Размышления об искусственном разуме и о сознании

Jul 05, 2010 15:12


С какой бы случайностью не совершались великие открытия минувшего века, их создатели вполне четко могли сформулировать цель своей работы: мы изобретаем то-то за тем-то. В случае с искусственным интеллектом (ИИ), цель ученые не афишируют или прикрываются аморфными фразами, вроде того, что это будет огромный прорыв для человека и тому подобными. Это ( Read more... )

трактат, программный документ

Leave a comment

Re: Про интеллект и сознание... nonbit July 5 2010, 19:44:17 UTC
Опять же не соглашусь. Вы описываете все, скорее, с философских и психологических позиций.
Я подхожу с инженерной точки зрения.
Попробуйте представить, как можно сделать сознание. Для начала надо дать четкие, оторванные от разноформатных утверждений, понятия. Это является главным препятсвием современной науки на пути воспроизведения сознания...

После понятий необходимо описать известный и достаточный функционал того, что вы собираетесь делать. Если мысли не попадают в восприятие - их попросту нет для сознания. Мысли и эмоции имеют ту же логику появления в ощущениях, как и все остальные чувства.

Описав функционал и повторив его искусственно - получим аналог сознания.

Сознание существует в настоящем и имеет в своей природе физическую основу. Я бы сказал, что и физическую природу, но рискуем скатиться в филосовско-теологический спор.

"Я" технически делается просто - размыкаются-замыкаются участки нейронных сетей и в эффекте сознания появляются значения, на которые было направлено внимание. В том числе из памяти.

Про одушевленность я написал сознательно. Есть живое без сознания - растения. Они не имеют нервной системы, мозга и памяти. Все размышления над сознанием у растений - ненаучный спор. Который, впрочем, возможен, но необходимы конкретные не то что доказательства, хотя бы логические теории.
В то же время я говорю про небиологические структуры, где могло бы возникать сознание как эффект. Гравитационное взаимодействие звезд или взаимодействие электронных облаков в сложных хим. веществах может напоминать процессы, идущие в нейронных сетях. Только в данных случаях нет памяти и среды, поставляющей сигналы для рецепторов, общение, опыт и прочее.

Это тоже, кстати, нормально не описано даже философией.

Вообще, мой подход до примитива прост. Необходимо воспроизвести самоощущение как сознание. Значением сигнала будут чувства, мысли, воспоминания, эмоции - абсолютно все, что мы можем воспринимать. Сигналам необходимо задать разные значения. Любой эффект существует только в настоящем - значит битовый подход программирования невозможен, так как биты разнесены во времени. Значит берем пространственную степень свободы, позволяющую моделировать в настоящем времени.
Как среду берем электрическое поле. Все изменения поля проявляются относительно его равновесия. В неравновесии поле двигается до нового равновесия - аналоговой суперпозиции. Это побуждение есть значение для воспринимающего равновесия, и является ощущением. И мы отвечаем на вопрос КТО ВОСПРИНИМАЕТ. Не только отвечаем, но и создаем его.
Рассматриваем реальность существования и находим, что для каждой системы свое существование и основано на энергии. В природе нет неэнергетических соприкосновений.

Все остальные сложные процессы разных уровней и их вложенность, в том числе понимание, свобода творчества, мышление, мечты, любовь и ненависть - моделируется, исходя из этого подхода. Как все богатство цифровых технологий происходит из бинарной булевой логики.

Reply

Re: Про интеллект и сознание... nevzdrasmion July 6 2010, 06:46:32 UTC
Современная наука в том виде, в котором она существует, никогда не создаст сознания. В том числе, из-за понятийных противоречий. Когда мы берем, описывая сущность сознания, информационный принцип, наш концепт один. Он отличается от того, когда мы подходим к нему с точки зрения нейронной проводимости. Иной результат мы получим, основываясь на учении о функциональной асимметрии мозга.

Определения не описывают понятие, они лишь ограничивают те когнитивные пространства, в которых это понятие находится. Чем точнее будет ограничение понятие, тем с большей вероятностью мы найдём в этих рамках определямое. Это можно назвать философским подходом или даже психологическим. И как раз это размежевание по дисциплинам отдаляет нас ещё сильнее от правильной траковки вопроса, потому что в этом случае становится ограниченной сама живая мысль.

Я не сомневаюсь, что наука сделает в скором времени аналог чувствования, просто скопировав принципы и перенеся их на искуссвенный субстрат. Но этого будет мало, потому что наличие чувств ещё нужно будет подтвердить и тогда станет вопрос о "Я" и о самом сознаниии, каковое имеется у человека. Здесь станет ясно, что просто копированием принципа не обойтись. Хотя бы потому, что сознание у человека развивается с момента его рождения, а так же переносит разного рода деформации, кризисы и т.д. К тому же, сознание не подчинено временному принципу.

К сожалению, я не физик и не могу с должной основательностью обдумать вариант с сигналами и электрическим полем в роли среды, но я уже вижу, что на пути к созданию этого принципа встанет вопрос о носителях сигнала и их поведении в электрическом поле. А конечный результат кажется мне ни чем иным, как тем же компьютером, только построенным на другом принципе. Соответственно, все его "чувства" будут довольно сильной условностью.

Reply


Leave a comment

Up