• описание диеты москвичей в Рассказе о путешествии в Москву в 1476-1477 гг. (малый ледниковый период) Амброджо Контарини:
«[Русские] продают огромное количество коровьего и свиного мяса; нет никаких плодов, бывают лишь огурцы, лесные орехи, дикие яблоки; у них нет никаких вин, но они употребляют напиток из меда, который они приготовляют с листьями хмеля; этот напиток вовсе не плох, особенно если он старый.
Они величайшие пьяницы и весьма этим похваляются, презирая непьющих».
https://drevlit.ru/texts/k/kontarini2.php • Нордические начала Илиады и Одиссеи: миграция мифа. Феличе Винчи, 2022 (перевод)
https://cloud.mail.ru/public/G6pr/VtFPEHjg1 :
«...Не следует удивляться и употреблению вина в древней Северной Европе, учитывая, что и в течение средневекового теплого периода 8 - 13 веков н.э. виноград выращивался в Англии и на юге Норвегии. Однако, у Гомера можно найти два разных слова, которые оба устойчиво переводятся как «вино», а именно, oînos и méthy. Корень последнего очень похож на англ. mead (мед, медовуху), алкогольный напиток, который производится из меда, смешанного с водой, называемый mjödhr в древнескандинавском языке, meodo - в Беовульфе, madhu - на санскрите. Этот напиток был довольно распространенным среди древних северных народов, а также очень важным в их мифологии. Следовательно, можно предположить, что oînos и methy были «вином» и «медом».
Вино в эпосе Гомера часто описывается как «сладкое» из-за, без сомнения, распространенной практики смешивания его с медом - совершенно обычное дело на севере, где, из-за низкого содержания сахара в винограде, вина были кислыми и неприятными без подслащивания (стоит только вспомнить о сложном процессе, связанном с производством шампанского). В пользу этого обычая мы можем указать на один из рецептов Цирцеи, приведенный в Одиссее: «Сыворотки, зеленого меда и ячной муки замешала / Им на прамнийском вине» (Одиссея 10.234-35). В Илиаде также сообщается (11.639), что этот, несомненно, бодрящий «прамнийский коктейль» (удивительно похожий на напиток, упомянутый Спенсером Трэйси в старом фильме «Северо-западный пассаж») был также в моде во время Троянской войны: Нестор пил его из «кубка чудного / всего золотыми гвоздями обитого» (Илиада 11.632-33).
В ходе повествования Илиады выясняется, что ахейцы пили в больших количествах. Ахиллес довольно незаметно называет Агамемнона «пьяницей» (Илиада 1.225) во время их ссоры в начале Илиады - и принятие последним дара в «тысячу мерок вина» (Илиада 7.471), посланного ему Евнеем из Лемноса, кажется, подтверждает это подозрение. В своем особом лаконичном стиле Тацит также комментирует пьянство у северных народов:
«Простая еда (...), но не та же умеренность в питье; если вы удовлетворяете их желание напиться, давая столько, сколько они хотят, это пристрастие победит их быстрее, чем оружие». (Germania 23.1)
Сообразно «простой пище» германцев, описываемой Тацитом, пища ахейцев в поэмах Гомера состояла из хлеба и жареного мяса (говядина, свинина, козы и дичь). Поэт упоминает gastéres, жареные кишки козы, наполненные кровью (Одиссея, 18.44), что похоже на традиционную финскую и эстонскую кровяную колбасу. В обоих эпосах показано, что рацион тех, кто жил в знатном классе, основан на мясе, что очень напоминает рацион викингов, которые, как говорит нам Пёртнер, помимо того, что много пили, «ели мясо в больших количествах, настолько, что они, казалось, расценивали удовольствие от употребления мяса как одну из радостей жизни». И ахейцы, во время своего пребывания в Лемносе, «мясо быков пряморогих в обилии там поедали / чаши до дна выпивая, вином до краев налитые» (Илиада 8.231-232).
Примечательно, что на пирах Гомера никогда не встречаются фрукты, овощи, инжир, оливки или оливковое масло. Это подтверждает северную природу рациона его героев, сильно отличающуюся от средиземноморской».