В сапогах, но не сапожник

Nov 26, 2019 12:19





В «святые» девяностые на улицах новой демократической России процветал «лохотрон». Вы покупали лотерейный билетик. Он оказывался выигрышным. Но забрать выигрыш вы могли только в том случае, если не появится человек с таким же билетом. Тогда вам придется делать ставку, и только если оппонент не сможет на нее ответить, выигрыш достанется вам. Конечно, такой человек появлялся, и денег на ставку в итоге не оставалось у вас.

Почему? Потому, что против вас играли вашими же деньгами: аферисты незаметно передавали поставленные вами деньги в руки вашего оппонента.

Мы опасаемся сапожников без сапог и вряд ли понесем наши кровные финансовому консультанту в дешевом костюме. Но что делать, если сапоги на человеке, который называет себя сапожником, есть, да еще и неплохие?

Задуматься над тем, действительно ли он сапожник или же просто купил себе сапоги, причем на наши же деньги!..

Аферистам, как и законопослушным бизнесменам, нужен стартовый капитал. Да, чтобы афера удалась, надо купить презентабельную одежду, сделать фотографии, снять видеоролики, создать сайт, запустить рекламную кампанию.

Интернет, социальные сети и другие опции, доступные в современном мире, позволяют довольно легко создавать иллюзию успешности:

  • не обязательно иметь дорогой автомобиль, можно взять его в аренду; 
  • не обязательно есть в дорогом ресторане, можно просто забежать туда, сделать пару фото и обязательно отметить свое местоположение; 
  • да и за рубеж можно съездить по сравнительно недорогой горящей путевке. 


Главное, потом все это зафиксировать и выложить в сеть.

Да, если есть желание, то создать иллюзию успешности не так сложно. Вот, например, Анна Сорокина (Анна Делви) даже богатых американцев (уж они-то, казалось бы, должны безошибочно определять, кто богат, а кто прикидывается!) смогла убедить в том, что унаследовала целое состояние…

А уже на этапе аренды зала можно начинать пользоваться деньгами «лохов». Вам могут сказать, что уникальный семинар проводится совершенно бесплатно, а заплатить вы должны сущую мелочь. Предлог для оплаты будет максимально благовидным: регистрационный взнос, необходимый, чтобы отсеять полных неудачников, пожертвование в пользу голодающих детей Поволжья, плата за уникальные пособия, которые, на самом деле, вообще бесценны и пр.

И никто из пришедших на «уникальный» семинар не задумается о том, что даже зал «успешный коуч» или «эффективный тренер» снял за чужой счет.

Кстати, фокус состоит не только в том, что вас впечатляют за ваши же деньги. Благодаря психологическому эффекту «нога-в-дверях» (foot-in-the-door) после незначительной траты вам станет легче отдать шарлатану уже более существенную сумму.

Например, за 300 рублей с человека вполне можно снять зал и создать нужный антураж. Ну, а дальше возникает воронка: чем больше людей потратят 300 рублей, тем больше наберется тех, кто потратит в итоге еще 8700.

Получается, что потраченная вами небольшая сумма не только помогла шарлатану начать оболванивание, но и настроила вас на предстоящие более крупные расходы. «Нога-в-дверях»: если сделан первый шаг, второй шаг будет сделать легче.

Помните, еще ни один «бесплатный» семинар не закончился без настоятельных рекомендаций записаться на еще более «уникальный» тренинг. Он, правда, стоит уже на порядок дороже, зато и эффект будет более глубоким и продолжительным!

Да, против вас играют вашими же деньгами. И это самый настоящий «лохотрон».

В итоге возникает каскад расходов: вам предлагают все более и более продвинутые курсы, и вы отдаете аферисту все больше и больше денег.

В процессе оболванивания срабатывает и психологический феномен под названием «оправдание усилий» (effort justification). Если вы начинаете подозревать, что человек в сапогах, на самом деле, сапожным делом не владеет, то у вас возникает неприятный когнитивный диссонанс: «я - умный человек, но я уже кучу денег отдал явному шарлатану».

Как же справиться с этими неприятными ощущениями?

Алгоритм прост. Вы должны:

  1. Понять, что каждый может ошибиться, и что совершенная ошибка не означает, что вы дурак.
  2. Наплевать на потраченные деньги (чтобы не совершить ошибку невозвратных издержек). 
  3. Уйти с тренинга (выйти из секты) и не оглядываться. 

К сожалению, существует и другой путь избавления от когнитивного диссонанса - убедить себя в том, что вам лишь показалось, что ваши подозрения смехотворны, что человек в сапогах вовсе не шарлатан, а очень и очень успешный сапожник.

В результате многие аферисты, действительно, получают немалые деньги.

Вот только могут ли они научить, как стать богатым?

В принципе, никто не мешает и вам проводить тренинги, устраивать семинары, организовывать ретриты. Гарантий успеха, правда, нет, но попытка, как известно, не пытка. Да, не стоит думать, что описываемая здесь схема шарлатанства является беспроигрышной. В действительности, большинство всех этих коучей, тренеров, инфо-бизнесменов отсеиваются, получив весьма незначительный доход или вообще убытки. Но видим, мы, естественно, только успешных аферистов, так что давайте не будем совершать ошибку выживших (survivorship bias).

По сути, все эти коучи, тренеры и прочие шарлатаны вовлекают нас в пирамиду. В ряде случаев, такого рода пирамиды создаются самими «сапожниками». Например, участника тренинга личностного роста могут подталкивать к тому, чтобы он открыл филиал тренингового центра в своем городе.

Следовательно, если вы верите в то, что какой-нибудь бизнес-тренинг поможет вам разбогатеть, сделает вас успешным, то вы ничем не лучше людей, которые относили свои деньги в МММ.

Действительно, ваши расходы на тренинг растут. Тренер покупает все более дорогие костюмы и ездит на все более дорогие курорты. А вы становитесь все более и более уверенным в том, что перед вами не аферист, а сапожник высшей пробы…

Да, невозможно выиграть, если против вас играют вашими же деньгами.

Итак, отсеивать сапожников без сапог мало. Необходимо отсеивать и мнимых сапожников, которые носят отличные сапоги, вот только купленные за наш с вами счет. Перестаньте, наконец, кормить аферистов и шарлатанов! Помните, если у вас есть деньги на бесполезные семинары и тренинги, значит вы не такой уж и неудачник. Впрочем, разве наша жизнь сводится к тому, какой у нас доход? Разве быть честным, но не богатым хуже, чем быть бесчестным богачом?

В любом случае, если вы хотите наладить ваше финансовое положение, то начните с простого: не покупайте сапоги тому, кто провозгласил себя сапожником.

инфобизнес, мотивирующие ораторы, бизнес-тренинг, инфоцыгане

Previous post Next post
Up