Пятьдесят лет назад на очередном 20-м съезде правящей Коммунистической партии Советского Союза случилась сенсация. Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв прочитал доклад "О культе личности Сталина и его последствиях". Речь касалась недавно умершего великого диктатора, создателя могущественной советской империи, к которому население страны относилось как к полубогу.
Как пишет один очевидец, "то, что услышали делегаты съезда, ошеломляло, приводило в шок, а некоторым становилось дурно, и они теряли сознание". Вот насколько приводимые Хрущёвым данные не соответствовали привычному образу "отца всех времён и народов", представшего перед делегатами в облике настоящего кровавого монстра...
Чья бы корова мычала...
Громче всех 50-летний юбилей доклада нынче отмечает наша либерально-демократическая общественность. Некоторые из либеральных деятелей даже именуют себя "детьми 20-го съезда". Со страниц газет и журналов они вещают о великом значении хрущёвского выступления. Много дифирамбов либералы спели хором и в адрес самого Никиты Сергеевича, который де посмел своим "правдивым словом" бросить вызов сталинизму, начал освобождать узников ГУЛАГа, улучшил имидж Советского Союза и волей-неволей сделал всё, чтобы, в конце концов, рухнул великий социальный эксперимент под названием "строительство коммунистического общества".
Из всех этих утверждений согласиться можно только с последним: Советский Союз начал разрушаться именно с хрущёвских времён. А с остальными доводами можно поспорить.
Во-первых, с учётом открывшихся новых архивных данных становится очевидно, что злобно-истерическое изображение Сталина в тексте доклада было плодом фантазий самого Никиты Сергеевича: великий диктатор, по заверениям Хрущёва, якобы всегда питал зависть и ненависть к ближайшему окружению своего предшественника Ленина. Это он убил и загнал в лагеря миллионы людей, и панически боялся другого злодея - Гитлера.
На самом деле Сталин был уверенным в себе человеком и никогда не поддавался ни мстительным, ни паническим настроениям. Не соответствует действительности и приводимая докладчиком якобы многомиллионная численность заключённых ГУЛАГа - даже на пике сталинских репрессий эта цифра никогда не превышала миллиона человек (почти как в нынешней демократической России). Да и сами сталинские репрессии касались главным образом верхушки правящей партии, - при Ленине репрессии были гораздо страшнее и масштабнее и велись против самых широких народных масс.
Так что хрущёвский доклад во многом был замешан на вранье.
Во-вторых, много вопросов вызывают и те люди, которые подготовили доклад. Их было двое - сам Хрущёв и его старый сподвижник, тогдашний шеф КГБ Иван Серов.
Никиту Сергеевича на вершину власти вытащила жена Сталина Светлана Аллилуева, которой в конце 20-х годов понравился бойкий на язык партийный выдвиженец из шахтёрского Донбасса. В 1935 году он уже возглавлял партийные структуры Москвы и Московской области. Именно тогда он со слезами любви на глазах обратился к Сталину со следующими словами: "Батько Сталин! Мы готовы жизнь за тебя отдать, всех твоих врагов уничтожим". После чего принял самое активное участие в репрессиях 1937 года, когда в Москве были осуждены тысячи человек. Он ежедневно звонил в столичное Управление НКВД и требовал увеличить количество арестов: "Москва - наша столица, ей негоже по показателям отставать от Калуги или Рязани".
А в 1938 году его перевели на Украину, где сразу же была арестована большая группа местных начальников - практически все руководители правительства республики, ЦК партии, секретари обкомов и райкомов. Лично Никита Сергеевич санкционировал репрессии против нескольких сот человек, которые подозревались в организации против него террористического акта, - все они были расстреляны...
Ох, не зря историки считают Хрущёва одним из самых кровавых сталинских палачей!
Что же касается Ивана Серова, то самую яркую характеристику ему дал чекист Александр Шелепин:
"Хрущёв ему многим был обязан, держал на посту председателя КГБ до 1958 года. Серов был заместителем Берии, а до этого был при Хрущёве на Украине. На совести Серова тысячи и тысячи загубленных людей. Он был непосредственным участником репрессивного выселения чеченцев, карачаевцев, крымских татар и других. Оклеветал и уничтожил видных военноначальников, разгромивших фашистскую Германию. Он инициатор создания спецтюрем для политических заключённых".
Неужели после этого можно верить в то, что авторы антисталинского доклада руководствовались единственным желанием помочь жертвам репрессий или демократизировать советское общество?
Пауки в кремлёвской банке
Истинной причиной появления этого доклада стала борьба за власть, развернувшаяся сразу после смерти Сталина в 1953 году.
Поначалу кремлёвский престол достался руководителю советских спецслужб Лаврентию Берия, правившему после смерти Сталина всего несколько месяцев. Кстати, именно он начал освобождать политзаключённых из ГУЛАГа, а вовсе не Хрущёв. Но скоро Берия был убит по приказу будущего "сталинского разоблачителя". Страну возглавил Никита Сергеевич, против которого сразу же образовалась коалиция других бывших сталинских сподвижников - Георгия Маленкова, Вячеслава Молотова, Лазаря Кагановича и Клима Ворошилова.
По некоторым данным, именно эта группировка первой хотела использовать разоблачение культа личности Сталина в свою пользу. Уже в 1953 году были прекращены работы по созданию музея "вождя всех времён" в Кунцево, туда перестали возить делегации партийного актива. А Маленков как-то в своём ближайшем окружении произнёс загадочную фразу: "У нас были крупные ненормальности, слишком многое шло по линии культа личности".
