Меня живо интересуют факторы и механизмы, которые способствуют возникновению и поддержанию психологических мифов, формированию и укоренению веры в лженауку, увлеченности лжепсихологией. И как представляется, среди этих факторов не последнюю роль играет то, какую информацию получают люди в процессе получения образования.
Вот, в частности, образовательный стандарт по психологии предполагает, что студент-психолог должен изучать дисциплину, под названием «история психологии». Соответсвенно, возникает вопрос о том, есть ли в этой дисциплине что-то, что способствует переходу будущих психологов с научных на лженаучные позиции?
Да, есть.
К сожалению, большинство авторов, описывая историю психологии, стремятся преподнести материал так, что получается следующее: древние достаточно много знали о психике, причем по своей сути эти знания не сильно отличаются от познаний современной научной психологии.
Конечно, такая постановка вопроса понятна: авторам хочется искусственно увеличить возраст психологии как науки. Однако статус науки определяется не ее возрастом, а качеством ее методов и качеством получаемых с ее помощью результатов. Поэтому преувеличивать достижения древних нет никакой необходимости.
Более того, если преподносить знания древних о психике как знания точные и объективные, то студент-психолог (да и просто любой, кто читает учебник по истории психологии) начинет думать, что даже в отсутствие научных методов, только на основе умозрения, рассуждений и размышлений можно делать правильные выводы о психике, которые были бы вполне научными, т.е. точными и объективными. А это, в свою очередь, льет воду на мельницу различных коммерческих умозрительных построений на психологические темы, которые лежат в основе различным лжепсихологий, лженаучных психологических рецептов, психологической попсы и пр.
А теперь, давайте рассмотрим, как происходит преувеличение достижений донаучной психологии, на следующем примере:
псикомпас.рф/статьи/Об_истории_психологии