Как-то так вышло, что я являюсь носителем двух противоположных точек зрения: 1) Мы всего лишь песчинки в этой бесконечной вселенной, которую мы не способны ни постичь, ни контролировать. Мы даже собственными мозгами не столько управляем, сколько управляемы ими. И наша личность - конструкт настолько хрупкий и иллюзорный, что воспринимать его всерьез сложно; 2) Мы ответственны абсолютно за всё, что с нами происходит, потому что прямо или косвенно всё это является результатом нашего выбора. Если ты бедный и больной, значит ты сам себе злобный Буратино, надо было работать, а не пирожные в Буше покупать на последние 500 рублей.
Как это у меня в голове уживается, я не имею ни малейшего понятия. Но и об то и об другое можно упоительно страдать и предаваться отчаянию. В первом случае потому ты ничего не можешь, а если тебе что-то и удалось, то это просто стечение обстоятельств, а во втором потому что не сумел чего-то конкретного, рукожопый ты кузнец своего счастья.
А тут я недавно открыла для себя стоицизм. Отличная философская система, которая легко сводит эти два принципа воедино. Дело в том, что её придумали люди, жившие во времена, трагически похожие на наши: вроде как люди твоей культуры живут повсюду и их очень много, но вот конкретно твои соседи, верятно, какие-то троглодиты с которыми ни о чем нельзя договориться; страна в которой ты живешь не сегодня, завтра может внезапно ввязаться в войну, распасться, пережить революцию, финансовый кризис и апокалипсис (в произвольном порядке) и вообще всё что тебе дорого и мило может в любой момент исчезнуть или оказаться плодом твоего воображения.
И вот эти сильные духом люди родили мудрость: степень проваренности утренней овсянки ты худо бедно можешь контролировать, а положение дел в государстве ну вот совсем никак. А потому надо научиться отличать одно от другого и сосредоточиться на первом. А чтобы у тебя это хорошо получалось надо развить в себе добродетели. Разумность, чтобы отличать бренное от вечного. Справедливость, чтобы честно трудиться и служить человечеству. Умеренность, чтобы контролировать свои чувства и желания. И доблесть, чтобы иметь яйца принять этот мир таким, каков он есть, и продолжать делать, что должно.
Хорошая система, очень элегантная. Теперь, когда на меня нападает тоска по поводу несправедливости мира, я иду мыть посуду и обдумывать биографию Эпиктета. И помогает.