Сегодня в России помимо научной психологии (экспериментальной, имеющей развитый математико-статистический аппарат) действуют множество лже-психологий, лженаук о душе. Если перед Вами источник информации (сайт, книжка) по вроде бы психологической тематике, например, посвященный душе человека, его личности, характеру, психологическим проблемам, общению, отношениям, то важно суметь быстро понять, содержит ли этот источник информацию из научной психологии или же только лженаучные построения и измышления. Вот список критериев, которые помогут решить эту задачу.
Название. Лженаучные построения и измышления обычно, имеют название, специально придуманное изобретателем лженауки, чтобы придать лженауному учению научный лоск. Можно выделить следующие виды названий лженаук о душе.
1. Название, похожее на название науки (дианетика, соционика, эниология).
2. Название, состоящее из используемых в нормальной науке терминоэлементов (нейро-лингвистическое программирование).
3. Название, в которое входит слово «психология» (онтопсихология, трансперсональная психология).
Позиционирование. Чтобы что-то продать, это что-то необходимо правильно позиционировать, подать потребителю. Изобретатели лженаук о душе, обычно позиционируют свое детище одним из следующих перечисленных ниже способов.
1. Лженаучные построения и измышления прямо позиционируется как наука. Например, создатель лженауки под названием «дианетика» Хаббард назвал свою программную книжку так: «Дианетика: современная наука душевного здоровья».
2. Лженаука позиционируется по схеме «мое учение - это не наука, оно не может быть проверено научными методами, но при этом оно объективно описывает реальность и практически полезно» (Хаббард и Гриндер). Практика показывает, что не проверенные научным методом и не подтвержденные экспериментально и статистически измышления и построения, как правило, оказываются бесполезными, а зачастую и вредными для пользователей, адептов, причем как с точки зрения кошелька, так и с точки зрения здоровья психики и даже здоровья организма.
3. Лженаука позиционируется как синтез всего лучшего, что есть в науке и практике. Поскольку создается лженаука, как правило, людьми некомпетентными в тех областях, из которых таскаются идеи и приемы, то получающаяся окрошка в итоге приводит к расстройству кишечника.
4. Иногда лженаучные учения позиционируются как имеющие особую (даже вселенскую) значимость. Например, дианетика позиционируется как спасение человечества, а последователи Хаббарда на полном серьезе хотят «клировать» всю планету.
Используемые понятия (термины). Лженауки о душе сразу дезавуируют себя, если посмотреть на используемый ими понятийный аппарат.
По форме понятия (термины), используемые в лженауках о душе таковы:
- принятые в нормальной науке (рефлекс, психика), но использующиеся неправильно или весьма специфически, например, «модель» в НЛП, в соционике, «информация» в соционике.
- созданные специально из научных терминоэлементов (субмодальности, метапрограммы) и/или по образцу научных (чанкинг, четырехкортежность, деклатим)
- скрыто-оккультные (подсознание, ресурсы в НЛП)
- оккультные, мифологические, религиозные термины: чакры, энергия в соционике
- обобщенные и абстрактные, но позитивные: успех, ресурсы, эффективность, лидерство
Вообще любая лженаука обязательно сопровождается порождением новояза. А при чтении лженаучных текстов, испещренных новоязными словечками, может возникнуть головокружение и тошнота: одитор, тетан, чанкинг, четырехкортежность, деклатим, квестим, баунсер, метапрограмма, субмодальность, миражник, зеркальщик и т.д. и т.п. Это напоминает такие явления как технотреп и словоблудие.
По сути же понятия (термины), на которых строятся лженауки о душе:
- имеют неясный объем (какие предметы/явления/свойства описываются данным понятием не ясно);
- имеют неясное содержание (каковы особые черты этих предметов/явлений по сравнению с другими предметами/явлениями/свойствами не ясно);
- не являются операциональными и вообще операционализируемыми.
Такими же по сути словами оперируют и различные гадатели, предсказатели, и экстрасенсы: чем менее ясны и чем более многозначны понятие, текст, тем легче убедить потребителя в их истинности. На такого рода понятиях, словах и формулировках основан и
эффект Форера (эффект Барнума), и так называемое «холодное чтение».
Созданы все лженауки о душе не в рамках нормальной науки (психологии), и, зачастую, вообще человеком, не обладающим соответствующей квалификацией. Иногда изобретатель лженауки не скрывает, что не имеет соответствующей квалификации, иногда такую информацию можно найти в интернете.
Дело в том, что...
Читаем дальше?