Пока наши доблестные летчики сколачивают крепкий гроб государству Иблиса и его гражданам-шайтанам, я решил почитать книжку про иллюзии полета, изданную Институтом психологии Российской академии наук [1].
Я надеялся, что эта научная монография основана на огромном опыте советских и российских военных и гражданских летчиков (причем я прекрасно знаю, что отчественная летная школа является, несомненнно, одной из лучших в мире) и содержит в себе только точную, объективную и достоверную информацию.
Однако уже на первых страницах данной книги я, к своему удивлению, столкнулся с весьма сомнительными с научной точки зрения рассуждениями, которые, с моей точки зрения, ну никак не должны иметь места в научных монографиях.
И вот, собственно, эти мистико-эзотерические по своей сути рассуждения:
«…авиация придала таким абстрактным категориям, как пространство и время, личностный смысл, так как именно эти категории для человека летающего превращаются в социальную ценность, ибо психологически включены в цель и средство деятельности. Они могут одновременно выступать в двух полярных ипостасях: представлять угрозу жизни и способствовать общению. Пространство, по мнению летчиков и космонавтов, стало доступным. «В полете, - писал летчик Б. Еремин [67], - рождалось не иллюзорное, а вполне реальное чувство доступности любой точки земной поверхности в заданное время, крылья и мотор изменили реальность». По мнению космонавта Г. Берегового [67], человечеству лишь суждено было работать на Земле, жить ему предстоит во Вселенной. Как видим, психологическая трансформация физической сути пространства для летающего Homo sapiens есть интеллектуальный процесс осмысления и самосознания себя как личности, как социальной ценности в подлунном мире. Мы, авиационные врачи и психологи, гордимся тем, что принадлежим к профессиональной общности, которая называется авиационным братством, у которой независимо от политической географии есть общий пространственный стержень. Что мы имеем в виду? Летчики и космонавты очеловечивают пространство как общий ДОМ. Пространство и время в полете - это информационная категория, трансформированная в глубокий социальный смысл: сохранение национальной безопасности стран, устранение причин катастрофических экологических ситуаций, общение планетян и т. д...
Таким образом, для авиационной и космической экологии, медицины и психологии саму проблему пространства мы можем обозначить как новую область исследований механизмов формирования планетарного сознания. И более того, «вызов Богу», который сделали авиация и космонавтика, позволяя человеку покидать Землю, заставляет нас, ученых, искупить грех путем доказательства того, что в полете развивается осознание человеческого в человеке, формируются нравственные потребности к накоплению добра и человеческого капитала, а также создавать, в понимании С. Экзюпери [67], планету людей. Нам кажется, что подобный общий взгляд на проблему пространственной ориентировки и в ее частном виде для авиации может нас продвинуть быстрее и глубже в область решения сугубо практических задач.
Мы как исследователи прогнозируем, что чем дальше человек отделяется от своей планеты, чем больше его организм испытывает новые факторы, неизвестные ему на Земле, к примеру, смену гравитационных полей, деформацию восприятия пространственных структур привычных объектов, нарушение чувства времени, искажение афферентно‑эфферентных потоков информации, замедление или убыстрение витальных функций клеточных структур и метаболических процессов - тем ближе мы к открытию космического происхождения живого вещества. Пора нам вырываться из плена привычных метафизических постулатов и переходить на уровень вселенского сознания, ибо только тогда мы увидим за содержанием и формой многообразных реакций организма и психики отклик глубокой эволюции, который поможет нам открыть субстанцию понятий космического происхождения. На этом пути проблема пространственной ориентировки летчика есть исключительный инструмент для познания адаптивных возможностей человека. Дело в том, что сам процесс дезориентации, т. е. распад целостности психического отражения себя в пространстве, процесс дезинтеграции сознательного и бессознательного, дисгармонии биологического и социального, раздвоения «Я» и образования «ложного мира», станет тем ключом к разгадке сотворения духовных ограничений, которые не позволяют человеку приобрести божье качество - быть на небесах» [там же, стр. 40-41].
Да, вот это я и называю
«обезнаучивание психологии».
А потом люди еще удивляются, что психологов не считают за ученых, а психологию объявляют недонаукой или вообще лженаукой...
И конечно, мне хочется надеяться, что содержательная часть книги, посвященная собственно описанию иллюзий, с которыми сталкиваются летчики в полете, будет строго рациональной, объективной и содержать описания фактов, а не эзотерические мечтания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коваленко П.А., Пономаренко В.А., Чунтул А.В. Учение об иллюзиях полета: Основы авиационной делиалогии.- М.: 2007.- 461 с.
Еще по теме:
Пример обезнаучивания психологии