Поневоле натыкаешься время от времени на ссылки на различные популярные блоги очень популярных блогеров. Иногда эти блогеры (не будем
показывать пальцем) просто берут старые фотографии из одного (чаще всего) или нескольких источников в сети и для ленивых посетителей своего блога их выладывают по какому-либо признаку (например,"Прогулка по Москве Н-го года"). Все бы ничего, но: а) реально найти эти фотографии несложно каждому; б) не всегда выбранные фотографии соответствуют означенному году; в) комментарии блогера к фотографиям тоже не всегда "в тему". Последние два пункта происходят из того, что блогер либо в указанном году еще не существовал на свете, либо пребывал в младенческом состоянии и информацию берет от своих ровесников.
Как альтернатива таким публикациям, возникла идея своих, алтернативных "прогулок" по Москве с использованием именно своих фотографий. Да, этих фотографий немного, но за каждой из них своя история и своё время, потраченное когда-то на проявку, печать и т.д.
Итак, по достижении рубежа в 11-12 лет автор данного журнала заболел болезнью, которой в этом возрасте начинали болеть многие советские дети - увлечение фотографией. Пришлось это на середину 1980-х годов и помимо негативов фотографий, сохранилось немало и воспоминаний (благо было это не так давно). У кого-то увлечение фотографией проходило быстро (все-таки в те времена это было очень нетривиально - темные комнаты с красным светом, бачки для проявки пленок и, главное, непредсказуемый результат), у кого-то затягивалось на всю жизнь, переходя в профессию. В моем случае это увлечение "в активной фазе" длилось до начала 1990-х, ну а потом уже появились пункты проявки и печати, и прочий сервис. Да и пленки и техника стали другими.
В семье имелся достаточно солидный арсенал фототехники: от лучшего фотоаппарата для начинающих всех времен и народов "Смена-8М" до могучего "Зенита" с необъятными объективами. Очевидно, что начинающему фотографу была выделена именно "Смена". Кстати, вот она - жива и здорова по нынешний день.
"Родилась" "Смена" где-то в конце 1970-х (1978?), что не мешает ей в силу простоты конструкции оставаться работоспособной и сейчас (могла только немного оптика помутнеть). Остальные "причиндалы" фотографа 80-х будут продемонстрированы в последующих публикациях, а пока вернемся в нынешний век, в котором, среди прочего, был создан и маленький "девайс" позволяющий сканировать непосредственно негативы (а также слайды, позитивы). Вот он, лет пять назд доставленный в Москву буржуйским "Амазоном".
Все приведенные в "Прогулках" фотографии - результат сканирования исходных негативов на данном "девайсе". При чем результат сканирования намеренно не подвергался никакой обработке: что получилось - то получилось (имеется в виду - что получилось тогда). А получалось не всегда...
Теперь "немного букв" на тему географии "Прогулок". Проживание автора в районе станции метро "Сокол" позволяло выбирать вполне себе законченные по содержанию "фотопрогулки". Направо пойдешь - Ленинградский проспект пройдешь, налево - вообще развилка двух шоссе, назад - улицы Алабяна и Народного Ополчения. Вспоминая сейчас, можно сказать, что задумок было много (хотя вообще говоря самому непонятно - почему в детскую голову пришла мысль таких "фотопрогулок", может прочтение чего-либо подтолкнуло к этому), но реализовались только два "похода": по проспекту и Ленинградскому шоссе. В силу разных причин, в т.ч. и из-за ограниченности в "расходниках (поэтому и фотографий не так много).
Итак, май 1985 года. После школы берем "Смену" и идем по Ленинградскому проспекту.
01. Первая "фотоостановка" почему-то с видом на гостиницу "Аэрофлот" у Аэровокзала и на одно из авиационных КБ (забор справа). Кстати, хорошо, что только забор в кадр попал, а не территория КБ. Еще относительно недавно проспект выглядел как бульвар - посередине была очень уютная аллея.
02. Подходим поближе к гостинице и видим второе здание. Во втором здании тогда и долгое время потом располагался центральный аппарат самого "Аэрофлота" (хотя здания практически идентичные). Справа забор уже спорткомплекса ЦСКА. Кстати, видимо спортсменам было очень "лениво" ходить к ближайшему переходу со светофором и они протоптали тропу через проспект напрямую, попутно снеся часть ограждения. :)
03. А здесь уже рядом с гостиницей просматривается здание самого Аэровокзала. напомню, что в те времена от него можно было доехать на автобусах во все четыре аэропорта Москвы. Кроме того, на некоторые рейсы можно было зарегистрироваться и сдать багаж. Затем сесть в автобус (но уже с другой стороны вокзала, выражаясь современным языком в "стерильной зоне") и доехать прямо к трапу самолета. последним вариантом пользоваться не приходилось, а вот обычной "доставкой" в аэропорт и оттуда (на Аэровокзал) довелось попользоваться.