Стало ясно - грядут новые веяния, грядёт новый передел власти.
Есть сведения, что Маленков и К° начали готовить разоблачение культа личности в том числе и на примере деятельности Хрущёва, у которого руки, что называется, были по локоть в крови. Никита Сергеевич вовремя узнал о кознях врагов и предпринял ответные шаги. Он решил обратить оружие врагов себе на пользу и обвинить своих недругов в кровавом пособничестве Сталину. Удар он нанёс на 20-м съезде партии, состоявшемся в феврале 1956 года.
Чтобы усыпить бдительность противников, Никита Сергеевич подготовил повестку дня съезда, где про осуждение культа Сталина не говорилось ни слова. А в самый разгар работы съезда на пару дней куда-то таинственно исчез секретарь ЦК Дмитрий Шепилов. Он-то под руководством главы КГБ Серова в обстановке полной секретности и подготовил сам текст доклада. Членам Президиума ЦК текст предъявили в самый последний день работы партийного форума. Все члены Президиума, в том числе и оппоненты Хрущёва, были настолько растеряны, что были вынуждены принять доклад об осуждении сталинского культа именно в хрущёвской трактовке...
Вскоре после съезда начались обвинения Маленкова и Ко в пособничестве сталинским преступлениям. Параллельно Серов, по свидетельству Александра Шелепина, занимался поиском и выемкой архивных документов, свидетельствующих о преступлениях самого Никиты Сергеевича. И в 1957 году маленковская группировка, объявленная "антипартийными скрытыми сталинистами", была политически уничтожена.
А текст антисталинского доклада, хотя и был засекречен от советского народа, очень быстро оказался на Западе. Говорят, переправили его туда через израильское посольство по личному приказу Никиты Сергеевича, - он очень хотел, чтобы процесс перехода к нему власти в стране стал необратимым.
Могила для СССР
Последствия обнародования этого доклада оказались катастрофическими. И не столько для Хрущёва (за рубежом никто так и не поверил в его демократичность), сколько для всей страны в целом. Прежде всего, мы стали терять своих союзников.
Потрясённое хрущёвскими страшилками, стало распадаться мировое коммунистическое движение. Так, из самой сильной в 50-е годы Коммунистической партии Европы - итальянской, имевшей в своих рядах три миллиона человек, сразу после 20-го съезда люди стали выходить тысячами. То же самое творилось и в других западных странах - тамошние коммунисты очень быстро оказались за бортом активной политической жизни. А в восточноевропейских странах социалистического содружества возникли массовые антисоветские волнения. Некоторые из них, например в Польше и в Венгрии в 1956 году, пришлось подавлять силой оружия. От союза с нашей страной отказалось руководство Китая, чьи коммунистические правители справедливо указывали на надуманность многих антисталинских опусов в хрущёвском докладе.
Так мы лишились самого могущественного геополитического союзника.
Неладное творилось и в самом Советском Союзе. Люди, свято верившие в победу коммунизма и ради этого терпевшие все невзгоды сталинского времени, вдруг почувствовали себя обманутыми. Это чувство только усилилось, когда Никита Сергеевич, помимо всякого рода нелепых экспериментов, вроде тотального окукурузнивания сельского хозяйства или попыток полного уничтожения надводного советского военно-морского флота и замены его на подводный, освободил партноменклатуру от всякого рода уголовной и иной правовой ответственности. И партия, которую Сталин держал в ежовых рукавицах, на глазах народа стала стремительно загнивать и разлагаться.
Уже к концу 70-х годов никто в стране, включая членов ЦК КПСС, не верил в торжество коммунистических идей. Неудивительно, что спустя каких-то 35 лет после 20-го съезда великая страна приказала долго жить...
Яблочки рядом с яблоней...
Порой возникают подозрения, что Хрущёв все эти дела натворил вовсе не от какой-то недальновидности или элементарного невежества, а просто из... откровенной нелюбви к своему народу и к собственной стране. Этот невольно напрашивается, глядя на судьбу его потомков.
Его сын Сергей в 1991 году уехал в США, где стал видным "советологом". Его там как-то повстречал журналист Виталий Коротич, который оказался просто ошарашен поведением отпрыска бывшего Генерального секретаря ЦК КПСС:
"Теперь он, как выяснилось, категорически разочаровался во власти и партии, служению которым посвятил жизнь его папаша. Сергей Хрущёв учился разговаривать по-английски, а по мере постижения словаря... неутомимо выступал с речами, разоблачающими злодеев-большевиков".
Но Хрущёва-сына переплюнула правнучка "сталинского разоблачителя", приёмная дочь известного либерального экономиста перестроечных времён Николая Шмелёва - Нина Хрущёва. Она сейчас тоже проживает в США и преподаёт в одном из университетов Нью-Йорка. Её публичные выступления в американской печати отличаются даже не столько антисоветскими выпадами, сколько настоящей русофобией. Она без устали пишет о никчёмности русской культуры, о тупости, отсталости и рабской душе русского народа. Параллельно радостно приветствует агрессию США против Югославии и Ирака и советует американским властям такими же точно методами усмирять "варварскую Россию".
Судя по реакции прочих хрущёвских потомков, в том числе и тех, кто остался в нашей стране, почти все они вполне солидарны с позицией "неистовой Нины"...
Спрашивается, случайно ли возникла такая антироссийская ненависть или она культивировалась в хрущёвской семье сознательно? Иначе получается, что доклад на 20-м съезде и его негативные последствия для судеб державы был вполне закономерным и осознанным поступком Хрущёва-старшего.
Вадим Андрюхин
09.10.2011