ChatGPT в образовании

Mar 04, 2024 07:34


Возникший вопрос по ChatGPT мне кажется невозможно решить без понимания как организованно образование и зачем оно вообще нужно. Когда мы поймем зачем оно вообще нужно будет понятно место ChatGPT в нем.



Традиционно образование делится на:

  • Дошкольное
  • Младшее школьное
  • Среднее школьное
  • Высшее школьное
  • ВУЗовское (термин странный, но хочется избежать двойного толкования слова “высшее”).

В разных странах возраст у каждой стадии свой, например в Великобритании в школу идут в 4 года , а в Индии средний возраст окончания магистратуры 30 лет.

С моей точки зрения у каждой стадии свои цели, которые в итоге должны подготовить человека к выполнению его обязательств перед государством (а иначе зачем государство все это оплачивает).

Дошкольное образование - воспитание общения со старшими, навыки получения образования (понятия учитель, класс,занятия, расписание). Высвободить рабочие руки второго члена семьи для производства (на мой взгляд эта задача частично устарела. Активные ежедневные занятия с ребенком важнее для государства, чем работа на искусственно созданных должностях.). Дать ребенку гармоничное развитие включая правила гигиены, спортивного образа жизни, чтения.

Младшее школьное образование - воспитание поведения в обществе, навыки и знания которые достаточные для существования в обществе, практические навыки , которые считаются нужны всем, независимо от карьеры (читать,писать, считать в магазине, пользоваться школьным компьютером/смартфоном). То что не пригодится вы можете и забыть, а вот знания младшей школы останутся с вами навсегда. Опять таки высвобождает свободное время у родителей и превращает ребенка в ограниченно производящего члена семейного хозяйства.

N.B. На мой взгляд в младшее школьное образование должно быть где-то лет до 12, но это только на личном опыте без статистики.

Среднее школьное образование - воспитание поведения в конкурентном обществе, подростковый период, навыки поиска и некритичного получения знаний из разных источников (в той советской школе, в которой я учился это было просто задача была провалена), навыки освоения больших объемов, мнемонические техники. (Мнемоника в человеческом мозгу напрямую связана с когнитивными способностями и развивая мнемонику мы даем базу для всего.) Набор навыков и знаний достаточных для первичной специализации. Курсы профориентации. Позволяет не только высвободить время родителей и возможность детям уже работать по 2-3 часа в неделю.

N.B. Так как методы общения с учениками, то удобнее если это будут совершенно отличные от младшей и старшей школы организации.

Высшее школьное образование - разделяется в зависимости от специализации.

  1. Профессиональное - если человек выбрал практическую профессию, то это получение навыков конкретной специальности. Формат достаточно свободный включая “странствующих подмастерьев” . Фактически это уже работа с зарплатой, но совмещенная с обучением профессии. Проблема в том, что человек оказывается ограничен в смене карьеры после этой фазы. Если профессия меняется серьезно, то нужно повторять высшую школу заново с самого начала. Кстати, для “не любителей” программистов именно сюда должны идти кодеры и тестировщики.
  2. Гуманитарное/общественное - навык критического мышления и анализа данных. Навыки презентации точки зрения и механизмы манипуляции сознанием слушателей. Подготовка знаний и навыков по профильным предметам для поступления в ВУЗ. Это для будущих философов, филологов, строевых офицеров, священников, учителей и менеджеров, возможно врачей.
  3. Естественное - навык критического мышления и анализа данных. Навыки моделирования реальных задач. Математическая абстракция мышления. Подготовка знаний и навыков по профильным предметам для поступления в ВУЗ. Это для инженеров, ученых, штабных офицеров, проектировщиков, архитекторов, аналитиков, бизнес-аналитиков.

N.B. Сейчас содержимое высшей школы почему-то частично перекочевало в бакалавриат. Вместо этого в высшей школе занимаются подготовкой к экзаменационным тестам.

ВУЗовской образование делится на прикладное и фундаментальное.

  • В прикладном, основываясь на полученных знаниях дается максимальное количество инструментов специфичных для выбранной профессии. Методики выбора и разработки инструментария, практический опыт.
  • Во втором углубление знаний, участие в процессе генерации новых знаний. Начало научной карьеры.

N.B. Честно говоря я не знаю, где в мире теперь готовят хороших прикладников, они как-то появляются назло системе образования.

А теперь подводим итог!

Сколько времени нужно чтобы человек научился пользоваться искусственным интеллектом - месяц, полгода от силы. А вот научившись пользоваться искусственным интеллектом он вряд ли освоит критическое мышление. Отсюда вывод ChatGPT допускается только в высшей профессиональной школе или в ВУЗах, когда этот навык или уже есть или он не обязателен.
Previous post Next post
Up