Как впаривают ТРИЗ

Sep 11, 2014 11:16


Справедливости ради следует отметить, что после того, как я опубликовал свою статью под названием «ТРИЗ - очередная лженаука, обозначаемая аббревиатурой?», ко мне пришли не только «очень» оригинальные отговорки и софизмы от адептов ТРИЗ в ее защиту (с этим "аргументами" Вы можете ознакомиться по ссылке), но и негативные отзывы людей, которым ТРИЗ пытались продать, впарить, и которые все же легко поняли, что ТРИЗ, как это принято говорить, ни о чем.

Один из таких отзывов - кстати, это открытый комментарий к упомянутой статье - я решил опубликовать специально, поскольку он очень показателен в плане того, как ТРИЗ продают, как ее впаривают коммерческим организациям.

Итак, отзыв на ТРИЗ (я внес незначительные правки):

Представители ТРИЗ приезжали к нам на предприятие. Первый семинар бесплатный, и, если понравится, то следующие - за деньги. А предприятие наше занимается научной деятельностью: разработка и производство электрощитов, энергоэффективность. Численность 600 человек. Все технари. В общем, подняли на смех. Было это примерно полтора года назад, но вспоминаются вот какие моменты:

- Уважаемые, а у вас самих-то сколько патентов?
- Ну, у нас нет патентов, но у нашего директора есть один патент!
- А у нашего отдела 6 патентов.

- Вот такая техническая задача: в ковшах перемещали расплавленную руду, но к тому времени, как ковш достигал места назначения, руда остывала и ее с большим трудом откалывали от ковша. Как сделали, чтобы руда не затвердевала?
- *много версий: покрыть крышкой, подогревать в пути*
- Нет, просто на поверхность лили воду, руда покрывалась тонким затвердевшим слоем, и тепло внутри сохранялось. По месту прибытия, все выливалось, а тонкий слой откалывался.
- *тут у присутствующих бомбануло очень сильно и все наперебой на повышенных тонах стали орать что-то типа: "Технологический процесс можно поподробнее?!??", "Вы когда-нибудь лили воду на раскаленную сковородку????" и т.д.

Следующим шагом вышел мой тогдашний начальник и сам загадал им техническую задачу на смекалку. Отгадать не смогли. Задача такая: как без фильтрующих элементов производят первичную очистку воды, которая поступает в водопровод? Правильный ответ: раскручивают ее лопастями, весь мусор центробежной силой скапливается в центре воронки, а чистая вода собирается по краям. Можно было бы догадаться, ведь размешивая чай можно увидеть, что чаинки скапливаются в центре водоворота.

ТРИЗовцы:
- Благодаря методике ТРИЗ фирма Reebok полностью исключила кражи. Этого добились тем, что левый кроссовок производили в Африке, а правый в Австралии (названия континентов придумал только что, т.к. забыл, какие там фигурировали).
- Позвольте, я читал об этом! да, действительно, такое имеет место быть, но это было придумано задолго до ТРИЗ, и не имеет к нему ни малейшего отношения!

Вот такой вот отзыв. Кстати, позднее его автор сообщил мне, что этот провальный демонстрационный семинар по ТРИЗ проводился Открытым акционерным обществом «Всероссийский межотраслевой научно-учебный центр по вычислительной технике и информатике» (ОАО ВМНУЦ ВТИ).

На самом деле, ситуация, описанная в этом негативном отзыве о ТРИЗ, вполне типичная. В России тысячи компаний, гордо именующих себя консалтинговыми, действуют похожим образом: проводят бесплатные семинары, тренинги, заявляют, что могут повысить эффективность чужого бизнеса. Одним словом, впаривают. В большинстве случаев такие семинары, тренинги наглядно демонстрируют, что эти консалтинговые компании ничего не знают, ничего не умеют, что им нечего предложить.

И удивительного в этом ничего нет. Я, например, вообще считаю, что если Вы ничего не умеете, у Вас нет нормального образования и достойной работы, то Вам нужно идти именно в консультанты. Перефразируя закон Паркинсона: «кто умеет - делает, кто не умеет - консультирует» (проводит тренинги, устраивает деловые игры и модерации и пр.)

Более того, нет ничего удивительного и в том, что после таких провальных бесплатных демонстрационных семинаров, тренингов, ясно дающих понять полную некомпетентность тех, кто эти семинары, тренинги проводит, многие компании все равно заключают с провальными консультантами договоры на консалтинг, обучение и пр. Дело тут не только в откатах, в необходимости осваивать бюджет, в потребности продемонстрировать, что в компании ведется обучение, что в ней думают о развитии и т.д. Дело в том, что многие люди действительно не могут отличить зерна от плевел. Даже владельцы бизнеса.

И конечно, прочитав этот отзыв, адепты, адвокаты ТРИЗ снова начнут приводить стереотипные аргументы, использующиеся, по-видимому, всеми адептами лженаук и научно не подтвержденных рецептов счастья.

Во-первых, они, видимо, скажут, что на этом семинаре речь шла о профанском ТРИЗ. Но есть, скажут они, ТРИЗ высокого уровня…

А еще к этому могут добавить, что люди, владеющие ТРИЗ на этом высоком уровне, живут с изобретений, а обучают этой эзотерической части ТРИЗ только избранных.

Во-вторых, адепты ТРИЗ, наверное, скажут, что просто тут просто речь идет о мошенниках, которые лишь прикрывались ТРИЗ, просто использовали этот бренд, что таких компаний много и что данная конкретная компания в ТРИЗ, конечно, ничего не понимала, но вот другая компания, например, какой-нибудь «ТРИЗ-шнапс», многое понимает и предоставляет подлинную ТРИЗ.

ТРИЗ, ТРИЗ лженаука, лженаука

Previous post Next post
Up