Лженаука в российских ВУЗах

Jul 09, 2013 20:08


Конечно, опасны лженауки, создаваемые вне официальной науки и распространяющиеся среди обывателей. Но еще опаснее лженаука, создаваемая в академических кругах: на кафедрах ВУЗов, в научных лабораториях.

Спрос на интенсивно развивающуюся настоящую науку может существовать только в интенсивно и динамично развивающейся стране. Является ли Россия такой страной - вопрос, выходящий за рамки настоящей статьи, но, я думаю, вдумчивый читатель знает на него ответ...

Как же делается наука в современных российских ВУЗах?

В первую очередь тут должны прийти на ум аспиранты. Действительно, кому же еще делать науку как не молодым и активным людям, которые только что окончили ВУЗ и, имея выраженные научные интересы, решили заняться научными исследованиями и написать диссертацию, чтобы заявить о себе научному сообществу и получить его признание в виде присвоения ученой степени кандидата наук. Но так ли происходит в нашей стране в большинстве случаев?

Я думаю, что не так.

Вот посмотрим для начала, кто у нас в основном становится аспирантом, защищается, получает кандидатскую степень?

Во-первых, бывшие студенты мужского пола, которые только что окончили дневной ВУЗ и над которыми висит армия. Соответственно, дневная аспирантура дает возможность получить от армии отсрочку, а если еще и защититься получится, то это вообще выводит из-под власти военкомата. Но поступит ли человек, движимый таким желанием в аспирантуру? Поступит, ведь спрос рождает предложение, а получающие копейки преподаватели готовы брать взятки за поступление в аспирантуру.

Во-вторых, аспирантами, соискателями становятся сами преподаватели ВУЗов, мотив которых тоже далек от познавательного и исследовательского. Дело в том, что ученая степень или прямо дает прибавку к заработной плате преподавателя ВУЗа, или же позволяет получить ученое звание, которое уж точно прибавку к заработной плате дает. Кроме того, показатель защиты профессорско-преподавательского состава ВУЗа - это важный для ВУЗа показатель. Поэтому ВУЗы подталкивают к защите своих сотрудников, многие из которых зачастую вообще не способны мыслить научно и заниматься научной работой.

Вообще большинство аспирантов ВУЗа - это бывшие студенты этого ВУЗа, а большинство преподавателей ВУЗа - это его бывшие или настоящие аспиранты. И здесь я позволю себе небольшое лирическое отступление.

Помню, когда я еще учился в школе, у нас в кабинете труда висел советский лозунг: «Дорога верная у нас: из школы - в ПТУ, из ПТУ - в рабочий класс». Не берусь судить о том, насколько радужные перспективы представлены в этом лозунге, но сегодня ситуация изменилась: поскольку качество образования в нашей стране падает год от года, да еще и экономика однобокая, не диверсифицированная, постольку найти работу по специальности становится все труднее, поэтому студенту после окончания ВУЗа остается только поступать на работу именно в этот ВУЗ, получать две копейки, но зато чувствовать себя устроившимся, а потом и защититься.

Итак, сотни (если не тысячи или не сотни тысяч) молодых людей поступают в ВУЗы, а потом - в аспирантуры просто, чтобы не попасть в армию, а вовсе не для того, чтобы приобщаться к достижениям современной науки, учиться, проводить исследования и делать открытия. Причем многие из таких людей остаются в ВУЗах в качестве преподавателей. Какое поколение воспитывают такие преподаватели, легко можно себе представить. И конечно, такое создание преподавателей на пустом месте приводит ко все возрастающему отрыву образования от практики. А уж какой вклад в науку могут такие «преподы» сделать!..

Вот такая вот наука…

Что еще тут важно понимать?

