Всегда считала, что у меня неплохая дикция. Раньше. Ну потому что кукушка кукушонку, цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла, сшит колпак, вязан колпак и вот это вот все. Но это было до того, как я стала записывать аудиокниги.
Повстречала однажды проект «Литрес. Чтец», подумала, клево как, и наболтала чего-то там в микрофон. А мне вдруг ррраз - и говорят, а давайте.
Принялась я записывать книги, и тут выяснилось - с дикцией у меня швах. Да.
А вы попробуйте без запинки и с выражением с первого раза прочитать вслух: «сказал он наконец, обернувшись к столу из литого серебра, украшенному финифтью, на котором стояли кубки с фантастическим узором и две большие этрусские вазы, такой же странной формы, как изображенная на картине, и наполненные, как мне показалось, иоганнисбергером». Это любимый мой Эдгар Аллан, но брать его на запись было большой, большой ошибкой. Слушайте, я никогда не думала, что у По такие длинные и витиеватые предложения! Его же, когда просто читаешь, - наслаждаешься этим словесным кружевом и в голову не приходит, как вот это все произнести вообще возможно. А если вслух, сразу выходит не кружево, а всякая… финифть.
Я подумала, да ладно, это просто с прозой тяжело. Возьму стихи, и будет мне счастье. Например вот, Цветаева, мой любимый поэт, и сборник - дивный, чудный, в нем есть почти все ее лучшие вещи. И главное - Цветаева мелодична же! Потом повстречала вот это «гора горевала, а горы глиной», с нежностью вспоминала про цаплю и кукушонка. Что - гора! А вот когда «Есмь мел железо есмь не быть нам выкрестами жид пейсы выпроставший» - это вообще сильно, если внезапно и вслух. Наверное, соседи, те, которые не в курсе, думают, что я тут время от времени развлекаюсь вызовом демонов.
А вообще записывать аудиокниги - это весело. Включаешь ты, допустим, запись и начинаешь очень серьезно и выразительно начитывать.
Нет, для начала нужно где-то сесть, это ответственный момент. Сидеть желательно ровно, иначе голос выходит сдавленный. И микрофон должен стоять ровно, иначе громкость колеблется. Наклоняться к микрофону нельзя, иначе звук искажается. Выбор помещения - тоже ответственное мероприятие. Лучше всего записывать в бункере. Или в сейфе, но непременно с мягкими стенами. Если рядом, к примеру, случается холодильник или батарея, в общем, что-то крупное металлическое, звук почему-то тоже искажается и начинает позванивать. У меня квартира однокомнатная, в ней есть кухня и спальня. То есть в половине помещений есть холодильник, а во второй половине кругом батареи. Можно еще запереться в санузле, но есть подозрение, что там звук станет отражаться от унитаза и кафеля. Ах да, еще важно перед записью отключить комп от сети, иначе отчего-то образуется адский фоновый шум. Потом так-то по-любому придется все редактировать, убирать белый шум и собственный мат, но все же. Отключили? Сели? Откашлялись? Поехали!
Читаем выразительно, драматично, на разные голоса. В момент максимального накала страстей непременно раздается «ХРУСЬ!» Котик кушает. Да, именно сейчас. Да, приспичило. Проголодался котик. Выжидаем, пока хруст стихнет. Котик выжидает тоже. Чего это ты замолчала, м? Ну интересно же! Главное в этот момент не сорваться и не включить снова запись - «хрусь» тотчас возобновится. И потом, если начал кушать один котик, скоро обязательно подтянется второй. Все поели? Отлично, продолжаем разговор! Читаем серьезно, драматично… ШКРЯБ! Ну а что вы хотели, котик поел. У котика здоровое пищеварение. Шкряб-шкряб. Скоро котик прокопает в лотке дыру до соседей снизу и можно будет продолжить. Читаем. МРРРР! Нет ну у котика в конце концов только жизнь наладилась наконец. Котик принес нежность. Погладь кота. Немедленно. О, заснул? Хорошо, читаем. ПФФФ! А это отопление. Котел у меня, он так работает - фитиль автоматически зажигается время от времени, делает «пфф» и гудит некоторое время, потом затихает. ТРРРР! А это холодильник. Фоновый скрежет - это слишком мелко, неинтересно, недостаточно как-то, надо внести разнообразие и оживление. Нет, ну зачем звереть? Можно, в конце концов, отключить ненадолго отопление, холодильник… мнэ, с котиками сложнее. Ладно, включаем запись. УУУУУАААААУУУУ! Песик Черныш живет у соседа напротив, всем хороший песик, но когда сосед куда уходит, в курсе вся улица, потому что песик Черныш грустит. РРРВАФ! А это уже наша идиотина, то есть соседей снизу, хороший песик Арни, опять грозится сожрать какого-то курьера. Курьер доверчиво читает «Отче наш» и обещает отдать все бесплатно. Читаем… «ТЕТКА! - говорит Люся в кухонное окно. - А ты сегодня подлым тварям воду не меняла?»
Подлые твари - это тоже котики, только подлые твари. Уличные. Надо менять воду подлым тварям. И вообще, я отлично же поработала уже. Да. Хватит, я сказала. Все равно комп уже разрядился. Главное, не забыть включить отопление и холодильник. И погладить котов. Всех. Это способствует гармонизации мира и снимает желание превратиться в агрессивного инопланетянина-далека и скрежетать сиплым голосом «УНИЧТОЖИТЬ».
Подумываю в следующий раз на запись взять Маяковского, надо в конце концов развивать дикцию. Тут одно из двух, или дикция улучшится, или язык завяжется окончательно в дулечку, так или иначе, проблема решится.
А аудиокнижки мои на Литресе лежат.
Вот здесь. Там и пробныйе фрагменты послушать можно. Жаль, из сборника Цветаевой сделали пробной "Поэму лестницы" - не самая любимоя моя вещь. Сам сборник на самом деле чудесный и очень объемный. Сейчас Тэффи записываю, боже, какая она все же прекрасная.