Прочёл. Но кое-что не складывается. Во-первых, почему Ёжик в начале и в конце всё воспринимает нормально. В конце-то понятно - реальность уже сложилась, но в начале? Кроме того, теория Канта не обясняет, почему Ёжик, находясь в тумане, всех пугается, ведь у ребёнка, познающего мир, не может постоянно доминировать чувство страха. Ну и конечно же, символы тоже не следует опускать как просто вещи, или, если угодно, "вещи в себе". Я не говорю о превосходстве толкований, возможно Норштейн ни о чём таком сам и не думал, но мне кажется очевидным, что мульт снимался не совсем для детей, вернее, совсем не.
Кант писал не только о детях, но и о взрослых. Ежика можно вполне сопоставить со взрослым человеком (все мы - большие дети), а человека как раз пугает все неизведанное, новое. Просто детям этот мульт на эмоциональном уровне доступнее, взрослые же во всем стараются найти логику. Почему ежик в начале воспринимает все нормально? Потому что он приходит из среды, где уже все изучено, он уже там адаптировался. :) И погружается в нечто новое... Например, ребенок, пока не рождается, очень даже себе комфортно себя чувствует в животе у мамы, а когда рождается - испытывает сильнейший стресс, пока не адаптируется...
Если бы послушал, то порадовался бы. Кстати, в пользу вашей трактовки выступает тот факт, что все туманное пространство составляет лес и его обитатели, то есть, природное лоно с его законами, первыми для понимания мира.
Не совсем согласен, что детям этот мульт доступнее. Хотя бы я сам перестал воротить от него нос, когда более менее стал осмыслять. Если же отвлечься от "логики" и "смысла", то единственным средством познания будет даже не сюжет, а привязка к героям, которые, всё же, отстают от детского ожидания. По крайней мере, я не знал бы ни одного ребёнка, который возвёл бы Ёжика в ранг любимых.
Спасибо! Мне кажется, что в нашей жизни просто не хватает верного толкования вещам. Ну или, хотя бы, просто толкования. Ведь пока оно ведётся, эти вещи ещё кому-то нужны.
Спасибо за прекрасный "юнгианский" анализ этого, даже язык не поворачивается сказать, мультфильма. Потому что, как Вы отчетливо показали, это не просто мультфильм и даже не просто талантливый мульфильм. Это, безусловно, гениальная символико-аллегорическая притча о познании Трансцендентного, о поисках Абсолюта. АБСОЛЮТ-ный шедевр. Но мне понадобилась целая жизнь, чтобы как-то понять целый мир заключенных в нем смыслов... В детстве я просто смотрела не отрываясь, как загипнотизированная, и всё. Что-то прошивало меня насквозь, а что это, я еще не была способна осмыслить. Мне казалось, что такой подернутый дымкой персонаж мог только присниться автору, что это невозможно придумать. Ежик это что-то совершенно невероятное по степени хрупкости, незащищенности, открытости перед миром, который, как у Блока, "опять предстанет странным, закутанным в цветной туман". Да, странный, сновиденный, фантасмагорический, галлюцинативный мир, чуждое, неуютное пространство, в которое маленькое существо шагнуло из привычного и обжитого, и теперь на каждом
( ... )
Да, и спасибо, что напомнили про музыку Мееровича, я-то её забыл вписать в наш анализ, а звуковое восприятие как раз-таки делает поразительные вещи.
Вы упомянули в комментарии о Ёжике как о символико-аллегорической притчи, и это очень точное замечание. Если позволите, то я, пожалуй, назову Норштейна Данте мультипликации.
Ежик в ТуманеgeronimioOctober 6 2009, 16:51:51 UTC
Смысл пойман правильно. Очень интересны, кстати, сказки автора сценария - Сергея Козлова. Они полны скрытого смысла не меньше чем "Ежик в тумане". Вот здесь разобраны отдельные аспекты сказок и дана интерпретация Ежику http://www.town812.ru/tuman.html
Re: Ежик в ТуманеnevzdrasmionOctober 6 2009, 17:18:04 UTC
В анализе я сознательно пытался разграничить мультфильм и сказку. Во-первых, потому что два режиссёра видят всё по-своему, а во-вторых, сказкой думаю заняться отдельно, благо высматриваю в её семантике кое-что ещё.
Comments 208
Reply
Reply
Ежика можно вполне сопоставить со взрослым человеком (все мы - большие дети), а человека как раз пугает все неизведанное, новое. Просто детям этот мульт на эмоциональном уровне доступнее, взрослые же во всем стараются найти логику. Почему ежик в начале воспринимает все нормально? Потому что он приходит из среды, где уже все изучено, он уже там адаптировался. :) И погружается в нечто новое... Например, ребенок, пока не рождается, очень даже себе комфортно себя чувствует в животе у мамы, а когда рождается - испытывает сильнейший стресс, пока не адаптируется...
Ой философствуем... Послушал бы нас Норштейн...
Reply
Кстати, в пользу вашей трактовки выступает тот факт, что все туманное пространство составляет лес и его обитатели, то есть, природное лоно с его законами, первыми для понимания мира.
Не совсем согласен, что детям этот мульт доступнее. Хотя бы я сам перестал воротить от него нос, когда более менее стал осмыслять. Если же отвлечься от "логики" и "смысла", то единственным средством познания будет даже не сюжет, а привязка к героям, которые, всё же, отстают от детского ожидания. По крайней мере, я не знал бы ни одного ребёнка, который возвёл бы Ёжика в ранг любимых.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Да, и спасибо, что напомнили про музыку Мееровича, я-то её забыл вписать в наш анализ, а звуковое восприятие как раз-таки делает поразительные вещи.
Вы упомянули в комментарии о Ёжике как о символико-аллегорической притчи, и это очень точное замечание. Если позволите, то я, пожалуй, назову Норштейна Данте мультипликации.
Reply
с уважением!!!
Reply
...когда ажиотаж спадёт, разумеется...
Reply
Reply
Reply
Очень интересно и познавательно )
Только рыба вроде бы отвечает не "Нет", а "Не за что", хотя смысл от этого нменяется.
Reply
вратце расскажите, о чем криатиф?
Reply
Leave a comment