоже именные. Большой Брат присматривает в-общем. Причем присматривает довольно серьезно. На перроне помимо проводников и ж/д секьюрити дежурит и полиция (в Страсбурге и французская и немецкая), а к ним впридачу сурового вида автоматчики с нашивками морской пехоты, и Иностранного Легиона.
Полтысячи километров от Страсбурга до Лиона TGV пролетает менее чем за 4 часа. Один раз прошел проводник, посмотрел билеты. Никто не толкался с тележкой поганого кофе, не бухтел по 10 минут в громкоговоритель, про нервно-паралитичность кресел я вообще лучше помолчу. Нет, при всех своих недостатках, французские железные дороги решительно заслуживают уважения. Процедура упаковки велосипеда также была отлажена.
Единственное что: если вы соберетесь в велопоход, брать с собой маунтинбайк без нормального багажника - это очень плохая идея. Но эту историю я еще расскажу подробнее.
Напоследок покажу фото лионских крыш:
А вообще об этом путешествии уже пишет
sladkovm:
http://sladkovm.livejournal.com/129447.html . Я не знаю, сколько гигабайт фотографий он наделал за время поездки, и сколько текста собирается написать. Но похоже, будет интересно