How many of you have self-help books? Okay, that's your first problem. You can't help yourself, because your *self* sucks!
(Из фильма "Школа негодяев")
Единственный способ разбогатеть благодаря книге из серии "Помоги себе сам" - написать такую книгу.
(Кристофер Бакли)
Сегодня в книжных магазинах полно книг из серии «помоги себе сам». Многие книжные стеллажи и книжные серии так и называются.
Но можно ли помочь себе, читая книгу? Можно ли давать точные рекомендации через книгу? Есть ли у такого рода книжных рекомендаций ограничения? А противопоказания?
Вообще, чтобы оказать помощь, да и, в принципе, любое воздействие, требуется обратная связь. Если обратной связи нет, то как узнать, выполнил ли человек рекомендацию, изменилось ли его поведение, подействовала ли рекомендация.
Конечно, получить обратную связь через книгу практически невозможно. Ни один автор книг из серии «Помоги себе сам» не сидит постоянно в почте и скайпе, чтобы отвечать на вопросы читателей, и проверять, правильно ли они поняли его рекомендации, применяют ли их, имеют ли эти рекомендации эффект, соответствует ли этот эффект тем целям, ради достижения которых читатель приобрел книжку.
Конечно, любая книга - это, в целом, односторонний способ коммуникации.
Нужно помнить, что даже проверенные рекомендации могут быть бесполезными или даже вредными, если не контролировать то, как клиент их применяет. Через книгу, естественно, такой контроль не возможен.
Еще одна проблема книг из серии «помоги себе сам» - это необоснованность советов, рецептов, рекомендаций, из которых эти книжки состоят. К сожалению, авторы подобного рода книг нигде специально не подчеркивают, что действенность их рекомендаций нигде, никем и никогда не проверялась, что источник этих рекомендаций - размышления, фантазии и воображение автора.
Такие авторы часто вообще не понимают, что свои идеи о том, как стать счастливым, разбогатеть, перестать беспокоиться и начать жить, надо сначала объективно проверять, и только после прохождения проверки предлагать их людям в качестве действенных рецептов. Им, видимо, кажется, что их гениальность отменяет необходимость объективной проверки.
Впрочем, искреннее заблуждение - это еще не самый злокачественный вариант. Еще хуже, если автор сознательно лжет, сознательно выдумывает чудодейственные способы решения проблем, придает им товарный вид и распространяет за деньги.
Вообще, когда мы хотим создать рецепт, сформулировать четкую рекомендацию, мы часто вынуждены упрощать реальность, искажать ее. Это имеет место даже в том случае, когда мы пытаемся формулировать рекомендации на основе научных данных. Наука вообще не догматична, она часто не допускает упрощенных выводов и прямолинейных трактовок, имеет место не с четкими разграничениями, а лишь с соотношением вероятностей, открывает статистические закономерности.
Вдобавок, нельзя не учитывать тот факт, что научные данные не могут переноситься в практику напрямую, тут необходимо создавать технологию, проводить дополнительные испытания.
К сожалению, авторы книжек из серии «помоги себе сам» не «заморачиваются» по поводу всех этих «мелочей». Очень часто они, подобно журналистам, искажают научные данные, делают из них произвольные выводы, которые зачастую прямо противоречат фактам, установленным с помощью научного метода. Но еще чаще свои чудодейственные рецепты авторы книжек из серии «помоги себе сам» высасывают из пальца, берут с потолка и пр.
На самом деле книжки из серии «помоги себе сам» представляют собой набор сформулированных в рекламном стиле житейских советов, субъективных и умозрительных. Содержание такого рода книжек ничем не лучше содержания разговоров бабушек, сидящих у подъезда, или житейских советов тети Аси.
Но, конечно, авторы книжек из серии «помоги себе сам» не хотят выглядеть как бабушки или дедушки, они строят свой имидж так, чтобы казаться знатоками, которые владеют некими секретами, знают обходные пути и хитрые способы достижения желаемого. Они считают, что их советы не только стоят того, чтобы их прочитать, но и стоят денег.