04. Кстати, вот он - "Аэроэкспресс" 80-х. Столь любимый мной в те годы автобус "Икарус", казавшийся верхом комфорта (откровенно говоря, в хорошем новом состоянии он действительно был достаточно комфортабелен) у здания Аэровокзала. данная фотография сделана немного раньше, чем основная часть "фотопрогулки".
05. Наверное, наименее интересная фотография - бюст Жуковского у Академии его имени. Многострадальный Путевой дворец кем только небыл в своей истории, но в ХХ веке большую часть он был все-таки частью Военно-Воздушной Академии.
06. Казалось бы - еще одна не очень интересная фотографии на дальнейшем пути к центру Москвы, но... Взгляд юного "фотокора" привлекла другая сторона проспекта. Там остановилась машина ГАИ, но это ни много ни мало - "Мерседес"! да, они были в Москве на службе милиции и ГАИ в некотором количестве, но все-таки встречались не слишком часто. Ну а что там делает вышедший из машины сотрудник милиции - можно только догадываться.
07. Подходим к станции метро и стадиону "Динамо". Даже в этом не очень интересном сюжете можно разглядеть приметы тех времен. Знатоки моды обратят внимание на стильный воротник одежды впередиидущего, а я обращаю внимание на знак "Остановка запрещена" (да-да, в те времена тоже где-то запрещали остановку!). Обратите внимание на его толщину. Это типичный пример знак с подсветкой. есть металическая тарелка на которой крепились две-три лампочки накаливания. И одевался пластиковый, собственно, знак. Когда все лампочки горели, а пластик был цел (а он был очень хрупким, но и "вандалы" тогда были редкостью) все смотрелось очень ярко и хорошо. Но когда одна из лампочек перегорала - получались очень занятные знаки (особенно интересно это смотрелось в темных местах). Включались лампочки, как правило, с уличным освещением.
08. Стадион "Динамо". Просто запомните его таким...
09. Один из выходов из метро. Справа - очередь. Это очередь на автобусной остановке (и это когда еще рабочий день не закончился!). Дело в том, что в те времена от этих остановок ходило несколько автобусов аж до "свежих" спальных районов на севере Москвы, например, Бибирево. И чем дальше по годам, тем больше в час "пик" были эти очереди. Плюс отсюда же ходила пара маршруток, в т.ч. до Аэровокзала (личных фотографий маршруток, увы, нет). Вдалеке виден "дом-сороконожка", которму на тот момент еще и 10 лет не исполнилось. Уникальный по архитектуре жилой дом (подобный ему есть у метро "Алексеевская"), который обязательно упоминается в любом издании, посвященном архитектуре Москвы (да и во многих путеводителях он упомянут).
10. А это уже пересечение проспекта с Беговой улицей. Впереди - гостиница "Советская". "Жил в гостинице "Советской" не советский человек..." В те годы каждый второй взрослый безошибочно бы указал источник предыдущей цитаты. Может как раз такой человек, идущий навстречу, спешно надевает шляпу? Или это артист из театра "Ромэн"?
11. А вот и вход в театр "Ромэн". Сложно сказать - какой репертуар был в том месяце у театра, но наверняка, как минимум, в репертуаре был главный спектакль "Мы - цыгане". Возможно шла и "Грушенька". не очень понятно - во что одеты идущие двое справа. То ли физкультурники, то ли - какие-то рабочие.
12. Вот почти завершение прогулки, почти Белорусский вокзал. Узкое место для движения даже в те времена. Слева в кадре - "классическое" такси (даже с "классическим" для такси номером серии "ММТ"). А что там вдали рядом с автобусом "Паз"? Ба, да это еще один "Мерседес". На этот раз, скорей всего, это дипломатический транспорт. Хотя уже появлялись и частные иномарки. Башенный кран за вокзалом как символ постоянной непроходящей стройки в районе вокзала.
13. Заключительная фотография с интересным набором представителей отечественного автопрома. В крайнем правом ряду - 21-я "Волга", а в крайнем левом - "Чайка". Все как положено по иерархии. И уже тогда грузовикам ехать дальше прямо в центр запрещалось (знак предписывает им повернуть направо). И даже как-то логично в конце "фотопрогулки" на дальнем здании (за выходом из "кольцевой" станции) увидеть рекламу ГДР-вской пленки ORWO. Самая доступная цветная фотопленка на тот момент в Союзе.
Но о плёнках и прочих "фототоварах" в следующий раз, когда отправимся на прогулку по Ленинградскому шоссе!
P.S. Приношу свои извинения за многочисленные опечатки. Визуальный редактор ЖЖ достал уже! Wanted: хороший "клиент" для публикаций в ЖЖ.