Здравствуйте, дорогие френды! На днях я вновь заглянул в книжный магазин и обзавелся свежим чтивом. Но вот что интересно :) помимо традиционной фантастики и детективов, приобрел кое-что для себя новенькое - пару брошюр на тему «как стать успешным предпринимателем» и «как начать дело с нуля». Честно скажу, всегда относился к подобным книжкам с пренебрежением… А тут то ли настроение такое было, то ли так звезды сошлись. И не пожалел! Оказывается, в подобных книгах можно встретить довольно интересную и полезную информацию.
В общем, даже если Вы не собираетесь прямо сейчас все бросать и «уходить в бизнес» (я лично совсем не собираюсь), есть над чем задуматься…
Знать все не обязательно! Но умным и креативным быть необходимо…
Первое, что меня больше всего удивило - то, что в историях многих удачных бизнесменов очень часто фигурирует такая вот фраза: «Я ничего не смыслил в этой области, но…». Оказывается, чтобы добиться успеха, вовсе не обязательно разбираться в нюансах, связанных с тем продуктом, который Вы соберетесь реализовывать. Не надо штудировать горы литературы, разбираться в этапах производственного процесса, и прочая, и прочая… Ваше дело - продавать! Впрочем, это не значит, что можно вообще ничего не знать и тем не менее «грести бабло». Нет! Но прийти в бизнес с минимумом информации - вполне нормально. Понимание и опыт придут в процессе.
Впрочем, кое-что все же нужно знать: емкость рынка, какова конкуренция и, самое главное, какую примерно прибыль Вы можете получить, если займетесь выбранным делом. То есть, нужен анализ рынка. Крупные бизнесмены для этого привлекают специалистов из видных консалтинговых компаний… А если Вы обычный студент или инженер? Что ж, ничего страшного. По мнению тех же «акул бизнеса» самый лучший анализ рынка - тот, что… умещается на клочке бумаги размером с салфетку! Главное, рассчитать приблизительную емкость рынка и оценить перспективы его развития (а значит, и ваши перспективы).
Просто отлично, если товар принципиально новый - тогда рынок либо полностью отсутствует, либо находиться в зачаточном состоянии. Первопроходцам практически всегда удается занять лидирующее положение, установить высокую цену и «снять все сливки»… Но такое возможно, только если у Вас имеется нестандартное новаторское мышление, зашкаливающий уровень ай-кью и, желательно, руки «из того места». Ну, а если нет, придется пробивать себе дорогу на каком-то из уже существующих рынков… Можно, например, улучшить уже существующий продукт или придумать какую-то оригинальную «фишку». Например, подавать завтрак клиентам в парикмахерских или создать сеть ресторанчиков для владельцев домашних животных - чтобы блюда подавали и хозяевам, и их питомцам. Если улучшение получиться действительно удачным и покупатели его оценят, то Вы тоже в накладе не останетесь ;)
А деньги где брать?
Финансовый вопрос - один из самых важных. Но отчаиваться не стоит. Оказывается, даже у сильных мира сего с финансами все обстоит не так уж гладко. Деньги - очень странное явление, их всегда либо мало, либо очень мало. Поэтому умение искать (и находить!) деньги среди предпринимателей ценится очень и очень высоко. Уж точно, не меньше ума и креативности. Ведь без денег все гениальные идеи - коту под хвост…
Итак, своих денег никогда не хватает. Что же делать? Известно что: брать взаймы, привлекать капитал отовсюду, откуда только можно. Банковские кредиты, займ у друзей, залог. Если не жалко, можно продать часть имущества. Очень хорошо, если найдется партнер, с которым можно будет поделить все издержки. Но в таком случае и прибыль придется делить. А тут уже могут возникнуть всевозможные конфликты и недопонимания. Что ж, за все в этом мире приходится платить…
Бизнес план - простой, как все гениальное
Идея есть, краткий анализ рынка сделан, источники финансирования определены. Самое время писать бизнес-план! Не пугайтесь, в этом тоже нет ничего сложного. Насколько я сумел убедиться, в Интернете можно найти просто гору информации на эту тему: примеры, методики, подходы… Мне больше всего понравилась концепция «4P», которая расшифровывается как «Product - Price - Place - Promotion» (переводится «Продукт - Цена - Место - Продвижение»). Каждое «P» нужно сформулировать и обосновать. То есть, Вы как бы раскладываете весь ваш план по этим четырем полочкам и делаете общий вывод о целесообразности реализации данного проекта.
Р1 (продукт) - то, что Вы будете продавать (товар или услуга). Как я уже сказал, специалисты рекомендуют выбирать принципиально новый товар или создавать преимущества уже существующему. Клиентов нужно привлекать новизной, пусть даже «слегка» надуманной (например, «более удобный» дизайн, другой цвет, какие-то модные «фишки»).
Р2 (цена) - сколько денег Вы запросите за единицу товара (услугу). Тут важно учесть несколько нюансов. Во-первых, не надо сильно «задирать» цену: неоправданно дорогой товар сложнее реализовать, а значит, бизнес может не окупиться. Во-вторых, цену нельзя занижать - «подозрительно низкая» цена вызовет сомнения, а если Вы позднее захотите ее повысить, то покупатели могут на это крайне негативно отреагировать (ведь они уже привыкли к другой!). Сюда же относится политика скидок и распродаж. Она помогает привлечь новых покупателей, но и ее нужно использовать «с умом», иначе Вы просто испортите рынок.
Р3 (место) - здесь учитывается и способ продажи (Интернет, оффлайн-магазин, прямые продажи), и непосредственно то место, где будет располагаться офис. Важно выбрать такое расположение офиса и такой способ реализации, который будет максимально удобен для ваших клиентов. Так Вы сможете бес проблем увеличить их число, а значит, и прибыль.
Р4 (продвижение) - сюда относится реклама, схема продаж, раскрученность бренда и т.п. Главное правильно выбрать стратегию продвижения и формирования спроса, иначе велик риск «наломать дров». Например, не стоит рекламировать и продавать элитный товар среди людей с низким достатком. И престижность товара уроните, и новых покупателей не приобретете.
А напоследок несколько советов от известного российского предпринимателя Олега Тинькова (очень интересный и умный человек, о котором я вычитал в своих книжках):
- Пользуйтесь Интернетом! В Интернете Вы найдете массу полезной информации, которая пригодиться Вам для составления анализа рынка, бизнес плана и т.п.
- Не стесняйтесь устанавливать высокую цену. Как отмечает Тиньков, начинающие предприниматели часто осторожничают и необоснованно занижают цены. Зря! Странно, но факт - если по высокой цене ваш товар не покупают, то по низкой его тоже мало кто купит. Надо менять не цену, а товар и способ продажи!
- Сконцентрируйтесь на чем-то одном. Гоняться за двумя зайцами - занятие неблагодарное.
- Доверяйте своему «чутью». Интуиция - это очень важно! Именно она помогает выгадать момент, выбрать правильное направление, найти деньги. Тут есть что-то иррациональное… Как говорится, необъяснимо, но факт.
Интересно, а среди моих френдов есть предприниматели?