Религия и шарлатанство

Mar 30, 2018 13:17


Сегодня среди скептиков, науковеров, воинствующих атеистов и людей, считающих себя свободомыслящими, очень часто прослеживается тенденция объявлять религию одной из форм шарлатанства. Мол, придумываем Бога, сочиняем его законы, навязываем людям идею нечистоты и вины и зарабатываем себе денежки на совершенно бесполезных услугах - ритуалах, обрядах, духовных практиках.

Но является ли религия шарлатанством в действительности? Предназначена ли религия для зарабатывания денег на продаже продуктов или услуг, которые объявляются полезными, а на самом деле являются бесполезными или даже вредными?

Давайте разбираться.

Ницше утверждал, что под крестами очень удобно плести паутину. И с этим, действительно, трудно спорить. Религии на самом деле представляют собой плодотворную почву для произрастания различных шарлатанских проектов. Связано это с тем, что религии имеют дело с вещами, которые нельзя потрогать, пощупать и, тем более, измерить. Этот же фактор, кстати, определяет и обильное произрастание шарлатанства на ниве психологических услуг. Но тот факт, что на основе религии сравнительно легко создать шарлатанский проект, не означает, что религия всегда является шарлатанством.

То, что под крестами удобно плести паутину, не означает, что паутина сплетена под каждым крестом. Наличие паутины нужно каждый раз специально доказывать, а не прибегать к скороспелому обобщению по схеме «под крестом А была паутина, под крестом В была паутина, следовательно, где крест, там всегда паутина».

Впрочем, давайте выясним, чем все-таки отличается шарлатанство от религии.

На самом деле, шарлатана всегда довольно легко разоблачить, другой вопрос - отвернутся ли от шарлатана потребители его продукции после этого разоблачения. Типичный шарлатан всегда дает обещания такого рода, в отношении которых легко проверить, выполнены ли они. Правда, это легко проверить с помощью научного исследования. Обыватель такого рода объективную проверку осуществить в принципе не способен. Собственно, в огромной степени именно на этом и основано процветание шарлатанства.

Но давайте рассмотрим несколько примеров шарлатанских обещаний.

«Медикаментозный» шарлатан заявляет, что изобрел чудодейственное снадобье (или чудодейственный прибор), которое помогает от целого ряда болезней. Первый вопрос, который мы задаем шарлатану предельно прост: «а есть ли исследования, подтверждающие, что ваше снадобье помогает?». Если исследований нет, но снадобье все равно продается, мы делаем вывод, что тут речь идет именно о шарлатанстве. Вдобавок, если бы мы провели объективную проверку - рандомизированное контролируемое исследование (РКИ), мы бы увидели, что обещание шарлатана было лживым, а его снадобье - просто пустышка.

«Энергетический» или «полевой» шарлатан - экстрасенс, ясновидящий, телепат - заявляет, что имеет некие сверхъественные способности, которые позволяют ему лечить заболевания, искать людей, читать чужие мысли. Мы опять-таки спрашиваем шарлатана, в каких исследованиях его способности подтверждены. Подчеркну, что речь должна идти только о научных исследованиях: патенты, благодарственные письма и грамоты, регалии и занимаемые должности, полученные премии и большое количество благодарных клиентов наличия сверхъестественных способностей не подтверждают. Если этих исследований нет, то мы уже можем признать нашего экстрасенса шарлатаном. Вдобавок, исследования «энергетических» шарлатанов, действительно, проводились, и ни в одном из них шарлатану не удалось проявить никаких сверхъестественных способностей.

«Психологический» шарлатан обещает, что применяемая им психотерапия или проводимые им тренинги реально помогают решить психологические проблемы, стать лидером, добиться успеха, выйти за муж за миллионера и т.д. и т.п. Исследований, подтверждающих, что его обещания чего-то стоят, опять-таки нет, а если бы мы эти исследования провели, то увидели бы, что эти обещания попросту лживы.

Что касается религии, то, необходимость первого вопроса к ней автоматически пропадает. Да, исследований, подтверждающих религиозные догмы, нет, но их нет потому, что провести объективную проверку религиозных догм в принципе невозможно: нельзя проверить, есть ли Бог, существует ли ад и рай и пр.

Кроме того, религия (речь тут будет идти, прежде всего, о Православии) и не дает ни обещаний, ни гарантий. Так, в соответствии с православной догматикой, говоря предельно упрощенно, не существует никаких практик, гарантирующих попадание в рай. В рамках православного учения о спасении речь идет о синергии, о соработничестве человека и Бога, когда спасение - это результат сложения усилий. Причем результат этого соработничества непредсказуем, т.е. объективно установить, спасется ли конкретный человек или нет, не представляется возможным. Да, в Православии принято надеяться на Любовь Божью, на Его Милосердие, но ни о каких гарантиях спасения в рамках православия речи не идет.

Итак, во-первых, в принципе нельзя объективно проверить, спасся ли человек, и, во-вторых, религия и не обещает, что вы точно спасетесь, если будете ее верным и покладистым адептом.

Кстати, главное отличие сект от религий состоит именно в том, что секты, так сказать, ставят вопрос спасения на коммерческие рельсы: они дают гарантии спасения, продают методики достижения нирваны и попадания в рай. Вдобавок, в сектах, как правило, присутствуют и другие формы шарлатанства: чудодейственные снадобья, энергетические и психологические практики.

Да, и разумеется, если вы замечаете, что на основе религии возникает то или иное шарлатанство, с этим, безусловно, надо бороться. Но нужно понимать, коренится ли это шарлатанство в догмах религии, в ее учении или же привнесено из вне и этим догмам противоречит.

Например, продажа монастырских чаев, на которых написано, что они помогают от таких-то болезней - это, безусловно, шарлатанство. Но в православной догматике ничего подобного нет: ни один Отец не утверждал, что монахам открываются некие секреты траволечения или что трава, собранная монахами, приобретает целительные свойства.

Групповые отчитки, которые позиционируются как защита от порчи и бесов, - это тоже шарлатанская практика, у которой нет оснований в православном учении.

Конечно, все эти рассуждения не дорого бы стоили, если бы касались какого-то сиюминутного или несущественного социального явления типа какой-нибудь авторской религии или чайника Рассела. Но дело в том, что традиционные религии, которые не просто стали частью культуры народа, но и легли в основу этой культуры, нельзя просто взять и отменить. Поэтому так важно понимать фундаментальные различия, существующие между шарлатанами и сектами - с одной стороны, и традиционными религиями - с другой.

Еще по теме:

  1. Отсутствие доказательств - это доказательство отсутствия?
  2. Религия - это ложь?
  3. Вера - это отсутствие критического мышления?

эзотерика, наука, скептицизм, шарлатанство, секты, религия, экстрасенсорика

Previous post Next post
Up