Товарищ Андрей (Яков Свердлов): 135-летие

Jun 03, 2020 22:44



Товарищ Майсурян напомнил о важной дате - 135-летии со дня рождения Якова Михайловича Свердлова.

Краткий биографический очерк

"Среди жизнеописаний «старых большевиков» и соратников В.И. Ленина не существует ни одной более мифологизированной, богатой намеренными ошибками и искажениями биографии, чем биография Я.М. Свердлова", - отмечает историк Е. Широкова.

Родился он в Нижнем Новгороде. По воспоминаниям сестёр и брата, «в детстве Яков был резвый не по годам, казался старше своих лет. Если он давал обещания, всегда выполнял. Если ставил перед собой какую-нибудь цель, добивался её, какого бы труда это ему ни стоило». Они же вспоминали, спустя много лет после его смерти, что «к пятнадцати годам он стал уже революционером, а в шестнадцать лет вступил в партию».

Впервые арестовывался (задерживался) полицией на два дня 3 декабря 1901 года за участие в демонстрации при проводах в ссылку А. М. Горького.

В «ЖЗЛ» приводятся слова старого большевика Н.А. Семашко: «Когда я в начале 1904 года приехал в Нижний Новгород, Яков Михайлович Свердлов был еще молодым юношей. Он выполнял у нас главным образом технические поручения: распространял листовки, организовывал явки, печатал небольшие прокламации. Но вскоре он обратил на себя внимание своей неутомимой энергией, ловкостью и умением выполнять данные ему поручения, преданностью революционному делу и проявил себя как крупный организатор.
Мы начали давать ему все более ответственные поручения, и вскоре он проявил себя как прекрасный оратор. Его громкий бас, так не соответствовавший его небольшой худенькой фигурке, стал раздаваться на митингах, и он вскоре завоевал себе славу прекрасного оратора, всегда успешно выступавшего в спорах с меньшевиками и эсерами. Речь его всегда была ясна, доходчива, убедительна, и рабочие очень любили слушать его. Таким прекрасным организатором и оратором он оставался за все время работы его в Нижнем Новгороде».
«Иногда жаль Нижнего, - писал Свердлов 22 ноября 1904 года в письме из Костромы, - но все же я доволен, что уехал, ибо там я не мог расправить крылья, а я думаю, они у меня имеются; там учился работать, сюда же приехал уже ученый и имею широкое приложение всех своих сил».

17 июня 1905 года выступал на собрании приказчиков в помещении Всесословного клуба в Нижнем Новгороде с призывом добиваться от хозяев удовлетворения требований «силой и оружием».

РГ пишет: "После того, как Свердлов покорил Екатеринбург, организовав там Совет депутатов и женившись на дочери богатого купца Клавдии Новгородцевой, он переехал в Пермь. В этом городе он продолжил революционную деятельность как представитель ЦК в 1906 году. Однако вскоре задержан с поддельным паспортом...
В ссылке в 1906 году он создает Центральное бюро по руководству партийной работой среди ссыльных Нарымского края. Современники отмечали, что в тюрьмах и ссылках Свердлов становился все сильнее: он много читал, учился у уголовников жизни, а также тренировался в их организации".

Как отмечает другой источник: "С 1906 года Свердлов в Перми... его выдал провокатор и Свердлов был арестован. Вначале он сидел в пермской тюрьме. Вскоре, за участие в голодовке, его переводят в мрачные Николаевские роты Верхотурского уезда. Тюремный режим был здесь варварский. Заключенных морили голодом, подвергали жестоким истязаниям - избивали до полусмерти, до умопомешательства. В ограде тюрьмы то и дело воздвигались виселицы, и «смертники» тут же находили свой конец. Вдобавок провокация, насаждаемая охранкой, еще более ухудшала положение сидящих. Жестокие истязания заключенных вызвали две голодовки, в общем не приведшие почти ни к каким положительным результатам. Обе голодовки превосходно выдержал Яков Михайлович, который подбадривал других, ослабевших от истощения сил. Голодовки, однако, подорвали здоровье и отразились на состоянии его легких. Впрочем, сам Свердлов считал, что бок у него поврежден ещё со времени пребывания в нижегородской тюрьме, когда он был избит тюремными надзирателями".

В протоколе допроса Свердлова (от 12 января 1910 года) сообщаются такие детали его биографии: в графе «вероисповедание» - «иудейское», в графе «происхождение и народность» - «из мещан, еврей», в графе «образование» - «в 1900 году окончил 4 класса, 15 лет от роду», в графе «привлекался ли ранее к дознаниям, каким, и чем они окончились» - «привлекался в 1902 и 1903 годах в Нижнем Новгороде за принадлежность к тайному сообществу; дознания были прекращены...»