К сожалению, обыватель, тем более имеющий проблемы, ради решения которых и покупает книжки, не может отличить зерна от плевел, не может понять, где объективные факты, а где лишь правдоподобные фантазии и субъективные трактовки. Он считает, что если совет четко сформулирован, представляет собой чеканный и выверенный набор слов, напоминающий девиз, лозунг или рекламный слоган и приведен в красивой книжке, то совет этот принципиально отличен от житейских советов пришепетывающей и окающей бабушки.
Кстати, не надо думать, что такого рода книжки можно встретить только в отделах популярной психологии или эзотерики. В отделах деловой литературы таких книжек тоже, как представляется, большинство.
А теперь, вот вам несколько советов о том, как написать бестселлер из серии «помоги себе сам»:
- определите сферу, в которой будете выступать в качестве знатока, эксперта, гуру (тут лучше что-нибудь абстрактное, но позитивное и, в принципе, интересующее всех: успех, счастье, богатство, власть, секс, здоровье);
- определитесь с тем, что именно вы будете рекомендовать (тут лучше опять-таки выбирать беспроигрышные варианты: визуализации, позитивное мышление, рекомендации типа «притвориться успешным», «отзеркалить собеседника» и пр.), при этом не забывайте про давно уже зарекомендовавшие себя источники необоснованных рекомендаций ( НЛП, книжки по психотерапии, эзотерические и оккультные опусы, что-нибудь индийское или китайское, Нью Эйдж и т.д.), но, главное, включайте фантазию и изобретайте что-то бросовое, кричащее, сенсационное и, одновременно, правдоподобное;
- сформулируйте ваши рекомендации четко, конкретно, однозначно, подберите для них слова, которые сами себя продают (а еще лучше, если четкость будет мнимой, конкретность - иллюзорной, слова - многозначными, общими и абстрактными, но позитивными);
- обязательно добавьте в ваши рекомендации позитивных симулякров (рост, успех, успешность, эффективность, результативность, лидерство, трансформация);
- пронумеруйте ваши чудодейственные рецепты (в идеале должно получиться красивое число) - создайте иллюзию четкой структуры;
- добавьте жизненных примеров (если их у вас нет, что весьма вероятно, просто придумайте их, но помните, что примеры эти должны быть короткими, запоминающимися, сюжетными), смело описывайте гипотетические ситуации и проводите мысленные эксперименты;
- выберите правильный стиль изложения (лучше всего подойдет стиль оптимистический, радостный, полный энтузиазма и мотивирующий, помните, что читатель считает, что важны не столько сами рекомендации (ему часто вообще лень в них вникать, запоминать, применять), сколько то, насколько книга мотивирует, придает уверенность, вызывает энтузиазм и создает иллюзию того, что «море по колено и горы по плечо»).
- придумайте для своей книжки короткое и складное название, например, «100 секретов успешной презентации» «99 хитростей успешного оратора», «12 ошибок, мешающих быть счастливым», «25 способов омоложения», «Мягкая сила: успех минимальными усилиями», «Как достичь успеха», «Как избавиться от стресса» т.д. и т.п.
- закажите для вашей книжки красивую обложку, вообще - красивый дизайн и верстку, издайте ее на мелованной бумаге;
- помните, что читатель покупает не план действий и не набор приемов, а чувство, что планы и приемы не нужны, поскольку счастье уже в руках, успех уже достигнут, богатство уже пришло, поэтому вашу книгу будут читать примерно с той же целью, с какой смотрят фильмы про супергероев или играют в компьютерные игры.
Если вы последуете всем этим советам, то, я вас уверяю, после попадания этой книжки на прилавки, появятся люди, которые скажут, что вы - гений, а ваши рекомендации реально помогают, на самом деле меняют жизнь к лучшему, действительно весьма и весьма полезны.
Ну, а покупать книжки из серии «помоги себе сам» уж точно не стоит. Я, например, их не покупаю даже с целью собрать материал для критики.
См. также:
Психологическая попса