Не так давно я выяснил, что не все знают о том, что Семь чудес света существовали до нашей эры, а к настоящему моменту из семи осталось только одно чудо - пирамида Хеопса.
(Совсем же продвинутые знают, что сам этот список чудес создавался пошагово и у него были версии, но это уже совсем другая история).
А недавно я узнал, что есть люди, которые считают, что Марсель Пруст был настолько гениальным писателем - знатоком человеческих душ, что создал опросник, содержащий вопросы, позволяющие проникнуть в глубины души человека, который на них отвечает, увидеть его истинное лицо.
На самом деле, никакого опросника Пруст не создавал и никакие хитроумные вопросы не изобретал. Опросник так называется просто потому, что он его когда-то заполнил...
Произошло это в Англии в конце XIX века. В это время среди англичан (и не только среди них - сам-то Пруст не англичанином был) было популярно вести так называемые исповедальные альбомы (confession albums). В такого рода альбомах были и опросники с вопросами типа "Каков твой любимый цвет и цветок?" У дочери будущего Президента Франции Феликса Фора тоже был такой альбом. И вот в ее-то альбом и написал юный Марсель Пруст свои ответы.
Почему были популярны такого рода опросники и альбомы? Я думаю, примерно по той же причине, по которой сегодня популярны социальные сети. Посмотрите на Ваш профиль в "Вконтакте": деятельность, интересы, любимая музыка, любимые фильмы, любимые книги - так и хочется заполнить все и показать себя, рассказать о себе urbi et orbi (ну, или тесному интимному кругу френдов, которых Вы не показываете в списке), предстать в выгодном свете, позиционировать себя? :-)
По воле случая ответы Марселя Пруста на вопросы из альбома сохранились (кстати, он ответил не на один, а на два опросника в разном возрасте: на первый - в 13 или 14 лет, на второй - в 19 или 20 лет, эти опросники различались по содержанию вопросов и их количеству).
Но популярность к "опроснику Пруста" пришла, благодаря его использованию в СМИ. По-видимому, первым стал использовать "опросник Пруста" французкий журналист Бернар Пиво в своей телепрограмме "Апострофы".
Вторым журналистом, использовавшим опросник, был Джеймс Липтон - ведущий программа "Внутри актерской студии".
Ну, а из наших, отечественных акул пера в использовани опросника замечен Владимир Познер. Что не удивительно, ибо этот сабж, на мой взгляд, гордо несет лавры самого пафосного телеведущего России.
Надо сказать, по-моему, легко понятно, почему именно журналисты-интервьеры стали применять этот опросник. Действительно, сказать "а сейчас у меня для Вас несколько вопросов от Марселея Пруста" - это примерно то же самое, что сказать "а сейчас я задам Вам несколько бессмысленных, безопасных, но пафосных и претенциозно звучащих вопросов, которые позволят мне предстать в облике тонкого знатока человеческих душ, а Вам - выступить в образе откровенного и искреннего собеседника, раскрывающего публике тайны своей личности".
Но позволяет ли опросник Пруста действительно проникнуть в глубины души того, кто на вопросы из этого опросника отвечает?
Конечно, нет. Подобные опросники - это просто детская игра. А телевизионное интервью не только не располагает к откровенности, но и, скорее всего, повышает мотивацию давать социально желательные ответы, чтобы произвести впечатление на публику.
Профессиональные же опросники, например, MMPI, предназначены для использования в ситуации конфиденциальности (никто не прочитает ответы испытуемого, кроме психолога). Эти опросники содержат специальные шкалы, позволяющие корректировать ответы испытуемого и делать поправку на возможную ложь, учитывать социально желательные ответы. Настоящие опросники создаются в течение долгого времени, проходят целый ряд проверок и опираются на массивы статистических данных.
Все эти стандарты и процедуры, понятно, не имеют никакого отношения к набору вопросов, на которые когда-то ответил французский писатель.
Так что "опросник Марселя Пруста" - это просто эффектный (по мнению некоторых) журналистский прием - не более...