"В апреле 1911 года в Екатеринбурге Клавдия Новгородцева рожает революционеру сына. Она была отправлена на Урал после своего ареста. Уже в сентябре 1912 года она с полуторагодовым Андреем приезжает к гражданскому мужу в Нарым.
- Почти все хозяйственные дела Яков Михайлович взял на себя, и мне с боем приходилось отвоевывать свое право на какое-то участие в домашних работах. Готовил Яков Михайлович всегда сам, стирал обычно тоже, лишь изредка разрешая мне помочь ему. И дело было не только в том, что годы самостоятельной жизни, тюрьма и ссылка приучили его полностью обслуживать себя, это был вопрос принципа. Подлинные большевики не на словах, а на деле, в своей семье, в личной жизни боролись за равноправие женщины, за ее раскрепощение от домашних дел. Особенно много возился Яков Михайлович с сыном. Казалось, он с жадностью стремится вознаградить себя за долгую разлуку, а заодно запасается близостью с маленьким Андреем и на будущее, - вспоминала позже Новгородцева" (прив. по РГ).

В феврале 1913 года он вместе со Сталиным выдан агентом охранки Малиновским. 10 февраля 1913 года в квартире Петровского охранка задерживает Якова Свердлова. По постановлению Особого совещания он отправляется на пять лет в Туруханский край.

"Выдержать Туруханку с ее ледяным климатом, пургами, непрерывной топкой печей, сырым и коротким летом, мошкарой, с ее белыми, изнуряющими душу ночами, с ее ощущением таежной пустыни и трагической отдаленности от всего остального мира могли люди физически очень крепкие. Спандарян заболел чахоткой и умер. Дубровинский погиб весной 1913 года, и до сих пор неясно, утонул он или покончил с собой… Люди уставали ждать, надеяться. Эпидемия самоубийств в те годы, с десятого по тринадцатый, прокатилась по многим каторжным тюрьмам и ссылкам. Время было глухим и не оставляло надежд", - пишет Трифонов в книге "Отблеск костра".

Малиновский находился на совещании у Ленина, когда планировался побег Свердлова и Сталина, и сообщил об этом охранке. Полиция же сообщала все енисейскому генерал-губернатору по телеграфу: "Состоящие под гласным надзором полиции в Туруханском крае Иосиф Виссарионович Джугашвили и Яков Михайлович Свердлов являются очень серьезными революционерами. Вследствие распоряжения департамента полиции прошу вас принять все меры к воспрепятствованию побега Джугашвили и Свердлова из ссылки". Так их перевели в Курейку. Свердлов писал супруге: "Устроился я на новом месте значительно хуже. Одно то уже, что я живу не один в комнате. Нас двое. Со мною грузин Джугашвили, старый знакомый, с которым мы уже встречались в ссылке другой. Парень хороший, но слишком большой индивидуалист в обыденной жизни. Я же сторонник минимального порядка. На этой почве нервничаю иногда. Но это не так важно. Гораздо хуже то, что нет изоляции от хозяев. Комната примыкает к хозяйской и не имеет отдельного хода. У хозяев - ребята. Естественно, торчат часами у нас. Иногда мешают".

РГ пишет, что Сталин всячески там уклонялся от домашней работы, не колол дров, не носил воду, не мел полы, не готовил обедов, иногда силой отбирал тарелку супа у Свердлова.
Историк Ярославцев общался с крестьянами, у которых проживали ссыльные и узнал, что Сталин регулярно устраивал попойки и вечеринки, в то время, как Свердлов этого не любил, предпочитал читать и изучать что-то новое, полезное для революции. В интервью "РГ" от 1992 года историк приводит слова Тарасеевой: "Жили они у нас с Яковом недружно. Иногда сильно ругались. Есиф даже в суп Якову плевал, и тoт есть отказывался". В книге "Аскетизм вождя" Микоян вспоминает "Сам Сталин спустя три десятка лет, посмеиваясь, рассказывал членам Политбюро, как они одно время вели общее хозяйство со Свердловым. Чтобы не дежурить по очереди на кухне, он специально делал обед несъедобным..."

"...мы слишком хорошо знаем друг друга. Что печальнее всего, в условиях ссылки, тюрьмы человек перед вами обнажается, проявляется во всех своих мелочах... С товарищем теперь мы на разных квартирах, редко и видимся", - писал Свердлов жене. А в 1914 году - ей же: "Ты же знаешь, родная, в каких гнусных условиях я жил в Курейке. Товарищ, с которым мы были там, оказался в личном отношении таким, что мы не разговаривали и не виделись".

После возвращения из ссылки в марте 1917 года, Свердлов был направлен ЦК в Екатеринбург организовать работу Уральской областной партийной конференции. По заданию партии он готовил пролетарское восстание на Урале - на случай, если не получится в Петрограде.

Свердлов - председатель на заседаниях ЦК РСДРП(б) 10 (23) и 16 (29) октября 1917 года, принявших решение о вооруженном восстании; избран членом Военно-Революционного центра по руководству восстанием. "Во многом благодаря деятельности Я.М. Свердлова восстание в Петрограде оказалось успешным". Делегат 2-го Всероссийского съезда Советов, руководитель большевистской фракции съезда.

На второй день после революции, на первом заседании ВЦИК его Председателем избран Л. В. Каменев, через одиннадцать дней смещенный с поста. С 8 (21) ноября 1917 года его преемник - Свердлов. Выдвинул его кандидатуру В. И. Ленин. "Действуя в этом качестве, Свердлов формировал органы советской власти «в центре и на местах»". У власти ему суждено пробыть год и четыре месяца...