Дело в том, что преподаватель ВУЗа обязан заниматься научной работой. Он за эту работу отчитывается во время аттестаций, а заработная плата преподавателя напрямую зависит от показателей его научной работы. Показатели, правда, чисто формальные (например, нужно не менее одной статьи, опубликованной в иностранном научном журнале - нет проблем - публикуемся в каком-нибудь никому не известном малотиражном сборнике белорусского или украинского ВУЗа) и/или чисто количественные (например, нужно писать не менее трех статей в год, но качество этих статей никого не волнует). В этих условиях научная работа в виде написания статей преподавателями, конечно, ведется. Но статьи закономерно оказываются бессодержательными в научном плане и не соответствуют никаким стандартам современной науки.

«Как же так?» - спросит читатель. «Как же можно опубликовать в научном журнале ненаучную статью?!» - возмутится он.

Да очень просто. Спрос рождает предложение. Надо Вам статьи писать - создадим «карманный» журнальчик - пишите на здоровье.

И действительно, сегодня во множестве российских ВУЗов, есть такие «карманные» журнальчики (причем многие из них даже входят в так называемый «список ВАК»), в которых легко публикуется любая галиматья и ахинея, если ее написал сотрудник или аспирант этого ВУЗа.

Да и вообще в большинстве российских научных журналов сегодня написание рецензии на статью и принятие решения о ее публикации проводятся чисто формально: проплатили публикацию - ее напечатают или нужен автор статьи редакционной коллегии журнала - статью напечатают. Яркий пример - нашумевшая ситуация с «Корчевателем», с которой можно ознакомиться в сети.

Качество кандидатских, да и докторских диссертаций, учитывая все, изложенное выше, конечно, является сегодня в России катастрофически низким. А ВУЗы создают не только «карманные» научные журналы, но и «карманные» диссертационные советы. Вообще нормальный крепкий и хозяйственный ректор должен не только переключить на себя потоки от взяток за поступление, откаты от обслуживающих ВУЗ компаний и пр., но и способствовать созданию в ВУЗе журналов и диссоветов. Конечно, такие «карманные» советы преследуют не цели качественной экспертизы научных трудов, а более приземленные - денег на защищающихся заработать. В итоге как опубликовать в виде научной статьи можно любую галиматью, точно так же и защитить в виде диссертации можно любую ахинею: были бы деньги.

Причем плагиат в диссертациях - это только одна из проблем, а ведь сегодня в России успешно проходят защиту диссертации целиком псевдонаучные, не имеющие научной ценности, бессодержательные, написанные по заказу.

Да-да, диссертации сегодня тоже пишут по заказу, а не только дипломы и курсовые. Не верите - забейте в Google слова «диссертация на заказ» или «диссертация под ключ».

Преподаватели ВУЗов, действительно, пишут диссертации по заказу за деньги: зарплаты-то маленькие, а жить как-то надо. Вот и штампуются бессодержательные диссертации, построенные на очковтирательстве, плагиате и фальсификации научных исследований и полученных в них данных. Может преподаватель ВУЗа написать диссертацию и не ради денег. Дело в том, что, например, для получения профессорского звания, которое дает прибавку к зарплате, нужны защитившиеся аспиранты (не менее трех). Понятно, что если аспирантом может оказаться молодой человек, просто убегающий от военкомата (и часто не способный даже грамотно писать, не то, что заниматься научной работой), то диссертацию желающий получить профессорское звание напишет за него.

Контроль качества диссертаций сегодня в России, можно сказать, полностью отсутствует. И дело не только в том, что диссоветы и кафедры - это такие крепостные мануфактуры ректоров, зарабатывающие на организации защит лженаучных диссертаций. Дело в том, что в плане осуществления ВУЗами научной деятельности почти полностью отсутствуют механизмы сдержек и противовесов. Например, в современных Российских ВУЗах возможна абсурдная ситуация, когда научный руководитель аспиранта является одновременно и заведующим кафедры, на которой проходит предзащита (а это очень важная процедура), и председателем диссертационного совета, в котором диссертант защищается, и членом ВАК, которая утверждает  процедуру защиты.

