Как бы я не любил фантастику и как бы не желал, чтобы машина времени существовала, должен сознаться, что здравый смысл препятствует мне верить в это. Главным и, пожалуй, единственным аргументом против самой возможности путешествовать во времени являются неизбежные и неразрешимые парадоксы, которые возникнут при попадании в прошлое или будущее.
(
Read more... )
Вы сказали, что хотели бы знать, “ЧТО такое время с физической точки зрения”, но именно об этом, как мне показалось, ничего и не говорили. Учёные-физики строят различные теории в отношении времени, пытаются его изучать. Но современная фундаментальная физика, как об этом говорят знающие люди, находится в состоянии кризиса. Назрела необходимость пересмотра старых концепций, но старики держатся за свои постулаты мёртвой хваткой, что сильно тормозит развитие науки. Когда-нибудь надо прекращать это безумие с долбёжкой частиц в ускорителях :)
Но нам не достаточно физики, нам важно понять смысл времени, для чего оно. И тут не обойтись без философии, без метафизики. Отец Игорь, чей текст я привёл в своём комментарии, вовсе и не пытался говорить о физике времени; образы, предложенные им, - это лишь попытка показать соотношение времени и вечности, а не определение их.
Вы пишете, что вечность - это “фундаментальная неизменяемость”. Думаю, что это утверждение нуждается в дополнительных объяснениях, иначе можно подумать, что вечность представляется вам как некое подобие нирваны.
“Время - атрибут относительного бытия. Во времени нет прошлого: оно безвозвратно исчезло; во времени нет будущего: оно только предполагается; во времени нет настоящего: это луч, не имеющий ни длины, ни ширины, беспрерывно скользящий от уже потерянного прошлого к еще не существующему будущему. Пока наши органы чувств пытаются зафиксировать время как настоящее, оно уже прошло, превратилось в прошлое, эта волна пронеслась мимо нас. Значит, настоящее - лишь воспоминание о недавнем прошлом, косность органов наших чувств, которые доносят до нас мгновение, которого уже нет. Значит, настоящее - это только след прошлого и ожидание будущего.
Сама смерть - это не выход из времени; просто душа человека переходит в состояние нового восприятия времени, неведомое нам. Время исчезнет тогда, когда небо и земля сгорят в космическом пламени[5], которое не уничтожит, а преобразит мир. До Страшного Суда время царит не только на земле, но и на небе и в преисподней. Души святых ждут воскресения тел, души грешников - милости Божией по молитвам Церкви и тех, кто творит милостыню за них на земле. Изменение предполагает время, это движение по горизонтали. Вечность - это движение по вертикали, в ней нет изменений как переходов из одного состояния в другое, в ней - раскрытие содержания человеческой души.
В вечности нет той потери бытия, которую философы называют асимметрией времени: там нет периодов, которые сменяются один другим; вечность - это не неподвижность, не статика, но движение, динамика, только иного характера, нежели динамика времени.
Время одномерно, а вечность многомерна. Понять это трудно. Предположим, плоскость, которая двухмерна, получила третье измерение, стала объемной. Так, образно говоря, и в вечности: то, что было одномерным, становится многомерным, и человек, не теряя прошлого, расширяет настоящее, и в этом настоящем через приобщение к благодати открывается все новое и новое: новые объемы бытия, новые емкости восприятия. Время - это перемена; перемена связана с потерей. В вечности - новое без потерь. Вечность - это истинное бытие. Время - это этап. Время не переходит в вечность, и вечность не переходит во время. Время проходит на фоне вечности. Это период становления, утробный период вечности. В Апокалипсисе говорится, что после Страшного Суда времени уже не будет”.
И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам (Откр. 10, 5-7).
(Текст из книги архимандрита Рафаила (Карелина) выделен курсивом и кавычками. Полный текст статьи здесь - http://sergey-tikhonov.livejournal.com/151092.html)
Reply
Не совсем понял, почему Вам не нравится "фундаментальная неизменяемость". Не претендуя на исчерпывающее описание, всё-таки считаю это словосочетание удачным и уместным. С нирваной едва ли тут стоит делать сравнение: нирвана есть фундаментальное небытие, буквально "угасание", уход в ничто. Моя же неизменяемость выстраивается в параллель с известным атрибутом Бога.
В приведённой цитате очевидна полная гармония с моими взглядами на время. Спасибо за удачно подобранную цитату. Что касается вечности, судить не берусь. Возможно, автор прав в её описании. А может быть, в чём-то не корректен. О вечности рассуждать - неблагодарное дело.
Мне тоже приходили на память эти слова из Апокалипсиса. "Времени уже не будет" - ключевая фраза, ставшая отправной посылкой в рассуждении, что время есть ценность преходящая, а значит это никакая не ценность и, можно сказать, вообще ничто.
Я догадываюсь, почему Вы заговорили о буддизме. Действительно, ортодоксальному буддисту свойственно утверждать, что всё есть майя, иллюзия, на самом деле ничего не существует, ни материи, ни личности, ни мира, ни времени. А что, если буддизм и родился из верной убеждённости Гаутамы в преходящести бытия? Да, собственно, так и было. Он увидел, что всё проходит, люди неизбежно стремятся к старости и смерти и т.д., но он не знал рубежей и пошёл дальше - вплоть до отрицания самого бытия. Христианству же известны вещи как преходящие, так и не преходящие.
С праздником Крещения Господня!
Reply
Leave a comment