В своей речи при открытии Учредительного собрания 5 января 1918 года (которого все ждали) Свердлов делает упор на беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах. Здесь же, «в интересах обеспечения всей полноты власти... декретируется вооружение трудящихся». Свое выступление Свердлов закончил далеко идущими словами: «Позвольте надеяться, что основы нового общества, предуказанные в этой декларации, останутся незыблемыми и, утвердившись в России, постепенно охватят и весь мир».

В своём выступлении на заседании ВЦИК 20 мая 1918 года Свердлов откровенно говорил, что «если в городах нам уже удалось практически убить нашу крупную буржуазию, то этого мы пока еще не можем сказать о деревне. Только в том случае, если мы сможем расколоть деревню на два непримиримых враждебных лагеря, если мы сможем разжечь там ту же гражданскую войну, которая не так давно шла в городах, если нам удастся восстановить деревенскую бедноту против деревенской буржуазии, - только в том случае мы сможем сказать, что мы и по отношению к деревне сделаем то, что смогли сделать для города».

После покушения на Ленина 30 августа 1918 года Свердлов подписал обращение ВЦИК 2 сентября «о превращении советской республики в единый военный лагерь», дополненное 5 сентября изданным СНК «Постановлением о красном терроре», объявившем массовый красный террор против всех врагов революции.

Свердлов возглавлял комиссию по выработке первой конституции РСФСР, участвовал в подготовке 1-го Конгресса Коммунистического Интернационала (январь 1919 г.).

"До самой своей смерти он не имел личного секретаря и обычно уходил домой с портфелем документов, чтобы к утру разобрать и решить множество вопросов".

"За полчаса до смерти Свердлова навестил Ленин. Он пришел проститься с умирающим, хотя окружающие отговаривали его от этого посещения ввиду заразности «испанки». Яков Михайлович узнал его. Как пишет один из первых биографов Свердлова М. Гайсинский "сквозь мучительную боль и проблески жизни слабая улыбка заиграла на его губах; он хотел было приподняться и что-то сказать Ленину, но тот нежно остановил его, сказав: «Не надо, Яков, лежи спокойно», - и умирающий послушно затих. Постояв несколько минут и пожав руку Якова Михайловича, Ильич вышел из комнаты. После ухода Ильича больной начал стонать и через четверть часа скончался". Он умер в возрасте 33 лет от "испанки" и воспаления легких, которые у него были повреждены еще с первых дней тюремного заключения".

18 марта 1919 года Яков Михайлович Свердлов был похоронен у Кремлёвской стены. В. И. Ленин в своей речи сказал:
«Если нам удалось в течение более чем года вынести непомерные тяжести, которые падали на узкий круг беззаветных революционеров, если руководящие группы могли так твердо, так быстро, так единодушно решать труднейшие вопросы, то это только потому, что выдающееся место среди них занимал такой исключительный, талантливый организатор, как Яков Михайлович. Только ему удалось соединить в себе удивительное знание личного состава руководящих деятелей пролетарского движения, только ему удалось за долгие годы борьбы, - о которой я могу сказать здесь лишь слишком кратко, - выработать в себе замечательное чутье практика, замечательный талант организатора, тот безусловно непререкаемый авторитет, благодаря которому крупнейшими отраслями работы Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, которые под силу были лишь группе людей, - целиком и исключительно единолично ведал Яков Михайлович. Только ему удалось завоевать такое положение, что достаточно было в громадном числе крупнейших и важнейших организационных практических вопросов, достаточно было одного его слова, чтобы непререкаемым образом, без всяких совещаний, без всяких формальных голосований, вопрос был решен раз навсегда, и у всех была полная уверенность в том, что вопрос решен на основании такого практического знания и такого организаторского чутья, что не только сотни и тысячи передовых рабочих, но и массы сочтут это решение за окончательное».

В день похорон Свердлова открылся VIII съезд РКП(б). В. И. Ленин, выступая с политическим и организационным отчетом, отметил роль Свердлова следующим образом:
«Я не в состоянии даже на сотую долю заменить его, потому что в этой работе (организации работы ЦК - Е.Ш.) мы были вынуждены всецело полагаться и имели полное основание полагаться на тов. Свердлова, который сплошь и рядом единолично выносил решения».

Выступая в прениях, делегат от Московской губернской организации РКП(б) Н. Осинский сказал:
«Надо поставить вопрос прямо. У нас было не коллегиальное, а единоличное решение вопросов. Организационная работа ЦК сводилась к деятельности одного товарища - Свердлова. На одном человеке держались все нити. Это было положение ненормальное. То же самое надо сказать и о политической работе ЦК. За этот период между съездами у нас не было товарищеского коллегиального обсуждения и решения. Мы должны это констатировать. Центральный Комитет, как коллегия фактически не существовал… Ставилось в большую личную заслугу т. Свердлову, что он может в себе объять необъятное, но для партии это далеко не комплимент...»

(По материалам из открытых источников, в частности по istoriki.su.)

поколения, история ХХ века

Previous post Next post
Up