В российских ВУЗах вообще процветает сегодня  коррупция, клановость, землячество, а ключевые решения принимаются под влиянием родственных и других неформальных, а, зачастую, и противозаконных, связей.

В частности, в ВУЗах нет реальных (а не формальных) конкурсов на замещение вакантных должностей.  По закону об открытии конкурса на замещение вакантной должности нужно объявлять в СМИ. Но реально этот закон легко обходится: объявления дают в каких-то никому не известных малотиражных газетенках, а не в известных СМИ, посвященных поиску вакансий. Выборность заведующих кафедрами, ректоров и пр. - это вообще фикция, поскольку в большинстве случаев такие выборы безальтернативны, а конкурсы на замещение вакантной должности заведующего кафедрой реально (а не на бумаге) закрыты для внешних игроков.

Все это приводит к тому, что ключевые должности, определяющие, в том числе, и качество научной работы, качество образования, занимают некомпетентные, но зависимые от ВУЗов (и взаимно зависимые) люди, которые ничего больше не умеют, кроме как создавать видимость научной и учебной работы, штамповать пустые диссертации, статьи и монографии. В итоге ВУЗы, научные лаборатории, кафедры занимаются, по сути, симуляцией научной деятельности, псевдонаукой и прямым шарлатанством.

Такого рода преграды стоят и на пути других состязательных механизмов, по идее, призванных гарантировать качество диссертаций:

  • оппонентами диссертанта становятся хорошие знакомые или какие-то еще нечужие диссертанту или его научному руководителю люди,
  • ведущей организацией становится организация, с которой есть взаимовыгодные связи,
  • отзывы на автореферат пишут хорошие знакомые, коллеги и пр.
Узость и семейственность мира современной российской «науки», взаимная зависимость его членов гарантируют отсутствие объективности. В криминологии все это называется емким термином «круговая порука».

Кроме того, лженаука в современных российских ВУЗах процветает в форме создания не имеющих под собой реальных оснований направлений научной работы, направлений подготовки (специальностей), учебных дисциплин. Дело в том, что каждый ВУЗ, каждая кафедра хочет создать такую специальность, чтобы по ней можно было открыть и бакалавриат, и магистратуру, и аспирантуру, и докторантуру, поскольку в этом случае - больше возможностей получать деньги.

Еще один способ заработать - это вводить часы из воздуха, для этого и создаются учебные дисциплины, не привязанные ни к какой науке и просто бессодержательные. Такие дисциплины ничему не учат, но часы, влияющие на оклад и на показатели кафедры, приписать позволяют. В итоге у масс студентов не формируется научное мышление - они привыкают, что лекции - это чушь, а семинары - бессмысленное времяпрепровождение.

А под новое (не существующее, фиктивное) научное направление можно выбивать у государства (или у аффилированных с ним фирм) деньги в виде грантов, а потом умело выдавать пустышки за научные достижения.

Да и вообще, я думаю, всем понятно, как получаются гранты в таких условиях: клановость, семейственность, круговая порука, откаты. А то, что делается на таким образом полученные деньги, как раз и является лженаукой в самой прискорбном смысле этого слова.

Вот так вот делается наука в современных российских ВУЗах.

В итоге, поскольку заниматься настоящей наукой в таких условиях не возможно, большинство способных и желающих ей заниматься уезжают за рубеж. А образованием и наукой в нашей стране занимается этакая бедная (за исключением высших должностных лиц ВУЗов) и замкнутая в себе каста, которая отстаивает не интересы собственно науки и образования, а только свои собственные. Ну а ВУЗы превратились в последнее прибежище для людей патологически ленивых, алкоголизированных, бессемейных, социально дезадаптивных. Конечно, бывают и исключения (и этих людей я уважаю всей душой), но, к сожалению, только подтверждающие правило…

лженаука в ВУЗах, качество образования, лженаука

Previous post Next post
Up